Проектно-исследовательской деятельностью я заинтересовалась в 2012-2013 учебном году. Поначалу сама искала информацию о том, как правильно создавать ученическую работу и направлять ребенка. Теоретическая часть исследования, как правило, опирается на общеизвестные факты, сведения. Здесь уместна работа с литературными и Интернет-ресурсами. Практическая часть (собственно исследование) должна представлять собой личные размышления школьника над проблемой, поставленной в начале работы, его анализ, выводы, обобщение и т.п. Первую работу, которую я предложила написать десятикласснице, называлась «Употребление старославянских и древнерусских слов в современном русском языке». Не думаю, что тема была интересна девочке, но она старательно выполняла мои задания, хотя большую часть, особенно теоретическую, приходилось выстраивать мне самой. С работой ученица выступила на городской конференции «Шаг в науку» и стала дипломантом. Весной 2013 года она впервые участвовала в областной Итоговой конференции «Первые шаги в науку. Гольцовские чтения» и стала лауреатом. На следующий год ученице 6 класса я предложила создать работу на тему «История происхождения фамилии Кочетков». Однако основная нагрузка опять-таки выпала на долю учителя, так как школьники к этому пока приучены не были. Тем не менее, ребенок стал лауреатом городской конференции.
После этих выступлений я поняла, что научно-исследовательская работа будет успешной для школьника, когда он будет в ней заинтересован; и в 2015 году с ученицей 9 класса мы уже создавали работу, связанную с её увлечением рок-песнями, решив исследовать эмоциональную лексику в этих песнях. Тема работы звучала так: «Функции эмоционально-экспрессивной лексики в текстах рок-песен». Результат не заставил себя ждать: в городской конференции обучающаяся заняла 3 место и стала призером областной конференции.
Я считаю, что важно увидеть ребенка, которому хочется проявить себя через научно-исследовательскую деятельность. Важно понять, что ему будет интересно, а это значит, надо знать немного больше о нём как о личности, а не только как об ученике.
Готовить к написанию серьезной работы помогает включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность на уроках. И для того, чтобы провести чёткую границу между исследовательской и проектной работами, в 2016 году я записалась на курсы «Фоксфорда»: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС». Эти курсы оказались очень полезными для меня как для учителя.
Итак, надо понимать, что исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на получение обучающимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [2].
Проектная же деятельность – это деятельность, направленная на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных [2]. Из этого следует, что исследование – это получение нового знания про известные предметы, а проект – создание новых предметов.
Исследовательская и проектная деятельность относятся к научно-практическому образованию. Эта сфера образования позволяет ребенку приобрести знания, умения, навыки, компетентности, личностные смыслы, достаточные для его самореализации в условиях современной высокотехнологичной цивилизации (техносферы) на личностном, социальном, профессиональном уровнях [2].
Как спланировать индивидуальную исследовательскую или проектную деятельность обучающихся?
Исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются единые этапы (вне зависимости от области исследования):
1. Изучение теоретического материала.
2. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования.
3. Формулировка рабочей гипотезы.
4. Освоение методики исследования.
5. Сбор собственного экспериментального материала.
6. Обработка собранного материала.
7. Обобщение, анализ, выводы.
8. Представление исследовательской работы.
Цель исследовательской работы – познание нового с помощью выдвижения возможных версий, их аргументации и отбора наиболее адекватной. Цель проектной деятельности – конкретный практический результат [2].
Тему работы, как я уже говорила, необходимо выбирать с учетом индивидуальных склонностей и предпочтений конкретных обучающихся. Задачи и цель должны соответствовать. Задачи – это план, по которому следует школьник, чтобы достичь цели. Например, цель работы по теме «Особенности восприятия читателем поэзии А.Е. Крученых» будет следующая: выявить особенности восприятия читателем поэзии А.Е. Крученых. Задачи:
1. Ознакомление со взглядами на поэзию А.Е. Крученых литературных сообществ XX-XXI веков.
2. Творческое тестирование читателей разного возраста на предмет восприятия образной системы произведений А.Е. Крученых.
3. Сравнительный анализ восприятия образной системы произведений А.Е. Крученых читателями разного возраста [1].
В работе необходимо наличие обсуждения, сравнения данных с литературными источниками. Результаты и выводы исследования должны соответствовать поставленным целям и задачам, сформулированной гипотезе. Например, гипотезе «произведения А.Е. Крученых каждый может осмыслить по-своему» и вышеуказанным цели и задачам соответствует следующий вывод:
«Подводя итог своему исследованию, хочу обратиться к гипотезе, которую выдвинул в начале работы: произведения А.Е. Крученых каждый может осмыслить по-своему.
Несмотря на убедительные слова самого поэта об отсутствия мысли в своем стихотворении, мне все же удалось провести творческое испытание: предложить подросткам и взрослым прочитать самое загадочное, на мой взгляд, творение футуриста и зафиксировать ассоциации-образы, возникающие при этом.
И действительно, у каждого читателя были свои образы, ассоциации, смыслы после знакомства со стихотворением Крученых. Поэтому, вопреки утверждению авангардиста, моя гипотеза подтвердилась» (из работы моего ученика) [1].
Презентация результатов должна отражать все этапы работы и личный вклад автора, его авторскую позицию.
С 2016 года я работаю с ребенком, который с начальной школы занимается проектно-исследовательской деятельностью. Он очень много читает, посещает литературное объединение в Подольске, а также любит музыку, особенно классическую. Учится в музыкальной школе, играет на гитаре. В 2016 году этот ученик обучался в 6 классе. Я предложила ему написать работу на тему: «Влияние разных стилей музыки и жанров литературы на человека». За нее в городской конференции школьник получил второе место и стал победителем в номинации «Самая оригинальная работа». С ней же поучаствовал в областной конференции. А в 2017 году он уже сам убедил меня в том, что нам надо написать исследовательскую работу на одну из сложных тем, как я считаю: «Особенности восприятия читателем поэзии Е.А. Крученых». И у нас это получилось. Семиклассник и в городской, и в областной конференциях занял 2 место. В 2017-2018 учебном году этот ребенок занял 1 место в президентском всероссийском конкурсе «Россия, устремленная в будущее» в номинации «Школа будущего» и был награжден в Совете Федерации дипломом и ценным подарком. В свете этих событий созрела и тема новой работы: «За какой литературой будущее в российской школе?» С этим материалом обучающийся выступил на городской конференции, заняв 3 место, а жюри V Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Старт в науке» отметило школьника Дипломом I степени.
Я считаю, для того чтобы работа ребенка была успешной, от учителя требуется разглядеть её актуальность. А актуальность последней работы несомненна: необходимо серьезно отнестись работникам, составляющим школьную программу по литературе, к выбору произведений, которые предлагаются детям для чтения и обсуждения на уроках. Это понимают даже школьники, неравнодушные к книге. Не сделав этот шаг, мы потеряем и тех читающих детей, которые еще увлечены миром литературы.