Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

Я – УЧИТЕЛЬ

Мусийко Н.С. 1
1 г. Мыски, МБОУ ООШ № 3, учитель русского языка и литературы

Счастлив тот, кого судьба привела к тому,

к чему предназначила его природа.

А. Дистерверг

Вместо предисловия

Дорогой друг, перед тобой главы из неоконченной книги размышлений об одной из самых замечательных профессий – учителя! Помнишь, в кинофильме «Доживем до понедельника» разговор о счастье: «это же невозможно – объяснить счастье...Все равно, что прикнопить к бумаге солнечный зайчик»? Как ты думаешь, можно ли объяснить, а тем более показать счастье в выбранной професии? Нет? Счастье... Только это слово может определить то чувство, с которым я каждый раз просыпаюсь и начинаю новый день.

Глава 1. Все начинается с детства

Детство – это время, когда сбываются мечты, когда небо голубое, когда деревья большие, когда Дед Мороз дарит подарки, когда тебя любят и рядом находятся самые дорогие тебе люди – родители.

Мне кажется, что именно в детстве закладываются предпосылки к выбору той профессии, к которой ты в дальнейшем будешь стремиться.

Сколько себя помню, я все время играла практически только в одну игру: рассаженные вокруг меня куклы, сидевший рядом с ними младший брат, раставленные самодельные парты, лежащие на них дневники. И, конечно же, красная паста! О священный и любимейший с детства атрибут. Аккуратным детским почерком я учила моих учеников выводить так тяжело поддающиеся написанию буквы и цифры, слова и предложения. И если обучение кукол этому искусству не вызывало затруднений (не могла же я сама себе поставить плохую отметку), то мой младший брат, не понимающий тогда, что от него требуется, очень часто возмущался и не хотел заниматься под моим «чутким руководством». Мы постоянно ссорились, он начинал плакать и ему на выручку каждый раз прибегала мама. В одно из таких занятий, когда родители поспешили на помощь брату, я заявила, что хочу стать учителем! Мама с папой, удивленные этой новостью, сказали: «Вот только этого нам и не хватало». Несомненно, тогда я обиделась, не поняла, почему все мои родственники так настойчиво объясняют мне, что учительство – это самый тяжелый труд на земле. Что же тут сложного? Самодельный журнал, командный тон, серьезная беседа с вызванными родителями не поддающегося воспитанию ученика и, конечно же, красная паста. И я продолжала учительствовать.

Глава 2. Счастлив сумевший превратить профессию в хобби, а хобби – в профессию

Шло время. Рвение к любимой профессии возрастало с каждым годом. Когда я заканчивала 9 класс, то сдавала такие предметы, как химия и биология, так как у мамы никогда не было сомнений в том, что я пойду по её стопам и поступлю в медицинский.

Во время летних каникул, разбирая свои девичьи дневники, я наткнулась на лист бумаги со знакомым почерком. «Когда я вырасту, обязательно стану учителем», – как заклинание звучали детские слова. Я улыбнулась и поняла, что ни в какой медицинский поступать не буду.

<…> – Мама, но ты ведь сама мне часто говорила о том, чтобы профессию я выбирала сердцем, дабы она переросла не просто в рутинные трудовые будни, а в призвание, истинное служение своему делу.

– Конечно, но я всегда думала, что ты будешь врачом…

– Нет, мама, у меня не получится так, как в одном известном кинофильме: «Я не изменила мечте, просто мечту изменила». Своей мечте я никогда не изменю, потому что я хочу быть счастливой, а счастлив может быть лишь тот человек, который «совпал» со своим предназначением <…> .

Глава 3. «Самым важным явлением в школе, самым поучительным, самым живым примером для ученика является сам учитель»

Что же тогда, в юности, определило и утвердило мой выбор? Конечно же, мои учителя. И здесь вспоминаются слова великого писателя Федора Михайловича Достоевского: «Удивительно, что может сделать один лучик солнца с душою человека». Этими лучиками солнца для меня стали учителя.

Неудивительно, что я выбрала профессию педагога: передо мной стояли учителя, которые шаг за шагом помогали мне познавать этот мир.

Моя учительница русского языка и литературы Светлана Александровна всегда была доброй, заботливой, требовательной и, самое главное, любящей и понимающей своих учеников. Я смотрела на неё как на пример настоящего учителя, не просто учителя, а словесника и искусника.

Мой любимый учитель, наставник, советчик! Вы помогли мне стать тем, кто я сейчас. Вы, наверное, даже не представляли, сколько радости было в юношеской душе, когда Вы разрешили мне проверять наши школьные тетради. Я старательно считала ошибки, выводила на полях заветные палочки, подсчитывала результаты и ставила отметки. Вы постепенно раскрывали передо мной все премудрости учительской профессии, Вы учили «просто, мудро жить»… Вы дали шанс поверить в себя и в свою мечту.

Глава 4. Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти

Говорят, что не мы выбираем дорогу, а она нас. Мысль красивая, но, возможно, не всегда справедливая. Во всяком случае, дорогу учителя люди выбирают сами, поэтому по окончании школы вопросы «кем мне быть?» и «куда поступить?» больше никогда не вставали передо мной.

Когда я окончила институт, мне казалось, что я пришла работать в школу «во всеоружии». Педагогика, психология, проштудированные труды известных ученых, методика, множество спецпредметов и подтверждающий, что наконец-то всё выучено, диплом. Как терминатор, вооружённый до зубов, так и я в доспехах, на которых было начертано «высшее педагогическое образование», пришла «сеять разумное, доброе, вечное». И тут же столкнулась с трудностями.

Мой самый первый настоящий ученик! Я обращаюсь к тебе со словами благодарности, если бы не ты, я, наверное, до сих пор была бы уверена в своей гениальности. Если бы не ты, я так и не узнала бы, что моё грозное оружие для тебя как ржавые доспехи Дон Кихота для мельниц. Откуда тебе было знать, что я во всём виню себя, что от бессилия опускаются руки, что я каждый вечер перелистываю свои тетради с конспектами по педагогике, но так и не нахожу ответа на один единственный вопрос – что делать?

И вот тогда, когда почти ничего не осталось, я поняла, что любовь к детям в профессии учителя, конечно же, самое главное, но еще главнее здесь – принимать. Принимать мир, окружение, детей такими, какие они есть. Да, они разные: одаренные и обычные, смелые и робкие, хитрые и добрые. Но необходимо стараться выстроить доверительные отношения, помочь каждому ребёнку реализовать себя как личность.

Я благодарна своим ученикам, которые тоже учат меня чему-нибудь каждый день. Например, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама: не навязываю ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а даю возможность ребенку самому пробовать свои силы. Поэтому всегда радуюсь, когда моя работа, для кого-то совсем не заметная, даёт результат. Я счастлива от того, что чувствую, что нашла свое призвание.

Глава 5. Пути к счастью нет, счастье-это путь

С маленького, робкого шажка начинается любая большая дорога и я горжусь тем, что мои ученики, делающие первые шаги на пути к постижению смысла жизни, проявляют себя только с лучшей стороны: предложили поставить в школьном парке памятник самым ярким героям, символизирующим детство и веру в добро – Маленькому принцу и его другу Лису. Я надеюсь, что у них все получится и когда-то в школьном парке появится символ человека-странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

Окрыленная маленькими успехами моих учеников я поняла, что я – счастливый человек! И я горжусь, что у меня есть такие маленькие, но мудрые учителя. Я горжусь тем, что они учат меня радоваться без причины, плакать от души, удивляться всему новому и необычному, мечтать о самом непостижимом, всегда находить себе занятие. Но самое главное, они учат любить и смотреть на мир широко открытыми глазами: прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Мой дорогой друг, вместе со мной ты прошел тот путь, который помог мне стать счастливой. Но дорога эта не закончена...


Библиографическая ссылка

Мусийко Н.С. Я – УЧИТЕЛЬ // Литературное творчество школьников. – 2019. – № 1-1. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1415 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674