Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

МАСТЕР – КЛАСС «НАВСТРЕЧУ РЕБЕНКУ» (ЧТЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ)

Леванова М.В. 1
1 г. Шумерля, МБОУ «СОШ № 1», учитель русского языка и литературы

Добрый день, уважаемые коллеги!

Проблема чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира.

Россия всегда была «читающей» страной, но, как тревожно сообщается в преамбуле «Национальной программы поддержки и развития чтения»: «Современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».

XXI век… Век появления сети Интернет, компьютерных технологий, интерактивных досок и мобильных телефонов. У современного ученика весь мир умещается в ладони, стоит только достать мобильный телефон или планшет и нажать кнопку поиска в сети Интернет – и он тут же получит любую интересующую его информацию. Казалось бы, всё так просто! Но нет!

Современная жизнь предъявляет высокие требования к выпускнику школы. Какими качествами он должен обладать по новым образовательным стандартам? Он должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. Чтение – платформа для того, чтобы успешно изучать другие науки, достойно сдать ЕГЭ в 11 классе. Поэтому задача современной школы и каждого педагога – создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои интеллектуальные и творческие способности. Именно по этой причине в педагогическом процессе сегодня актуализируется использование современных технологий и активных форм обучения.

Главная идея проекта …данного мастер – класса«Навстречу ребёнку» (Чтение как важный фактор совершенствования образовательного процесса и становления конкурентоспособной личности) заключается в следующем: для того, чтобы большинство людей преуспели в жизни, необходимы, и как можно скорее, новые методы обучения. И это актуально не только для нового поколения, но и для уже вполне взрослых людей. В чем он?

Каждому педагогу важно протянуть руки навстречу ребенку: понять его потребности, мысли, чувства, переживания, жить с ним одной жизнью, двигаться в одном направлении.

Гордон Драйден, современный телеведущий 22 международных телепрограмм по обучению, автор книги «Революция в обучении» сказал: «Укаждого из нас есть свой любимый способ обучения и любимый стиль работы. Кто-то относится к ученикам – зрителям (визуалы).

Для визуала восприятие зрения является первостепенным. Эти люди лучше всего воспринимают информацию, полученную с помощью зрения, т.е. визуально. Их восприятие мира опирается на зрительные образы. Зрительная память у визуалов развита очень хорошо. При разговоре они стараются держать дистанцию с собеседником, чтобы иметь возможность разглядеть его внешний вид, черты лица, одежду. В своих речевых оборотах визуалы очень часто используют слова «взгляни», «яркий», «отчетливо», «видеть», «посмотри», «я вижу». Будучи в помещении, где много людей, визуал старается выбрать такое место, с которого он смог бы видеть как можно больше. Ему очень важно, как выглядит он сам и окружающие его люди.

Других можно назвать аудиоучениками (аудиалы)

Восприятие звука аудиалом – первично. К этому типу относятся те, кто лучше всего воспринимает информацию на слух. Такие люди плохо запоминают лица, предметы, но очень легко – звуки, голоса людей. Для аудиала достаточно услышать звук, и он надолго запомнит его. Очень часто аудиалы характеризуются яркой, эмоциональной речью, их разговор «живой», в их речи много звуков в виде восклицаний и даже криков, часто встречаются такие слова, как «тихий», «звучать», «громкий», «кричать», «послушай» и т.д.

Аудиалы любят слушать музыку, напевать что-нибудь вслух. Поэтому их можно встретить среди таких профессий, как музыканты и композиторы, психологи и лекторы. При разговоре с собеседником они стараются находиться ближе к оппоненту, чтобы лучше услышать интонацию.

Кто-то печатно ориентирован: учится, читая и создавая книги, с помощью прикосновений познает окружающую действительность (кинестетики).

Для кинестетика основное получение информации происходит через ощущения. Для них важны прикосновения, телесные ощущения, движения. Мышечная память у кинестетиков очень хорошо развита. Это помогает им запоминать разные двигательные действия, что необходимо, например, при обучении плаванию, катанию на велосипеде. При общении кинестетик подходит ближе, для того чтобы у него была возможность прикоснуться к собеседнику. Кинестетику важно иметь вокруг себя много свободного пространства. В своем доме он любит уют, комфорт, приятные запахи. В своей речи кинестетики используют такие слова, как «я чувствую», «прикасаться», «мягкий», «теплый», «вкусный» и др. Они часто выбирают такие профессии, как танцор, массажист, циркач, спортсмен.

Для меня важно подойти к популяризации чтения через эти особенности восприятия мора ребенком.

Проанализировав ситуацию в нашей школе, мы пришли к выводу, что необходимо создать условия для формирования духовного мира ребёнка через чтение, с учетом сложившихся групп внутри класса, т.е. сконцентрировали работу по популяризации чтения,применив особые виды технологий к каждой из групппо созданию книги, объединив усилия всех, от кого это зависит: родителей, школы, и, конечно же, школьных библиотекарей, основная деятельностькоторых заключается в популяризации чтения. Это и проведение библиотечных уроков, посвящений в читатели, литературных праздников для учащихся начальных классов. Это проведение уроков информационной грамотности, литературно-музыкальных и тематических вечеров, уроков классики, доброты, нравственности, милосердия и т.д. для учащихся среднего и старшего возрастов. Это и организация книжно-иллюстрированных выставок, просмотров, стендов, обзоров книг по отечественной, зарубежной и краеведческой литературе.

Я перечислила виды деятельности, а теперь подробнее про технологии.

Работая с учащимися на уроках русского языка и литературы я, в первую очередь, руководствуюсь методами разделения детей по их психотипу. В связи с этим мной был разработан проект «Навстречу ребенку», в ходе реализации которого мы не просто читаем книги, а создаем их. А то, что создано своими руками, ценно вдвойне.

Работа визуалов и аудиалов: сочинение стихов «буриме»: (по предложенным рифмам), создание стихов на заданные или вольные темы,мини- сочинения, рассказ, сказка на заданную тем, составление синквейна, даймонда, хокку.

Конечно, стихотворение не отличается оригинальностью, но я заметила желание ребенка зарифмовать слова, он ищет интересные образы, основанные на переносном значении слова, то есть пытается творить даже на перемене.

На мой взгляд, данные приемы и методы позволяют воспитывать человека, отвечающего требованиям современного общества, готового к познанию, умеющего думать, искать ответы на поставленные вопросы, имеющего свое мнение и способного отстаивать свою позицию, а также творчески развитого, который готов творить.

Нами создана целая библиотека книг, сделанных своими руками: от самых простых до тематических сборников, семейных альманахов, книг по принципу флеш-моба, аудиокниг, нами создана группа в ВК «Собеседник», где каждый имеет доступ к аудиокнигам, которые помогают учащимся в написании сочинений, эссе, также дети имеют возможность перед прочтением книги познакомиться с ее содержанием с помощью аннотаций, написанных учащимися МБОУ «СОШ № 1».

Отрадно отметить, что рамки проекта оказались настолько широки, что в нем принимают участие не только ученики, но и их родители. Их оптимизм позволил из маленьких искорок разжечь большой костер радостного чтения, свет которого не угасает, а разгорается все сильнее. Среди достоинств данного проекта хочется отметить: создание атмосферы внимания к книге и чтению и привлечение малочитающих детей. Количество читающих детей увеличилось. Данный проект универсален, так как с помощью усложнения материала для соответствующего класса, применяя технологию деления на группы, данная методика актуальна с 1-11 классов. Количество читающих детей увеличилось на 35 % по результатам мониторинга. Источником информации и анализа стало: мнение родителей, мнение из социальных сетей, повышение результатов деятельности.

Так, для 5-6 классов создаются сборники сказок, синквейнов; для 7-8 классов создаются альманахи, сборники стихотворений, прозаических произведений, для 9-11 классов проводятся уроки одного слова, в ходе которых собирается материал для будущей книги, например, о хлебе, каждый ученик составляет свою страницу книги, например: этимологическую, энциклопедическую, историческую, лексикографическую, словообразовательную, фразеологическую, искусствоведческую, культурологическую и так далее.

Подобный путь изучения языка позволяет дать молодому поколению представление о том, как народ через язык передает свою историю, характер, систему нравственных ценностей, открыть для них возможность осознать родное слово не только как вместилище знаний из разных сфер жизни, но и как хранилище смыслов – народных, национальных, региональных, личностных.

Такая работа приносит свои результаты:

1. Учащиеся пишут стихи, принимают участие в различных конкурсах, произведения опубликованы в сборниках (2015-2018 гг.).

2. Принимают участие в общешкольных праздниках в роли ведущих и участников мероприятия, многие входят в состав творческой группы по созданию школьной газеты.

3. Успешно справляются с написанием сочинения-рассуждения и эссе на выпускных экзаменах.

4. Формируется сплоченный коллектив, в котором каждый чувствует себя личностью.

В результате дети: гарантированно стали больше читать, освоили азы технологии успешного чтения; приобрели дополнительное пространство для самореализации; получили дополнительные образовательные возможности и поднялись на новую ступень своей лестницы успеха.

А человек, который много читает, много знает. Поэтому дети успешны в учёбе. Читающие дети лучше понимают мысли и чувства других людей, поэтому с ними хотят дружить. Они могут рассказать много интересного, поэтому с ним интересно общаться.

В своё время Дидро справедливо утверждал: «Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению». От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.

Удачи вам, уважаемые коллеги, родители. Пусть ваше общение с книгой в семье основывается на духовном единении и сотворчестве. Когда мы становимся единомышленниками с детьми – это всегда успех.


Библиографическая ссылка

Леванова М.В. МАСТЕР – КЛАСС «НАВСТРЕЧУ РЕБЕНКУ» (ЧТЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ) // Литературное творчество школьников. – 2019. – № 1-2. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1462 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674