Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

СЕРДЦЕМ ПРИКАСАЯСЬ К ПОДВИГУ

Ионов Д.А. 1
1 ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области , 2 А класс
Головачева Г.В. (с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области, ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича)

А почестей мы не просили,

Не ждали наград за дела.

Нам общая слава России

Солдатской наградой была.

Г.М. Поженян

Наш народ уже никогда не сможет забыть суровые годы Отечественной Войны. Чем больше проходит время, тем живее и величественнее народная память рисует их. Защищающаяся страна. Воюют все, от мала до велика. Много говорят о тех, кто был на той страшной войне: солдаты, офицеры, полки, армии. Согласен, это справедливо, ведь именно они по огненной дороге смерти вели нашу страну, наш народ к Победе. Но….всматриваюсь в глаза своей любимой бабушки, когда она рассказывает о тяготах и лишениях, которые здесь, в тылу, пережила ее мама, моя прабабушка. С каждым разом я все больше и больше убеждаюсь в том, что все военные фильмы и книги сняты и написаны вот по таким прототипам, как она. Слова таких простых тружеников военного тыла лежат в основе многих художественных и литературных шедевров.

Мне говорил мой учитель, что авторы военных шедевров говорили о том, что дело совсем не в том, они не могут не писать о войне. Дело в том, что они не могут о ней молчать.

Произведения о войне актуальны и сейчас. Это верно, ведь человечество, мир не может, не должен забывать ужасы войны. Недаром говорят, пока мы помним прошлое, у нас есть будущее. Прошлое: разруха, страдания и смерть, смерть, смерть. Как же все это забыть? Разве такое возможно, когда бабушка до сих пор плачет, рассказывая о том, что она помнит из своего, военного детства!?

Любовь к Отчизне, чувство единения со своей страной – именно эти черты присущи героям литературы о войне. Во главе всего – личная ответственность каждого рядового за судьбу и будущее своей Родины. Они осознанно идут на подвиг, зачастую граничащий с самопожертвованием. Их невозможно победить. Убить? Да, убить можно. А вот победить – нет. Они, погибшие, в памяти людской навсегда останутся живыми.

Война жестокая. Война кровавая. Такая же и литература о тех лихих годах. О литературе, что рассказывает о войне, можно говорить бесконечно. Очень она глубокая. Но, сейчас мне хочется вспомнить не легендарных героев того лихолетья. Вечная им память! сейчас хочу вспомнить историю простых ребят, мальчиков, быть может, моих ровесников. Ведь и они тоже приближали тот День Победы.

Почему вдруг возникло такое желание? Мне думается, что в моем возрасте еще очень трудно смотреть на жизнь глазами взрослого человека. Мне будут гораздо понятнее мысли такого же ребенка, как я сам. Я могу поставить себя на место детдомовского мальчишки Кольки Летички из повести В. Козько «Скудный день». Своего имени не помнит, прошел концлагерь, в котором содержались дети – доноры, сдававшие свою кровь немецким солдатам. Свое ужасное прошлое Колька не помнит, он навсегда вычеркнул его из памяти. Но, невольно оно всплывает в его подсознании, убивая мальчугана, когда, спустя десяток лет случайно попавшего в зал суда. Слушая показания бывших лагерных карателей, Колька вспоминает все, что с ним произошло. Его пронзительный крик, разорвавший тишину в зале, стал эхом мольбы о помощи всех детей, насильно оторванных от матерей: «Мама! Спаси меня!» – закричал он на весь зал, как кричал в том далеком сорок третьем, так, как тогда кричали тысячи его ровесников.

«Совсем еще ребенок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти – одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинками на выпуклом лбу, ему можно было дать, пожалуй, и все тринадцать». Это лазутчик, разведчик Иван Буслов. Как интересно рассмотрел здесь детскую военную тему В. Богомолов! Он говорит, кричит, что недетское это место – война. И если вдруг, по какой то причине, совсем неважно по какой именно, ребенок оказался там, то это – беда, огромная беда. Это великое горе. Чем же тогда восхищаться, поражается автор? Разве кто – то из взрослых пожелает такой судьбы своему ребенку? Будет ли восхищаться его подвигами? Захочет ли повторить детскую, но такую страшную жизнь? Автор показывает Ивана таким, какой он есть, говорит о том, что мальчик так приспособился к войне, что уже вряд ли сможет понять мирную жизнь, приняв ее законы. Он – боец, но все же он – ребенок. Его опустошенная душа хранит детскую нежность, которую он уже совсем не чувствует, которую не может выразить. Этот рассказ нам читала наша учительница, а я, я видел глаза своих одноклассников, полные трагизма и слез, когда началась переправа через реку. Мальчик, Ванюшка…. но ведь в рассказе его так почти никогда не называют. Полураздетый, голодный, беззащитный, скитается во вражеском тылу, всего на волосок от смерти. « Ненависть душу жжет». Так говорят об Иване. Тогда, на уроке, я понял – этот мальчик видел и пережил то, чего невозможно описать словами. Где же Ванюшкино счастливое детство? Разве оно может быть там, где на его руках была убита сестренка полутора лет? Или там, где нацисты убили его мать, уничтожив жителей деревни? Именно в тот момент, когда из груди матери вылетел последний вдох, убили и самого Ивана. Но, несмотря ни на что, мальчуган продолжает жить. Но жизнь его – в прошлом.

Именно этого паренька, именно этого Ивана, именно этого Ванюшку мне хочется назвать символом той страшной войны. Именно он олицетворяет дух того времени. Столько детей оказалось в точно такой же ситуации: потеряли родных, в их душах вспыхнул огонь жгучей ненависти. Но, несмотря ни на что, ребенок – это цветок жизни, это искорка будущего. А война, она не только искалечила жизни физически, но и духовно.

Ох, какой нелегкой ценой нам досталась Победа. Русский народ спас не только свою Родину, но и все человечество от фашизма.

«Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? Разве не было бы такое забвение предательством перед памятью павших воинов, перед горем безутешных матерей, одиноких вдов, осиротевших детей? Этого нельзя забывать во имя нашей упорной борьбы за мир, которая немыслима без горькой памяти о бедствиях минувшей войны» (С.С. Смирнов «Брестская крепость»).


Библиографическая ссылка

Ионов Д.А. СЕРДЦЕМ ПРИКАСАЯСЬ К ПОДВИГУ // Литературное творчество школьников. – 2019. – № 2. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1468 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674