Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО СТИХОТВОРЕНИЮ В ПРОЗЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «МАША»

Арлова А.П. 1
1 МБОУ «Лицей Климовска», учитель русского языка и литературы
1. Капитанова Л.А. Автор-составитель. Тургенев в школе: Книга для учителя. М., Дрофа. 2002.
2. Стихотворения в прозе. И.С. Тургенев; (вступ. ст. Л.Озерова «Заповедное слово И.С. Тургенева»); худож. А. Милованов.- М., Детская литература, 2008 (Школьная библиотека).
3. Тургенев И.С. в воспоминаниях современников: В 2т. М., 1983.
4. Русские имена и фамилии. Н.И. Шейко. – М.: Вече, 2005.
5. Интернет-ресурсы.

Сценарий урока

Тема урока « …С нею знают радость и беду» (интегрированный урок по стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Маша»).

Это интегрированный урок (литература + русский язык + психология), главная цель которого – обучение смысловому чтению, формирование читательской компетентности учащихся среднего звена, воспитание талантливого читателя.

Продолжительность занятия – 2 часа. Аудитория: 8-9 классы.

На уроке используются такие современные педагогические технологии, как технология продуктивного чтения, творческая мастерская и элементы игровых технологий.

К уроку выполнена презентация, которая является не только наглядным средством обучения, но и помогает эффективному применению технологий. Для учащихся составлен глоссарий.

В помощь учителю создано приложение из 4 частей.

Урок должен способствовать развитию у подростков мотивации задавать вопросы автору в ходе чтения и самостоятельно искать на них ответы в тексте; читательской интуиции, антиципации, умения самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между поступками и событиями; умения вырабатывать собственное мнение на основе личного опыта и объективного критического осмысления ситуации; умения чётко и корректно выражать свои мысли (устно и письменно); умения убедительно аргументировать свою точку зрения и при этом учитывать точки зрения других.

Ход урока

I. Этап антиципации (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Слайд № 2

– Добрый день, дорогие ребята. Сегодня вас ждёт встреча с новым произведением. Скажите, пожалуйста, а с чего обычно начинается знакомство с книгой? Правильно, с прочтения его заголовка.

– А какое значение имеет название книги для понимания её смысла? (2-3 ответа) Слайд № 3

Название произведения, которое мы с вами сегодня будем читать, я вам не скажу. Но если вы проявите смекалку и знания, то сможете отгадать название сами.

1. Этап индукции.

1. Вначале я попрошу всех девочек класса громко и с любовью произнести свои имена (произносят по очереди)

– Как вы думаете, зачем я вас об этом попросила?

– Правильно, произведение, которое мы с вами будем сегодня читать, названо женским именем (учитель сообщает, есть или нет, это имя в классе, но не называет его.)

2. Это имя имеет древнееврейское происхождение и означает « горькая, любимая Богом, упрямая». Какие у вас предположения? (дети высказывают 2-3 предположения)

3. Оно очень часто встречается в повестях А.С. Пушкина. Замечу, что в данном произведении это имя употреблено не в полной форме. Как же, по- вашему, как оно называется?

2. Название произведения.

– Итак, оно называется (анимация к слайду № 3) «Маша».

– Как вы думаете, о чём оно может быть и кто его герои?

– Попробуйте предположить, каким настроением будет проникнуто это произведение.

2. Автор произведения. Слайд № 4

– У любой книги есть автор. С помощью фото-подсказок на слайде отгадайте, кто написал « Машу». (Орёл, Спасское – Лутовиново, Москва, Полина Виардо)

– По опорным словам на слайде составьте, пожалуйста, об Иване Сергеевиче Тургеневе небольшой текст (8-10 предложений), добавив информацию о главных темах в его творчестве и назвав самые известные произведения писателя.

3. На титульном листе книги можно прочитать информацию о жанре произведения. Жанр данного произведения – стихотворение в прозе. Стихотворения в прозе Тургенева можно назвать и другим термином – лирические миниатюры. Слайд № 5

– Что вы знаете о данном жанре? (2-3 ответа уч-ся)

4. Место действия. Для понимания смысла художественного текста немаловажное значение имеет и то, где происходят события.

– Посмотрите, пожалуйста, на современные фото и определите место действия (Петербург). Слайд № 6

– Были ли вы в Петербурге? С помощью одного предложения выскажите своё мнение о нём.

Иллюстрации к произведению. Многие художественные произведения имеют иллюстрации. Слайд № 7

В сборнике « Стихотворения в прозе» (изд. М., Детская литература, 2008 г.) почти к каждой миниатюре есть иллюстрация художника А Милованова.

– Попробуйте уточнить, кто главные герои произведения «Маша».

– Картина Василия Ивановича Сурикова «Вечер в Петербурге», написанная в 1871 году, на мой взгляд, очень наглядно даёт представление о времени действия в рассказе Тургенева. Слайд № 8

– Соотнесите с датой написания самого текста (она часто указывается в конце произведения – Апрель 1878 года)

– Что нового вы поняли о содержании рассказа?

5. Ключевые слова в 1-ом предложении. Слайд № 9

– По опорным словам и ранее найденным « подсказкам» попробуйте предположить содержание текста. (Все черновики с предполагаемым сюжетом сдаются учителю для анализа, но не для оценивания отметкой)

– И вот настало долгожданное время, когда вы можете лично познакомиться с текстом стихотворения в прозе И.С. Тургенева « Маша» и проверить все свои предположения.

II. Первичное (самостоятельное) чтение текста рассказа «МАША» (с записью 5-7 смысловых вопросов, которые на карточке сдаются учителю). Слайд № 9

III. Работа с текстом во время повторного чтения.

– Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о произведении.

– Скажите, совпали ли ваши предположения о содержании миниатюры с текстом И.С. Тургенева?

– Ребята, встретились ли вам слова- незнакомцы, которые нуждаются в объяснении? Давайте составим глоссарий к тексту. Слайд № 10

– Ребята, а теперь вместе ещё раз прочитаем текст и побеседуем с автором. Итак, первое предложение (читает учитель).

– На какие детали следует обратить внимание? Слайд № 11

– Жил ли в Петербурге автор – И.С. Тургенев? Можете уточнить, когда именно? Какой вывод можно сделать относительно содержания рассказа на основании данного факта?

– Кто такие были ночные извозчики? Почему они покидали деревню, дом, семью и работали ночью в Петербурге?

– Выражено ли отношение барина к ним? Что вам помогло это понять?

– Каким увидел ночного извозчика барин? Какие детали портрета он особенно подчёркивает? Почему?

– Жалуется ли сам извозчик на свою несчастную долю? Почему нет?

– Как барин всё-таки замечает эту грусть? О чём это свидетельствует?

– Интересуется ли барин причиной печали извозчика ? Формально, по-вашему, или нет? Почему вы так решили?

– Отвечает ли извозчик? Сразу? Почему?

– Сравните по объёму реплики участников беседы. Меняется ли он?

– Объясните, почему объём речи молодого извозчика постепенно растёт.

– А чем можно объяснить короткие вопросы барина?

– Какова же причина печали « богатыря»? Отчего его жена умерла?

– Почему барин уточняет, любил ли извозчик её? (потеря любимых, близких людей особенно тяжела)

– Какую часть диалога барина и молодого извозчика, по-вашему, можно назвать кульминацией и почему? (учитель зачитывает её)

– Какие детали рассказа « парня» свидетельствуют о тяжести его переживаний, о глубине его чувств (многочисленные паузы в его рассказе, контрастные жесты; обилие восклицательных предложений)

– Одинаковые ли эмоции, чувства выражены с помощью восклицательных предложений в кульминационной сцене? Конкретизируйте это по тексту (тяжесть на душе, надежда, злость, безнадёжность, грусть, сила любви)

– Что обозначает фраза « ненасытная утроба»? Является ли она общеупотребительной? Почему её использует извозчик? (вызов судьбе)

– Некоторые люди утверждают, что мужчины не должны плакать, ибо это будет говорить об их слабости. А какие чувства у барина вызывают слёзы несчастного парня и почему? А у вас?

– Для чего в этот эпизод автором введён образ сверчка, который трещал?

Справка. Издавна на Руси сверчка звали «запечный соловей». Сверчок в избе раньше считался у крестьян символом семейного, домашнего очага. Давно было замечено: на его пение влияет температура. Когда в доме тепло, звук более высокий, интервалы между трелями короче. При похолодании мелодия замедляется, в ней появляется треск.

– Зачитайте финальную часть беседы барина и извозчика.

– Какова здесь роль фразы « он выдавил рукавицей из глаз слезу»?

– Когда извозчик резко прервал драматическую беседу, как и почему отреагировал на это собеседник?

– Почему барин, оплачивая проезд, дал извозчику « лишний пятиалтынный»?

– Как ответил на это несчастный? Почему?

– Какую роль в последнем абзаце выполняет разговорное слово «поплёлся»? Слайд № 11

– Зачем в конце истории И.С. Тургенев вводит образ «пустынной улицы, залитой седым туманом январского мороза»? Подберите синоним к выражению « пустынная улица» («безлюдная улица»). Почему писатель не использовал этот синоним?

– Показывает ли автор читателю, справился ли его герой со своим горем?

– Почему автор оставляет концовку произведения открытой?

– Какая форма повествования, использованная Тургеневым, помогает глубже передать драматизм ситуации? (Динамичный диалог с участием автора- рассказчика. Диалог дает возможность постижения любого явления с разных позиций.)

– Итак, давайте возвратимся к тому, с чего мы сегодня начали урок – к названию данного стихотворения в прозе.

– Ребята, почему же оно названо И.С. Тургеневым « Маша», хотя эта героиня, говоря театральным языком, «внесценический персонаж», а вот извозчику почему-то автор даже не дал имени?

– Ребята, какова же главная мысль лирической миниатюры И.С. Тургенева?

– Ребята, а кто помнит эпиграф к нашему уроку? Правильно, « … С нею знают радость и беду» (это слова русского поэта Сергея Есенина) Согласны ли вы с моим выбором и почему? Слайд № 12 Музыка

IV. Работа с текстом после чтения. Слайд № 13

Слово учителя об истории создания сборника « Стихотворения в прозе» («Senilia») с опорой на воспоминания Михаила Матвеевича Стасюлевич (1826-1911)

См. Приложение № 3

– Ребята, я надеюсь: вы убедились, что писателю И.С. Тургеневу свойственна необыкновенная чувственность в восприятии окружающей жизни. Давайте обобщим отличительные черты жанра « стихотворения в прозе» Слайд № 14

– Друзья, а как вы относитесь к советам людей? На какие темы могут быть советы? А сами вы их кому-то давали и в связи с чем?

– Ребята, а вот какой совет даёт читателям во вступлении к сборнику

«Стихотворения в прозе» («Senilia») сам автор Иван Сергеевич Тургенев. Слайд № 15

– Объясните, пожалуйста, « необычные» слова: « сподряд», «враздробь» (сподряд – подряд, враздробь – порознь)

– В чём же смысл совета писателя?

Рефлексия.

– Ребята, считаете ли вы, что внимательно прочитали и хорошо поняли содержание миниатюры « Маша»? (поднимают руку при положительном ответе)

– Чтобы по- настоящему проверить, насколько «продуктивно» вы сегодня поработали, я предлагаю вам ролевую игру « Экспертиза».

Социоконструкция.

Работа в парах по написанию кратких характеристик барина и молодого извозчика в форме синквейна (5 мин.) Слайд № 16 Образец синквейна.

Социализация (5-8 минут) Выступление 5-7 уч-ся

Социоконструкция. (10-12 мин.) Слайд № 17

Каждой группе из 4-х человек даётся пакет с индивидуальным заданием – по алгоритму провести независимую экспертизу и написать отчёт)

Алгоритм действий:

– рассмотрите внимательно карточку с символической фото-композицией;

– соотнесите ваши наблюдения с содержанием миниатюры И.С. Тургенева;

– на основании сделанных выводов сформулируйте проблему, поднятую автором;

– опираясь на текст Тургенева, напишите эссе по данной проблеме (8-12 предложений), показав её актуальность и в наше время.

Цель работы в группах по написанию сочинений- рассуждений – пополнение банка аргументов к части «С» ЕГЭ по русскому языку.

6. Афиширование (чтение вслух сочинений от групп) -10-15 мин.

Перед выступлением представителя группы на слайде демонстрируется фото-композиция, а после ответа высвечивается учительский вариант формулировки проблемы (для редактирования, если нужно)

Проблематика (Слайды № 18-23)

– проблема милосердия, сострадания в отношениях людей друг к другу(3 гр.);

– проблема безутешности горя в связи со смертью любимого человека (2 гр.);

– проблема материальных трудностей в жизни простого человека(5 гр.);

– проблема одиночества человека в огромном мире (1гр.);

– проблема безопасности ночного городского транспорта (4 гр.);

– проблема смертельной опасности для людей эпидемий (6 гр.);

(если в классе будет меньше групп, то оставшиеся проблемы озвучиваются и по желанию обсуждаются коллективно)

– Скажите, пожалуйста, с какими проблемами, поднятыми Тургеневым в миниатюре « Маша», вы сталкивались в своей жизни?

V. Рефлексия. Слайд № 24

– Ребята, вот и наступило время подвести итоги нашей с вами большой работы. Я благодарю вас за активность, сообразительность, откровенность. В заключение мне хочется задать вам ещё несколько вопросов:

– Можете ли вы продолжить строчку «Сегодня на уроке я впервые задумался (ась) о том,….? Озвучьте, пожалуйста.

– Испытывали ли вы сегодня на уроке трудности? Когда? Почему?

– Выскажитесь, пожалуйста, что для вас было особенно интересно на уроке.

– Поделитесь, пожалуйста, своими личными достижениями на уроке.

VI. Заключительное слово учителя. Слайд № 25

– Как вам кажется, что думал И.С. Тургенев, как встретит публика его лирические миниатюры? Почему? (Он с печалью думал, что «река времён в своём течении унесёт в лоно забвения эти лёгонькие листки» (из письма Д.В. Григоровичу)

Слово учителя. В реальности получилось всё наоборот: « Стихотворения в прозе» Ивана Сергеевича Тургенева вызвали много положительных откликов как у современников писателя, так и у наших современников: так, в 1883 году Павел Васильевич Анненков- русский литературный критик, историк литературы и мемуарист, называл «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева «тканью из солнца, радуги и алмазов, женских слёз и благородства мужской мысли», а писатель 2 половины 20 века Виктор Петрович Астафьев – « маленькими шедеврами классика» А вы сегодня сумели подтвердить, что они актуальны и в 21 веке, то есть более 130 лет спустя, что говорит, конечно, о таланте их создателя: его поэтическом мастерстве, глубине мысли, выразительности и богатстве речи.

Желаю вам это понять и почувствовать ещё не раз. А для этого нужно не просто уметь читать, а читать правильно. Этому и был посвящён наш урок.

VI. Домашнее задание. Слайд № 26

1. Оформление страниц дневника читателя по стихотворению в прозе И.С. Тургенева « Маша».

2. Сочинение-эссе на материале одного из стихотворений в прозе И.С. Тургенева: « Деревня» или « Памяти Ю.П. Вревской»

P.S. Слайд № 27 « … с нею знают радость и беду».

О любви написано очень много романов, повестей, рассказов и, конечно, стихотворений, и ещё будет написано не меньше. Но всё равно всего не скажешь, потому что у каждого человека своя история любви. Поэтому впереди у нас ещё не один разговор на эту тему.

Благодарю за внимание!

Приложение № 1

И.С. Тургенев «Маша»

Проживая – много лет тому назад – в Петербурге, я, всякий раз как мне случалось нанимать извозчика, вступал с ним в беседу.

Особенно любил я беседовать с ночными извозчиками, бедными подгородными крестьянами, прибывавшими в столицу с окрашенными вохрой санишками и плохой клячонкой – в надежде и самим прокормиться и собрать на оброк господам.

Вот однажды нанял я такого извозчика… Парень лет двадцати, рослый, статный, молодец молодцом; глаза голубые, щеки румяные; русые волосы вьются колечками из-под надвинутой на самые брови заплатанной шапоньки. И как только налез этот рваный армячишко на эти богатырские плеча!

Однако красивое безбородое лицо извозчика казалось печальным и хмурым.

Разговорился я с ним. И в голосе его слышалась печаль.

– Что, брат? – спросил я его. – Отчего ты не весел? Али горе есть какое?

Парень не тотчас отвечал мне.

– Есть, барин, есть, – промолвил он наконец. – Да и такое, что лучше быть не надо. Жена у меня померла.

– Ты ее любил… жену-то свою?

Парень не обернулся ко мне; только голову наклонил немного.

– Любил, барин. Восьмой месяц пошел… а не могу забыть. Гложет мне сердце… да и ну! И с чего ей было помирать-то? Молодая! здоровая!.. В един день холера порешила.

– И добрая она была у тебя?

– Ах, барин! – тяжело вздохнул бедняк. – И как же дружно мы жили с ней! Без меня скончалась. Я как узнал здесь, что ее, значит, уже похоронили, – сейчас в деревню поспешил, домой. Приехал – а уж зa полночь стало. Вошел я к себе в избу, остановился посередке и говорю так-то тихохонько: «Маша! а Маша!» Только сверчок трещит. Заплакал я тутотка, сел на избяной пол – да ладонью по земле как хлопну! «Ненасытная, говорю, утроба!.. Сожрала ты ее… сожри ж и меня! Ах, Маша!»

– Маша! – прибавил он внезапно упавшим голосом. И, не выпуская из рук веревочных вожжей, он выдавил рукавицей из глаз слезу, стряхнул ее, сбросил в сторону, повел плечами – и уж больше не произнес ни слова.

Слезая с саней, я дал ему лишний пятиалтынный. Он поклонился мне низехонько, взявшись обеими руками за шапку, – и поплелся шажком по снежной скатерти пустынной улицы, залитой седым туманом январского мороза.

Апрель, 1878 г.

Приложение № 2

Глоссарий к тексту «Маша»

Оброк – одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами, ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян.

arl1.tif

Пятиалтынный – (пять алтынов) – русское разговорное название монеты в 15 копеек. Три копейки – традиционный номинал русской денежной системы, первоначально называвшийся алты?н или алты?нник (от тат. алты – шесть или тат. алтын – золото). В XV веке алтын равнялся 6 московским или 3 новгородским деньгам.

Армяк – В старину у крестьян: кафтан из толстого сукна. Армяк (первоначально «ормяк») – верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани (изначально из верблюжьей шерсти). С капюшоном, без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём. Напоминает шерстяной, тёплый халат. Носят зимой, в холодное время.

Холера (греч. cholera) – острое инфекционное кишечное заболевание человека, имеющее тенденцию к эпидемическому распространению; относится к карантинным болезням.

Вохра – жёлтая земляная краска; землянистый рыхляк, окрашенный железом.

Приложение № 3

Слово учителя об истории создания сборника « Стихотворения в прозе» («Senilia») с опорой на воспоминания Михаила Матвеевича Стасюлевич (1826-1911)

– старинного приятеля И.С. Тургенева, русского историка и публициста, с 1866 по 1908 год – редактора либерального литературно-художественного журнала «Вестник Европы», в котором в 1882 году в декабрьском номере было опубликовано 51 стихотворения в прозе. «Стихотворения в прозе» писались за границей, в местечке около Парижа, в Буживале, в последние, тяжёлые годы жизни писателя, когда он был смертельно болен. Тетрадка 1878 – 1879г.г. с черновыми записями будущих лирических миниатюр имела заглавие «Posthuma» (лат.) – «посмертное», говорящее о том, что эти произведения не предназначались к печати при жизни автора. Потом он придумал иное название: «Senilia» – в переводе с латинского «старческое» или «песни старости». Всего Тургеневым было создано 83 стихотворения. Вот что воспоминал об этом Михаил Матвеевич Стасюлевич (1826–1911) – русский историк и публицист, с 1866 по 1908 год – редактор либерального литературно-художественного журнала «Вестник Европы», старинный приятель И.С. Тургенева, который посетил писателя в Буживале 31 июля (12 августа) 1882 г. (ровно за год до смерти): «Я думал встретить его расслабленным, на костылях, а потому я был приятно удивлен, услышав громко им произнесенное: войдите! Он сидел за своим кабинетным столом и что-то писал; увидев меня, он быстро встал и пошел ко мне навстречу». В беседе с писателем он полюбопытствовал, верен ли разошедшийся по Европе слух. Русские и даже английские газеты сообщали о том, что Тургенев трудится над новым большим романом. Стасюлевич желал узнать, соответствует ли истине это «приятное известие». Иван Сергеевич категорически отверг вести о том, что якобы напишет большое произведение. В доказательство «он достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть? – он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину. «Это мои материалы, – заключил он, – они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу…Я запечатаю все это и отдам на хранение до моей смерти». …Я просил его, не прочтет ли он мне хоть что-нибудь из этих листков. Он и прочел сначала «Деревню», а потом «Машу». « «Мастерское его чтение подействовало на меня так, что мне не надо было ничего к этому присоединять», – вспоминал Стасюлевич. Он понял, что в руках его оказался настоящий шедевр. Тургенев объявил, что между этими фрагментами есть такие, которые никогда или очень долго еще не должны увидеть света: они слишком личного и интимного характера.

Михаил Матвеевич смог убедить Тургенева «напечатать всё это теперь же» одним шутливым замечанием: «Нет, Иван Сергеевич <...>, если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этою прелестью, то ведь придется пожелать, чтобы вы скорей умерли». В итоге писатель сдался. Он вручил редактору «Вестника Европы» сорок тщательно отобранных «Стихотворений в прозе». Затем прислал еще десять – «для комплектования».

Он согласился переписать только те, которые он считает возможным для печати; недели через две прислал мне листков 50, тщательно и собственноручно переписанных им».

Еще 32 будут опубликованы уже после его смерти. В конце 1920-х годов французский профессор А. Мазон нашёл среди тургеневских бумаг, хранившихся у наследников Полины Виардо, их рукописи.

«Во всех стихотворениях в прозе отразился его большой восхитительный ум, тонкое эстетическое миропонимание, неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека», глубокий психологизм, изящество и выразительность языка. Высшая мудрость в них говорит на языке музыки.

Творчество Тургенева не исследовано до конца. Но мы можем твёрдо сказать, что, несмотря на тяжёлые испытания судьбы неизлечимой болезнью, одиночеством, дух Тургенева не сломлен, и самое сокровенное, что писатель вложил в свои «Стихотворения в прозе» – это вера в силу любви и любовь к жизни.

Приложение № 4

Жанр своих стихотворений в прозе Тургенев определил как «стихотворения без рифмы и размера».

Выдающийся русский поэт и переводчик Лев Озеров писал: «Иван Сергеевич Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с лирической дисциплиной стиха».

Жанровые особенности лирических миниатюр (стихотворений в прозе):

– краткость текста;

– лиризм;

– автобиографичность, рассказ от первого лица;

– исповедальный характер дневниковой записи;

– философские раздумья над важнейшими вопросами бытия;

– доверительное общение с читателем;

– тщательный отбор средств выразительности;

– художественная цельность;

«В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение, работать над малой формой…» А.И. Солженицын.


Библиографическая ссылка

Арлова А.П. ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО СТИХОТВОРЕНИЮ В ПРОЗЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «МАША» // Литературное творчество школьников. – 2018. – № 5. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1224 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674