Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

МОЕ ПИСЬМО ЛЮБИМОМУ СОЛДАТУ

Конова П.А. 1
1 МБОУ"Средняя школа№6"
Монетова Е.О. (г. Зарайск, МБОУ «Средняя школа № 6»)
сочинение
сочинение
письмо
письмо
история близкого человека на войне
история близкого человека на войне
боль близких
боль близких
память
память

Введение

«Поэт тем талантливее, чем более математичен его дар»

Эдгар По

Гуманитарные и точные науки принято считать противоположностями. Это довольно устойчивый миф. Но такое разделение было не всегда. Литература и математика соприкасаются чаще, чем принято считать, — они влияют друг на друга, притягиваются и отталкиваются. Но если на вопрос, что такое литература, можно ответить довольно легко, то с определением математики не всё так просто. Некоторые считают ее специфическим знанием, которое нельзя отнести ни к гуманитарным, ни к естественным дисциплинам.

Интеллектуалы не боялись совмещать литературу, философию, математику и в целом науку аж до середины XIX века. Схоласты, а позднее и деятели Просвещения только так и представляли свою работу. Вольтер и Дени Дидро занимались множеством теоретических проблем и даже писали художественные тексты, а Иммануил Кант посвящал каждой дисциплине обширный трактат, высказавшись практически по всем вопросам, от естественной истории («Всеобщая естественная история и теория неба») до эстетики («Критика способности суждения»).

Мало кто из уважающих себя писателей или философов сел бы за письменный стол, не обладая широкими познаниями как в гуманитарных, так и в естественно-научных областях.
Все эти знания работали на единственно важную цель, будь то поиск истины (Кант), защита христианской веры (Паскаль) или внедрение государственной образовательной политики на благо отечества (Ломоносов).

В ХХ веке прогресс ускорился и быть универсальным интеллектуалом стало уже невозможно. Философы и математики оказались в разных лагерях, но продолжали испытывать интерес друг к другу.

Прекрасным примером, где мы можем увидеть взаимосвязь математики и литературы является стихотворение Александра Лихолёта. Вот отрывок из него:

Математика и литература –

Две ветви человеческой культуры,

Две книги из одной библиотеки,

Две песни из единой фонотеки.

Такие разные, как буква и число,

Неразделимые, как лодка и весло.

Что их роднит, объединяет в вечность?

Великой мысли дух и бесконечность!

Гипотеза

Математические высказывания: определения, теоремы, формулы – сопоставимы с поэзией по силе воздействия. А в некоторых литературных произведениях присутствует математическая логика, строгие научные рассуждения, иногда встречаются и математически верно и неправильно решенные жизненные задачи.

Цель исследования

1.Выяснить исторические сведения межпредметного характера.

2.Найти материалы, подтверждающие связь между литературой и математикой.

3.Показать, что многие писатели обладают математическими способностями.

4.Рассмотреть математические задачи, используемые в художественных произведениях.

5.Найти информацию о математиках-литераторах.

6.Провести анкетирование учащихся.

7.Сделать вывод по результатам работы.

Методы исследования

1.Теоретический анализ литературы и материалов сети Интернет.

2.Проведение опроса-анкетирования.

3.Анализ полученных результатов.

4.Обобщение полученных данных.

Взаимосвязь математики и литературы

Роль математики в мире

Математика известна с древних времён. Если вспомнить такие великие государства прошлого, как Древний Рим, Древняя Греция, Османская империя в Турции, то можно заметить, что все архитектурные и художественные шедевры создавались с использованием математики.
Знания математики требовались не только при строительстве, но и при создании литературно – художественных произведений. Недаром А. С. Пушкин говорил: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».

Математики – поэты и поэты-математики

Многие математики известны как замечательные поэты и писатели. Некоторые из них приобрели широкую известность именно за счет своих литературных произведений.

Карл Вейерштрасс- немецкий математик, писавший стихи, говорил:

«Математик, который не есть поэт, не будет никогда подлинным математиком»

Знаменитый пародист Александр Иванов был учителем геометрии.

Поэт ХХ века Андрей Белый был известен всем, а у студентов физико-математического факультета Московского университета он был популярным преподавателем физики Борисом Бугаевым.

Известный драматург и писатель Александр Васильевич Сухово-Кобылин был к тому же ещё и математиком.

Великий русский писатель Александр Сергеевич Грибоедов окончил физико-математический факультет.

Александр Исаевич Солженицын изучал математику и физику в Ростовском университете и некоторое время преподавал в рязанской школе эти два предмета.

На просторах Интернета было найдено прекрасное стихотворение, подтверждающее взаимосвязь математики и литературы:

Поэты были без ума
От строф Декарта и Ферма,
От строф Софии Ковалевской.
Писал стихи и Лобачевский -
Их даже Пушкин оценил
И комплименты обронил.

А Окуджава и Хайям
Стихами лишь известны Вам?
Они (да будет Вам известно)
Как математики - прелестны!

Талант - всегда во всём талант,
Будь физик или музыкант,
Будь математик иль поэт -
Для творчества преграды нет!

Математические задачи

В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи. Были писатели, которые серьезно интересовались математикой и придумали немало интересных задач. Рассмотрим примеры.

Надгробие Диофанта

Известный ученый Диофант жил в III веке. История сохранила нам мало черт биографии замечательного древнего математика. Все, что известно о нем, почерпнуто из надписи на его гробнице, составленной в форме математической задачи.

В его труде «Арифметика» есть уравнения первой степени с одним неизвестным, но главное в этой книге – решение так называемых неопределенных уравнений.

На родном языке:

На языке алгебры:

 

Путник! Здесь прах погребен
Диофанта. И числа поведать
Могут, о чудо, сколь долог
был век его жизни.

 

x

 

Часть шестую его представляло
прекрасное детство.

 

x/6

 

Двенадцатая часть протекла
еще жизни - покрылся
Пухом тогда подбородок.

 

x/12

 

Седьмую в бездетном
Браке провел Диофант.

x/7

Прошло пятилетие; он
Был осчастливлен рожденьем
прекрасного первенца сына,

 

5

Коему рок половину лишь
жизни прекрасной и светлой
Дал на земле по сравненью
с отцом.

 

x/2

 

 

И в печали глубокой
Старец земного удела конец
восприял, переживши
Года четыре с тех пор, как
сына лишился.

Скажи, сколько лет жизни достигнув,
Смерть восприял Диофант?

 

 

x = x/6 + x/12 + x/7 + 5 + x/2 + 4

 

 

Решив уравнение и найдя, что x = 84, узнаем следующие черты биографии Диофанта: он женился в 21 год, стал отцом в 38, потерял сына на 80-м году и умер в 84 года.

В.А.Курчатов «Шерлок Холмс»

Разгадка громкого преступления, или история о том, как Шерлок Холмс использовал математические методы выбора оптимальных решений.

Этот рассказ был написан доцентом кафедры высшей математики Казанского университета В. А. Курчатовым и продолжает цикл приключений гениального сыщика. Раскрыть преступление ему помогла математика, точнее - теория математических методов выбора оптимальных решений. А за разработку методов применения этой теории в экономике академик Л. В. Канторович был удостоен Нобелевской премии за 1975 год.

Опрос и результаты

Чтобы более подробно прояснить ситуацию, в целях исследования решено было провести анкетирование среди учеников 8, 10 классов.

1)Что вам легче дается: математика или литература?

Математика- 36%

Литература- 42%

Затруднились ответить- 22%

2)Существует ли связь между математикой и литературой?

Существует-35%

Не существует-55%

Затруднились ответить-10%

Заключение

Только в тесной взаимосвязи наук человек будет чувствовать себя спокойно, уверенно, комфортно в этом огромном мире загадок.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Большое математическое дарование нередко сочетается с проявлением творческого интереса к поэзии. История «великих жизней» даёт тому немало подтверждений. Когда мы исследовали их, стало ясно, что знаменитые математики писали стихи, а великим поэтам была не чужда математика.

Работа над данными исследованиями была для меня очень интересна. О взаимосвязи математики и литературе можно говорить бесконечно долго, открывая всё новые и новые, неожиданные понятия и смыслы.

1) Было установлено, что связь между математикой и литературой действительно существует.

2) Найдены материалы, подтверждающие это.

3) Как оказалось, математика обладает большим эстетическим потенциалом.

4) Был проведен опрос учащихся 8, 10 классов.

5) Доказано присутствие математики в литературе.


Библиографическая ссылка

Конова П.А. МОЕ ПИСЬМО ЛЮБИМОМУ СОЛДАТУ // Литературное творчество школьников. – 2020. – № 5. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1668 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674