Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОЛЬКЛОРА В ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГИИ УЧАЩИМИСЯ

Данильченко О.А. 1
1 г. Слуцк, ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»
1. Международный образовательный сайт «Учебно-методический кабинет».Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/programa-obedinenija-po-interesam-yekologicheskogo-profilja-zanimatelnaja-biologija.html Дата доступа: 05.12.2018.
2. Международный образовательный сайт «Учебно-методический кабинет».Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/yekologicheskii-kvest-lukomore.html Дата доступа: 05.12.2018.
3. Международный образовательный сайт «Учебно-методический кабинет».Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/yekologo-poznavatelnaja-programa-istorija-domovogo-i-drugih-skazochnyh-geroev.html Дата доступа: 05.12.2018
4. Литературное творчество школьников. Режим доступа: http://school-literature.ru/ru/issue/view?id=45 Дата доступа: 05.12.2018.
5. Международный образовательный сайт «Учебно-методический кабинет».Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/yekologicheskoe-mini-isledovanie-skazhem-skazke-zahodi.html Дата доступа: 05.12.2018.
6. Международный образовательный сайт «Учебно-методический кабинет». Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/skazka-priklyuchenie-lvenka.html Дата доступа: 05.12.2018.
7. Международный образовательный сайт «Учебно-методический кабинет». Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/novogodnja-otkrytka-ded-moroz-master-klas-s-poshagovym-foto.html Дата доступа: 10.12.2018.

Современный педагог обязан быть творчески думающим, обладающим современными методами и технологиями образования. Его главная задача раскрыть способности каждого ученика, воспитать инициативную личность, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовую к жизни в конкурентном мире, умеющую выбирать профессиональный путь, готовую обучаться в течение всей своей жизни.

Одной их приоритетных задач в современном обществе является воспитание экологически грамотного человека.

Педагоги ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» стараются в процессе обучения и воспитания сформировать ответственное отношение к окружающей среде, экологическую культуру мышления и поведения, здоровый образ жизни, гигиенические нормы и правила, что без сомнения помогает учащимся правильно оценивать своё место в жизни, ответственно относиться к себе и окружающему миру. Они развивают познавательную активность учащихся, что создает такую атмосферу обучения, при которой учащиеся совместно с педагогом активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Я в своей эколого-педагогической деятельности отвожу особую роль сказкам.

Изучение сказок через исследовательскую или игровую деятельность, через создание художественных творческих работ – дело очень увлекательное и как показала практика очень захватывающее.

Знакомясь со сказками важно понять истоки их вымысла и фантазии.

В течение долгого времени человек воспринимал природу как нечто враждебное, таящее опасность, неопознанное. Люди населяли окружающий мир злыми и добрыми духами: домовой, леший, водяной. До наших дней они дошли в легендах и сказках.

Со временем природа становилась все более понятной человеку, он постигал ее законы, учился использовать ее ресурсы. Теперь он выражал в сказках не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность природе. Например, земля называется «матерью-кормилицей». Бережное, уважительное отношение к природе предполагает, что она отплатит человеку тем же, удовлетворит его потребности в пище, крове.

Чем старше становилось человечество, тем активнее оно стремилось покорить природу, взять у нее как можно больше богатств. Теперь человек – царь природы.

К 21 веку у детей и взрослых сложился стереотип по отношению к окружающей среде: человек – мера всех вещей, «властелин и хозяин» природы, имеющий право изменять ее для своих потребностей.

Такое отношение привело мир к множеству природных катастроф, к исчезновению многих видов животных и растений.

Сегодня пришло время менять стереотипы. И помочь в этом могут сказки, легенды и мифы, которые являются исторической памятью народа. Они наполнены глубоким содержанием, отражающим всю размеренную жизнь людей в древности, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Именно поэтому фольклор в воспитании учащихся может сыграть важную роль. Умелое применение его педагогом позволяет обогащать духовный мир, развивать патриотизм, усваивать правила бережного отношения к природным объектам.

Сказок придумано и написано очень много. В них отражается взаимоотношение людей с окружающим миром. Они впитали исторический опыт всего человечества. Сказки бывают народные и авторские, бытовые и волшебные. В последнее время появляются экологические сказки.

Задачи педагога-эколога в дополнительном образовании использовать в своей работе с учащимися сказки, легенды и мифы с позиции естественнонаучных представлений, с учетом взаимосвязи человека и природы.

Самое важное, на мой взгляд, на занятиях объединения по интересам, что бы ребенку было интересно. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека.

Сухомлинский писал: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, – это источник любви к Родине»

Славянские мифы, легенды и сказки учат любить и понимать окружающий нас мир, а значит любить Родину.

Я, как педагог дополнительного образования, в свои программы объединений по интересам обязательно включаю темы по изучению славянского фольклора.

Так в программе объединения по интересам «Занимательная биология» [1] есть целый раздел «Сказочная экология», который начинает курс изучения программы. На занятиях учащиеся 7-9 лет изучают славянские мифические персонажи и их роль в становлении отношений человек – природа, через знакомство с мифами и народными сказками ребята знакомятся с отношением к животным и растениям в древности, учатся бережно относиться к окружающему миру.

В своей работе предпочтение отдаю игровой деятельности, основная цель которой создание условий для проявления познавательной активности учеников. Использование проблемных ситуаций заставляет учащегося мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету. Для учащихся на занятии по теме «Славянские мифические существа» организуется экологический квест «Лукоморье» [2], который помогает ребятам в игровой форме прикоснуться к волшебному миру наших предков и понять, что человек и природа одно целое.

Для учащихся 10-14 лет в программе объединения по интересам «Эврика» есть занятие «Экология и сказки». На нем ребята изучают такие понятия как экология, экологические аспекты в сказках, а также современные авторские экологические сказки.

Чтение сказок, мифов, легенд, и анализ их сюжетов с интересом воспринимается всеми детьми от детского сада до школы. Поэтому их можно очень широко использовать в работе по экологическому воспитанию и образованию детей любого возраста: в совместной и в самостоятельной исследовательской и игровой деятельности, при проведении экологических мероприятий.

Пример совместной деятельности педагога и учащихся может служить организация работы над конкурсной разработкой «Сценарная разработка устного орнитологического журнала «Птицы в народном календаре», которая была разработана для выступления ребят из объединения по интересам «Эврика» ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» на районном орнитологическом вернисаже «Птицы в народном календаре». В ходе работы над сценарием ребята познакомились с народными праздниками «Герасим Грачевник», «Георгий Победоносец», «День Зиновия» и с птицами, которые народ связывал с ними: грач, синица, ласточка, кукушка. На конкурсе работа заняла первое место, а ребята получили знания об отдельных представителях орнитофауны Республики Беларусь и о том, как к этим видам относились в старину.

При знакомстве с различными экологическими проблемами часто используется исследовательская деятельность учащихся. Она направлена на развитие у них навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, то есть позволяет им овладеть алгоритмом исследовательской работы.

При изучении сказочной экологии я так же широко использую исследования, целью которых ставлю нахождение экологического смысла в народных сказках, объяснение его значение и появление.

Две учащиеся объединения по интересам «Эврика» приняли участие в районном конкурсе-выставке «Экология и сказки» и заняли призовые места со своими исследованиями.

Кононович Екатерина, учащаяся объединения по интересам «Эврика» с экологическим исследованием «Скажем, сказке заходи» [5] приняла участие в Международном творческом конкурсе «Живой мир», который проводил Международный образовательный сайт «Учебно-методический кабинет» и получила сертификат участника. Эту же работу она отправила для участия в Международном конкурсе лингвокультурологических исследовательских проектов «Читаем сказки по-новому», который был организован сетевой кафедрой ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире» при ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», «Межрегиональным сетевым партнерством: Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология. Здоровье. Безопасность» (программа УНИТВИН/ЮНЕСКО) совместно с МАУ Информационно-методическим центром г. Томска и Общественным советом базовой организации государств-участников СНГ по экологическому образованию. Учащаяся получила диплом 1 степени.

В основе организации воспитательной работы с ребятами объединения по интересам «Эврика» я практикую «горизонтальный процесс» передачи знаний. Своими знаниями, полученными на занятиях, ребятами активно делятся с другими учащимися Центра и учащимися учреждений образования Слуцкого района. На индивидуальном уровне это помогает каждому участнику стать на ступеньку выше в развитии у себя столь необходимого сегодня дружественного отношения к природе.

Юные экологи этого объединения принимали активное участие в мероприятиях, организуемых в рамках областного педагогического проекта «Формирование экологического мировоззрения учащихся путем изучения истории взаимоотношений человека с природой», который реализовывался педагогами ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» с2015/2016 учебного года по 2017/2018 учебный год. В течение первого года учащиеся экологического центра, и в том числе объединения по интересам «Эврика», активно изучали отношение человека и природы в древности и проводили для воспитанников дошкольных учреждений образования различные экологические программы, основанные на сказках и мифах. Примером может служить эколого-литературная программа «В гостях у домовёнка Кузи» [4], на которой ребята знакомили дошкольников со сказочными мифическими персонажами и их экологической ролью в древности.

Большое внимание уделяется сказкам при организации воспитательной работы с учащимися 7-9 лет в объединении по интересам «Занимательная биология». Она включает посещение учащимися экологической программы «Скажем, сказке заходи…» в рамках проекта «Библиокомпас» в ГУ «Слуцкая районная центральная библиотека», где ребята знакомятся с героями как народных, так и авторских сказок, проведение экологической викторины «Сказочная экология», направленной на получение азов экологических знаний через изучение сказок. Организация и проведение эколого-познавательной программы «История домового и других сказочных героев» способствует изучению отношений человека и природы с древности до наших дней через знакомство с мифическими персонажами славян [3].

Одним из результатов моей многолетней работы по использованию сказочной экологии в обучении и воспитании учащихся стало участие их в различных Международных конкурсах и публикация их сказок в журналах.

Ребята объединений по интересам «Занимательная биология» и «Эврика» принимали активное участие в Международном творческом конкурсе «В гостях у сказки», который проводился Международным образовательным сайтом «Учебно-методический кабинет». Двое учащихся стали дипломантами:

Абдигапирова Арина, учащаяся объединения по интересам «Занимательная биология» со сказкой «Аист по имени Белое перо» заняла 1 место, а Цыганов Арсений, учащийся объединения по интересам «Эврика» и его сказка «Приключение львенка» [6] – 2 место.

Авторские экологические сказки учащихся печатаются в Общероссийском литературно-художественном журнале «Литературное творчество школьников», мастер-классы по изготовлению открыток с изображением мифических персонажей публикуются на Международном образовательном сайте «Учебно-методический кабинет» [7].

Изучение фольклора позволяет формировать у ребят представления об экологической культуре, о правилах и нормах поведения человека в мире. Ведущим личностным достижением учащегося должно стать гуманное отношение к окружающей среде и к человеку как его части. Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в детстве, будет зависеть отношение к природе и во взрослой жизни. Таким образом, опираясь на знания учащихся и используя сказки, можно в увлекательной форме, знакомить их не только с историей взаимоотношений человека и природы, но и способствовать воспитанию экологически грамотного человека.


Библиографическая ссылка

Данильченко О.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОЛЬКЛОРА В ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГИИ УЧАЩИМИСЯ // Литературное творчество школьников. – 2019. – № 1-2. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1461 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674