Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

1
1

Цель: пропаганда использования игровой деятельности учащихся на занятиях в объединениях по интересам экологического профиля.

Задачи: способствовать созданию правильных представлений об игре, как о форме организации обучающего процесса; показать её возможности и перспективы.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

Сухомлинский В.А.

В раннем детстве с первыми проблесками сознания входит в мир человека представление об игре. Игра сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.

В современных условиях решение проблем организации и осуществления процесса воспитания и обучения учащихся, направлено на реализацию потребностей растущей личности в общении, идентификации со сверстниками, самореализации и самоутверждении.

На основе игровой деятельности формируется воображение, которое позволяет ребенку производить в своих действиях перенос свойства одних вещей на другие. На этой базе у него формируется характер человеческих отношений, открываются возможности получения новых знаний.

Основными функциями игры являются: познавательная дидактическая, коммуникативная, стимулирующая, технологическая, психотерапевтическая. Другими значимыми характеристиками игровой деятельности выступают ее процессуальность – игра является одновременно пространством и проявлением детской культуры, соединяет в себе процессы педагогического косвенного воздействия с процессами самоопределения и самореализации ребенка.

Игровая деятельность является универсальным средством для оказания детям всесторонней помощи по формированию ценных личностных качеств, развитию способов мышления и деятельности, самореализации.

Цель педагога – приобщить ребят к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усвоить программный материал.

Задача педагога состоит в том, чтобы пробудить интерес к чему-то и направить его в правильное русло.

Правильно подобранные игры помогают учащимся последовательно усвоить намеченную программой объединения систему знаний.

Однако, на мой взгляд, сегодня недостаточно полно используется потенциал игры в процессе воспитания и обучения учащихся.

Игры, прежде всего, должны быть доступны детям. Они должны соответствовать знаниям, которыми располагают играющие, возрастным особенностям.

Чтобы сделать игру правильно, необходимо заготовить в достаточном количестве материал, продумать подведение результатов.

Познавательные игры требуют особой осторожности, трудные и непосильные задачи могут отпугнуть ребенка. Здесь необходимо соблюдать принцип – от простого к сложному. Если у учащегося появляется вера в свои силы, это значит, что цель игры будет достигнута.

В зависимости от целей и задач конкретной темы и содержания изучаемого материала можно применять игровой элемент на любых этапах занятия в объединениях по интересам.

Примером использования игрового момента в начале занятия может служить игра «Да-Нет», используемая при изучении темы «Цветковые растения» (объединение по интересам «Занимательная биология»), которая помогает протестировать знания ребят о растениях.

Иногда имеет смысл провести всё занятие в виде цепочки игр. Например, занятие «Бегом по миру зверей» (объединение по интересам «Занимательная биология») состоит из цепочки игр, в результате которых учащиеся изучают разнообразие млекопитающих Республики Беларусь.

В плане развития учащихся важно на этапе изучения нового материала чаще ставить их в положение исследователей и открывателей научных фактов для самих себя. На таких занятиях ребята получают новые знания в интересной и занимательной форме. Примерами таких форм проведения занятий могут служить заочные путешествия, интеллектуальные или ролевые игры.

Наибольшее значение имеет игровой момент для закрепления и обобщения материала. Это различные викторины, конкурсы. Например, на занятии по теме «Животные луга» (объединение по интересам «Экологический экспресс») во время контрольно-коррекционного этапа учащимся можно предложить поиграть в зоологическое лото для закрепления знаний о видовом составе животных луга.

Иногда оправдано проводить целое итоговое занятие в виде игр, таких, как «Поле чудес», «Своя игра». Например, после большой темы «Сказочная экология» (объединение по интересам «Занимательная биология») организовать эколого-познавательную программу «История домового и других сказочных героев».

На таких занятиях дети совмещают игру с закреплением программного материала, расширяют и дополняют свои знания.

Очень хорошо привлекать лучших учащихся к подготовке и проведению игр на занятиях. Это углубляет их собственные знания и стимулирует других. Ребята с удовольствием готовят викторины, ребусы, кроссворды.

Для дошкольников и младших школьников можно использовать минутки подвижной игры. Например, игра «Кролики и волк» (приложение) способствует привлечению интереса к образу жизни волка и кролики, а также дает ребятам психологическую разрядку.

Таким образом, игры служат источником приобретения новых знаний, развивают навыки и умения познавательной деятельности учащихся. Игра – это один из эффективных способов организации работы с учащимися в дополнительном образовании. В процессе использования игровой деятельности постоянно открываются новые возможности для педагога и учащихся.

Приложение

Кролики и волк

Правила:

Одного из играющих назначают волком, остальные изображают кроликов. На одной стороне площадки кладут обручи-домики.

Вначале игры кролики стоят в домиках. Волк находится на противоположном конце площадки-овраге.

Педагог говорит: «Кролики скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Кролики выпрыгивают из обручей и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, «щиплют траву» и оглядываются в поисках волка. Педагог произносит слово «Волк», волк выходит из «оврага» и бежит за кроликами, стараясь их поймать, коснуться. Кролики убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть.

Пойманных кроликов волк отводит к себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 кроликов, выбирается другой волк.