Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

МОЯ РОДИНА – КРАЙНЯЯ ТОЧКА СЕВЕРНОГО УРАЛА

Серых В.О. 1
1 г. Ивдель, п. Полуночное, МАОУ СОШ № 3, 10 класс
Илюхина Н.В. (Ивдель, п. Полуночное, МАОУ СОШ № 3)

Родина – наша вторая мать, а такая родина, как Урал – тем паче.

Д.Н. Мамин-Сибиряк

Малая родина – это место, где ты родился, где прошло твое детство, где живут твои друзья; место, по которому ты потом будешь скучать и мечтать вернуться назад хоть на время.

Моя малая родина – затерянный в глухой северной тайге маленький поселок с населением в две тысячи человек и с необычным названием – Полуночное. Вы не найдете его на больших географических картах и навряд ли встретите упоминание о нем в художественной литературе. Но вернемся в прошлое. История возникновения поселка, его значение для нашей общей Родины, архитектура, история людей, живших в поселке, я думаю, очень интересна.

Шел тысяча девятьсот сорок первый год, война, фашисты захватили стратегически важное Никопольское марганцевое месторождение. Появилась острая необходимость в новом сырьевом источнике (марганец повышает прочность стали, без него невозможно производство танковой брони). Единственное известное на тот момент месторождение марганца залегало в недрах неосвоенного Северного Урала за тысячи километров от Никополя. За короткий срок на пустом месте был создан марганцевый рудник, а затем и целый поселок. Такова предыстория Полуночного. Говорят, что враг хотел стереть с лица земли столь важный для нас объект и даже направлял несколько бомбардировщиков уничтожить рудник, но самолеты не добрались до пункта назначения, затерявшись в глухих лесах.

Северный Урал – это зона Ивдельлага. То есть больше половины населения составляют ссыльные переселенцы (в том числе огромное количество русских немцев), освобождённые политзаключённые и их семьи. Так, в одно время и в одном месте оказались сосланный по обвинению в «недоносительстве» известный московский архитектор Николай Александрович Всеволожский и никому не известный мой прадед Эндерс Фридрих Соломонович, в числе многих тысяч выселенных немцев Поволжья, попавших в трудармию. Сурова природа дикого севера – скалы Уральских гор и хвойные леса, с октября по май заваленные снегом. А для рудоразработок в этой местности нужно было много рабочих рук, для которых, в свою очередь, было необходимо жилье, магазины, школа, больница и многое другое. Всеволожский создал генеральный план Полуночного и проекты практически всех зданий. Он предполагал, что это может стать последним проектом его жизни: здоровье потеряно за годы отбывания наказания в суровых условиях советских лагерей, никаких надежд на возвращение к широкомасштабной проектной деятельности нет. Именно поэтому он постарался полностью воплотить в жизнь свою «лебединую песню». Построенный поселок выглядел просто сказочно. Деревянные здания были выполнены в стиле русского северного барокко с использованием мотивов и форм деревянного зодчества и на фоне уральской природы смотрелись восхитительно. Говорят, Всеволожский практически никогда не ошибался с расчетами. Лишь один раз власти не согласились с мнением архитектора. Проект Дворца Культуры – огромного деревянного резного терема – жемчужины стиля Всеволожского, не был утверждён. Возможно, он был просто слишком эффектным для того времени и климата. Позднее Дворец Культуры был выстроен и он стал первым каменным зданием поселка. Как считал сам Н.А.Всеволожский, это была лучшая его работа, венец его труда по строительству посёлка в любимом им стиле «Русское барокко». В тысяча девятьсот сорок девятом году архитектор навсегда уехал в Белгородскую область для восстановления разрушенных войной городов, но память о нем осталась, в честь него названа одна из улиц поселка.

Но мне бы хотелось рассказать не только об этом талантливом человеке, но и о других строителях поселка, простых людях, таких, как мой прадед. Много тягот и лишений выпало на их долю. С началом войны этнические немцы, населявшие Поволжье, Украину и другие регионы, близкие к линии фронта, были высланы в глубокий тыл, в большинстве своем на Урал. Холод, голод, чудовищные условия труда – все для фронта, все для победы. Использовались довольно примитивные инструменты, оборудование и технологии. Распорядок дня и количество рабочих дней в неделю, продиктованные военным временем, были изнуряющими. Марганец добывали в шахтах, отбивая простой киркой, стоя по колено в мерзлой воде. Эти же трудармейцы строили железную дорогу для отправки вагонов с марганцем от Полуночного до Ивделя. Старожили рассказывали, что под каждой шпалой этой дороги лежит по русскому немцу, умершему либо от истощения, либо от непомерной тяжелейшей работы… Эти же трудармейцы строили мой поселок. Географическое положение Полуночного таково, что мы находимся на одной параллели с Санкт-Петербургом, где жители могут наблюдать «белые ночи». Те самые летние «белые ночи», которыми наслаждаемся и мы, которые дают нам возможность не спать и гулять до рассвета. Но злую шутку сыграли эти ночи с полуживыми от усталости людьми, вынужденными после трудовых смен в шахте под конвоем отправляться на строительство и благоустройство поселка, пока не сядет солнце, до полуночи. Возможно, этим и объясняется его название – Полуночное. Мой прадед в числе других немцев находился здесь на спецпоселении, самовольно не мог покинуть поселок, не мог обращаться за медицинской помощью в город, немцам не разрешалось заключать браки. В то тяжелое время трудармейцы составляли основную часть населения, а это около сорока тысяч человек!

Мой прадед не дожил до того момента, когда родилась я, и о его жизни я узнаю уже от своей бабушки, которая появилась на свет как раз в тот год, когда сняли спецпоселение и немцам разрешили уезжать из поселка. Многие уехали, но большинство осталось, ведь здесь было все, что необходимо человеку – жилье, работа, развитая инфраструктура и, конечно же, неописуемой красоты уральская природа с богатыми дарами леса. С большой любовью мои родственники, живущие в поселке, рассказывают мне о своем детстве, юности, зрелых годах, событиях, имевших место здесь быть.

К сожалению, мне не удалось застать период расцвета моего любимого поселка, а когда-то он был предметом гордости жителей. В нашей семье бережно хранятся старые фотографии, на которых на фоне различных видов поселка запечатлены счастливые лица живших когда-то здесь людей. На пожелтевших фотокарточках вся история моей родины с военного времени до наших дней. Но время делает своё. Стареют терема-дома, построенные по проектам Всеволожского, сломана и исчезла красавица деревянная школа, старый деревянный магазин, деревянная больница, резные ясли и клуб, аналогов которому нет на Северном Урале. Сохранилось только здание рудоуправления и жилые дома. Но со временем «сказочные теремки» ветшают. Ремонтируя, владельцы зачастую перестраивали их, изменяли внешний вид, убирали детали отделки из-за их ветхости. Очень немногие строения в настоящее время сохранили первозданный вид.

Сейчас на всём облике посёлка лежит какая-то печать усталости и старения. Как бы ни было грустно, но я вынуждена признать, что у моего поселка нет будущего. Добыча марганца уже давно прекращена за ненадобностью, а марганцевый рудник был градообразующим предприятием. Количество жителей из-за отсутствия работы с каждым годом все меньше и меньше. Когда-то достаточно развитая инфраструктура практически разрушена, и люди вынуждены по любой необходимости выезжать в город, а то и дальше. Я понимаю, что такая участь постигла не только мой поселок, но и множество малых селений по всей нашей необъятной Родине. Но мне страшно представить, что когда-то не станет этого милого моему сердцу уголка. Многое из творений Н.А.Всеволожского потерялось и исчезло навсегда. К сожалению, за архитектурными строениями не было соответствующего ухода ни со стороны властей, ни со стороны жителей Полуночного. В большинстве своем население даже не знает об историческом значении нашего поселка. А мне бы хотелось, чтобы они задумались над его судьбой, ведь наша общая цель состоит не только в открытии чего-то нового, но и в сохранении того, что было создано огромными усилиями наших предков, в сохранении культурного наследия.

Малая родина – это место, где ты родился, где прошло твое детство, где живут твои друзья; место, по которому ты потом будешь скучать и мечтать вернуться назад хоть на время. И я очень хочу, чтобы это место сохранилось, не исчезло бесследно с лица земли, чтобы мне было куда возвращаться.


Библиографическая ссылка

Серых В.О. МОЯ РОДИНА – КРАЙНЯЯ ТОЧКА СЕВЕРНОГО УРАЛА // Литературное творчество школьников. – 2018. – № 6-1. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1286 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674