Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «ЛЮБЛЮ БЕРЁЗКУ РУССКУЮ»

Карп Т.В. 1
1 МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»

Название проекта

Инновационный проект по экологическому образованию

«Люблю берёзку русскую»

Предмет, класс

Окружающий мир, литературное чтение, литературное чтение, изобразительное искусство (3класс)

Краткая аннотация проекта

Проект «Люблю берёзку русскую» ориентирован на воспитание экологической культуры учащихся, на получение знаний, умений и навыков в результате самостоятельных практических и теоретических (индивидуальных и групповых) исследований окружающей среды. Работа над проектом предполагает совместную деятельность учащихся, родителей, учителя и воспитателя группы продлённого дня.

Тема проекта « Люблю березку русскую » актуальна, значима и интересна. Этот проект расширяет знания учащихся об окружающей среде и помогает овладеть основами экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе. И если ребенок с детства будет приучен заботиться об окружающей природе, то у него сформируются нравственные отношения к нашему общему дому – Земле. Поэтому для повышения общекультурных компетенций мы выбираем проектную деятельность.

Цель проекта

Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Основания проекта

Проект направлен на развитие общекультурных компетенций обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

За что мы любим русскую берёзу?

Проблемные вопросы

– Как люди выражают своё отношение к русской берёзке?

– Почему они по-разному воспринимают берёзу в разное время года?

– Как заставить людей по-другому взглянуть на красоту русской берёзы, нашей природы, бережному отношению к ней?

Учебные вопросы

1) Картины, каких художников изображают русскую березу?

2) Найдите три небольших стихотворения о берёзе русских авторов. Выучите их.

3) Представьте свои «блиц-ответы» на уроке «В гостях у берёзок» по следующей схеме:

– назвать виды берёз и количество видов;

– рассказать, какова продолжительность жизни, высота дерева;

– описать особенности цветовой гаммы коры берёз;

– рассказать о местах обитания разных видов берёз.

4) Вспомните загадки, пословицы и притчу с упоминанием берёзы; составьте словосочетания со словом «берёза», составьте список песен о берёзе или упоминанием о ней;

5) Нарисуйте берёзку, оформите выставку работ.

6) Напишите сочинение « Моя берёзка в разное время года»

(разговор с деревом как с другом).

Продолжение таблицы

Название проекта

Инновационный проект по экологическому образованию

«Люблю берёзку русскую»

Ожидаемые результаты обучения

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с расширением знаний о берёзе, о её роли в нашей жизни, в истории России, охране и защите окружающей среды. В частности, младшими школьниками выполняется поиск информации из разных источников (энциклопедии, справочники, словари, художественные книги, альбомы с репродукциями картин знаменитых русских и зарубежных художников, интернет-сайты, телепередачи, ссылки которые указаны учителем, прогулки с родителями в лес, разучивание русских песен игр). В результате своей поисковой деятельности учащиеся представляют подготовленные ими материалы в виде проектных творческих работ, фото-рассказов о своих наблюдениях.

Продолжительность проекта

7-8 недель

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование: фотоаппарат, компьютер(ы), принтер, проекционная система, сканер, сеть Интернет, мобильный телефон, 10 листов картона формата А4, призы за 1, 2, 3 места (лауреатам).

План проекта

I этап. Организационно-ознакомительный

Выход на тему, определение цели и предположение результата, знакомство с вопросами проекта. Составление учителем буклета для родителей. Представление стартовой презентации учителя для школьников с целью выявления интересов и уровня знаний по предложенной теме. Деление на группы по интересам, распределение ролей в группах. Предварительное совместное планирование продвижение по проекту.

II этап. Реализация проекта

1. Фотовыставка « Берёзы России ».

2. Конкурс чтецов « Люблю берёзку русскую ».

3. Творческий отчёт « В гостях у берёзки ».

4. Викторина « Всё о берёзе ».

5. Конкурс рисунков « В стране берёзового ситца »

6. Конкурс сочинений « Моя берёзка в разное время года »

7. Участие в музыкально-литературной композиции « Русские берёзы» (Использование стихотворений А. Прокофьева, Вс. Рождественского, М. Матусовского, Н. Агеева, Б. Лапницкого, Якуб Кулмыя, Эйжен Вевериса, 4-й симфонии П.И. Чайковского.)

Самостоятельная или групповая работа по выполнению проекта. Рефлексия, проверка учителем активности участников группы, завершение продвижения по проекту.

III этап. Завершающий – оформление результатов проектной деятельности (фото с выставки, аудиозаписи стихов, оформление презентации, сканирование листов с ответами на вопросы викторины, фотографии берёз).

IV этап. Итоговый

Презентация проекта учащимся 1-2 классов.

План работы групп разных направлений проекта

1. План работы группы исследователей

– Познакомиться с деревом.

– Изучить крону листьев.

– Изучить цветовую гамму коры берёзы.

– Изучить снег около дерева

– Подготовить материал об ореоле обитания берёз

– Подготовить рассказ о симбиозе березы с растениями и животными.

2. План работы группы фотокорреспондентов

– Организовать фото-экскурсию по выставке репродукций картин русских и зарубежных художников, изображающих берёзку.

– Сфотографировать берёзу в разное время года.

– Подготовить фотоотчет (презентация)

3. План работы группы литераторов

– Прочитать и проанализировать художественные произведения русских и зарубежных поэтов.

Окончание таблицы

Название проекта

Инновационный проект по экологическому образованию

«Люблю берёзку русскую»

 

– Выучить стихотворения о берёзе.

– Записать аудиофайл своего прочтения этих произведений.

4. План работы группы художников

– Нарисовать рисунки с изображением берёзы и оформить выставку работ « В стране берёзового ситца » .

5. План работы группы знатоков

– Подготовиться к викторине « Всё о берёзе » (найти русские пословицы, песни и притчу о берёзу, узнать об истории и традициях проведения русских праздников с упоминанием о берёзе)

Результат проекта

– Оценивание работы участниками, учителем, родителями.

– Презентация материала учащимся 1-2-х классов.

– Получение ответных отзывов о проекте от


Библиографическая ссылка

Карп Т.В. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «ЛЮБЛЮ БЕРЁЗКУ РУССКУЮ» // Литературное творчество школьников. – 2019. – № 3-2. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1594 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674