Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

МОЁ ОТНОШЕНИЕ К БАЗАРОВУ

Кошелева Д.В. 1
1 Московская область, Красногорский район, ЧОУ ОШ «Мир знаний», 11 А класс
Гамалей М.Ю. (Московская область, Красногорский район, ЧОУ ОШ «Мир знаний»)

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» стал одной из немногих книг, которые я не поленилась прочитать за лето. С первых страниц это произведение привлекло меня своей особой атмосферой, рождающейся из неповторимого тургеневского стиля повествования, который отличается особенной утончённостью и обилием мелких, очень точно подмеченных автором деталей. Но не только это на протяжении всего романа подогревало мой интерес: загадочная фигура одного из главных героев, Евгения Васильевича Базарова, сразу притягивает к себе внимание читателя. Тайна появления этого человека в жизни Аркадия, его «внутренняя биография», словно скрытая за плотной пеленой тумана, – вот что в произведении занимало меня больше всего. Остальные персонажи романа, безусловно, также заслуживали пристального анализа, но ни одна личность не несла в себе столько противоречий, не переживала такого глубокого внутреннего конфликта и потому не составляла такой трудности для понимания, как Базаров.

Как всем известно, идеология Базарова – нигилизм. Но почему? Что заставляет человека так старательно – и напоказ, и внутренне – отвергать любовь, красоту и какие бы то ни было идеалы, кроме силы человеческого разума и воли, холоднокровия, революции и энергичной работы на благо своей страны? Но рассмотрим сперва, от чего именно Базаров пытается отречься в чувствах, поэзии и красоте – во всём том, что он называет «романтизмом». Разве сама идея любви, духовной или же чисто физической (вспомним эпизод с Фенечкой) не устраивает его? Разве не нравится Евгению общение с Одинцовой, её внешность? Или уважение и привязанность к нему отца? Базаров выражает своё неудовольствие лишь в тех случаях, когда он сам или кто-то другой проявляет нежность, любовь, да и вообще любые глубокие эмоции.

Иными словами, Базарову не нравится, когда человек дает волю чувствам, позволяет эмоциям захватить себя. Учитывая, как нервно и болезненно Евгений реагирует на сильные проявления к нему родительской любви, можно предположить только одну причину такого неприятия Базаровым эмоциональности. Он не хочет казаться себе слабым. Евгений считает, что эмоции делают человека уязвимым, а потому и не приемлет их. Чем можно подтвердить такой вывод? Рассмотрим биографию Базарова. Перед смертью он признаётся: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!». В уязвлённом самолюбии заключается и причина его нигилизма: с помощью отрицания он пытался перестать быть частью обыденности. Он хотел стать выше эмоций, авторитетов и «романтизма» – всего того, что оказывает столь сильное влияние на «обычного», по его мнению, человека. Насмехаясь над старшим поколением – его барством, сентиментальностью, нелогичностью поступков «отцов», их бесхозяйственностью, – а также над необразованностью крестьян, да и, в общем, надо всем, что не соответствует его идеалам, Базаров возвышался в своих собственных глазах, самоутверждался. В глубине души ему было приятно сознавать, что все окружающие люди такие отсталые, и только он, великий Евгений Базаров, не поддаётся никакому влиянию и правильно понимает жизнь. Ну и, разумеется, приверженность нигилизму делает Базарова, по его мнению, намного умнее любого представителя «отцов». Логично предположить, что в таком случае какие бы то ни было «телячьи нежности» были ниже его достоинства и должны были вызывать у него только раздражение.

В своём стремлении вырваться из обыденности Базаров очень похож на Гаврилу Иволгина из романа «Идиот» Фёдора Михайловича Достоевского. Ганю так же раздражала его семья – бедная, незнатная, ничем не примечательная, кроме неадекватного отца семейства. Только у Гани не было ни базаровской смелости, ни благородства, а потому больное самолюбие его выливалось в жалкие и горько-смешные поступки.

Однако вернёмся к Евгению. Постепенно жизнь развенчала все его идеи и показала, что он вовсе не «гигант», каким воображал себя, и, более того, гигантом быть и не мог. Любовь к Одинцовой и смертельная болезнь усмирили его самомнение, заставив примириться с собой и принять жизнь такой, какова она есть: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!». Однако даже перед лицом неминуемой смерти он старается сохранить своё достоинство и не смиряет свою гордость в диалоге с отцом, по-прежнему разговаривая с некоторым пренебрежением и как бы с насмешкой. «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу,» – даже умирая, он хочет выглядеть достойно и не признает крушения прежних своих идеалов, а потому стыдится и напрямую обратиться к религии, лишь косвенно выражая своё желание причаститься.

Итак, всю жизнь Базаров борется со своей поэтической романтической натурой (его нигилизм и вера в свою необычайную судьбу, свою избранность и есть настоящий романтизм, со всеми его помпезными преувеличениями и ложной «возвышенностью»). Он полностью открывает свою душу, показывает себя истинного только одному человеку – Анне Сергеевне Одинцовой. Он влюбился в неё и признался ей в любви, и это стало началом разрушения его идеологии. Поэтому незадолго до смерти перед Одинцовой, в отличие от своего отца, Евгений уже не боится признать, что все его идеи были простым заблуждением. Он признал её победу над собой и не опасался показаться Анне слабым. На этом заканчивается история Евгения Васильевича Базарова.

Чем же так интересен мне его образ? Ответ очень прост: Базаров вовсе не одинок в своём желании перестать быть обыденностью. Это чувство, я думаю, знакомо очень многим людям – в том числе и мне.

«Величайшая потребность человеческой природы – ощущать свою значимость, получать признание со стороны других людей и быть оцененным по достоинству»

Томас Дьюи

У некоторых эта потребность превращается в жажду возвыситься над окружающими их «обыкновенными» людьми, так как они считают себя особенными – способными и обязанными подняться над толпой. Поскольку мне самой пришлось избавляться от этого заблуждения, эволюция внутреннего мира Базарова вызвала у меня особенное любопытство.

В целом, я не могу дать ни положительной, ни отрицательной оценки Евгению Васильевичу Базарову. Я могу понять этого героя и сочувствую ему. Однако Базаров является для меня не более чем удобным объектом для анализа, так как его жизненный путь во многом очень поучителен.


Библиографическая ссылка

Кошелева Д.В. МОЁ ОТНОШЕНИЕ К БАЗАРОВУ // Литературное творчество школьников. – 2019. – № 1-2. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1426 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674