В начале 21 века достаточно четко обозначилась потребность человека и общества в принципиальных информационно-эмоциональных, поведенческих стратегиях, как на уровне своего внутреннего мира, так и на уровне социальных отношений.
Современные тенденции развития экологического образования определяются процессами восприятия мира по-новому: местные практики впитывают и рождают новые тенденции и направления в работе.
В документах ООН, посвященным образованию в интересах устойчивого развития, неотъемлемой частью которого является экологическое образование, говорится о том, что для повышения эффективности образования необходимо применять широкий диапазон активных методов.
Все заинтересованные стороны сходятся во мнении, что для достижения этих целей, существует необходимость в налаживании более тесного сотрудничества и партнерства между заинтересованными сторонами.
Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в социально-экономической сфере (а образование является такой) требуется усилие всего общества.
Педагоги, методисты нашего Центра сами определяют, какая им нужна информация для решения тех или иных задач, профессиональных проектов, сами определяют себе социальных партнеров.
Социальное партнерство в экологическом образовании мы понимаем как совместное участие различных сторон в выработке и реализации программ, проектов, иных конечных образовательных продуктов для обучения и воспитания детей.
Среди разных видов социального взаимодействия чаще всего нами используются благотворительность, сотрудничество, собственно партнерство.
Наш Центр очень активно ищет и имеет несколько социальных партнеров, которые ведут активную экологическую деятельность в нашей стране.
Мы считаем, что наши социальное партнерство эффективно. Мы выстраиваем совместные стратегии сотрудничества, выполняем совместные проекты, реализуем комплексный подход к воспитанию и экологическому просвещению, организуем конкурсы, семинары, смотры. Обеспечиваем открытость, непрерывность и доступность экологического просвещения.
Это, прежде всего крупнейшие природоохранные организации: грамадская арганізацыя «Ахова птушак Бацькаўшчыны» и учреждение «Центр экологических решений».
Наши партнерские отношения с ГА «Ахова птушак Бацькаўшчыны» начались с организации в 2004 году Слуцкого районного отделения. В 2005 году был открыт первый детский орнитологический клуб «Крылатый дозор». Сегодня в Слуцком районе 36 клубов, более 325 учащихся.
На протяжении последних 3 лет Слуцкое районное отделение является лучшим в республике по экологическому просвещению учащихся. С 2010 года мы находимся ежегодно в тройке дипломантов республиканского конкурса «Лучшее отделение».
За это время реализовано несколько больших проектов, выбрана Птица района, открыт Музей Соловья, разработана и реализуется на уровне района природоохранная концепция «Соловей восточный – символ Слуцкого района».
У нас море идей и интересных традиций. В частности 7 лет в районе отмечается День крылатого дозора. Мы ежегодно массово принимаем участие в национальных акциях и кампаниях этой организации. В Слуцке сложился свой стиль встречи и прощания с птицами, подкормка и охрана пернатых друзей.
На Случчине действуют самые активные клубы «Крылатый дозор», один из которых работает в ГУО «Средняя школа № 9 г. Слуцка» под руководством Валетко Ж.А.
Сотрудничество с учреждением «Центр экологических решений» началось только 3 года назад. Однако на базе района уже создан ресурсный Центр по воде. Педагоги являются постоянными участниками семинаров и творческих конкурсов, постепенно ориентируют учащихся на занятие исследовательской деятельностью.
Результативность и эффективность наших работ с социальными партнерами определяется степенью реализации общих интересов, заключающихся, прежде всего, в получении высококвалифицированной информации, экологических компетенций, в получении качественных материалов для работы.
Как нам кажется, мы с нашими партнерамиимеем взаимные выгоды, цель которых, прежде всего, в расширении возможностей для экологического просвещения учащихся.
Несколько лет уже длится наше партнерство со Слуцкой районной центральной библиотекой. От отдельных разовых мероприятий в области экологического просвещения и охраны окружающей среды мы пришли в 2017/2018 учебном году к интересному мини-проекту «Библиокомпас».
Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует духовную сущность чтением книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно принижаться значение книги. Поэтому проект «Библиокомпас» является одной из форм работы Центра по социализации личности. Одна из задач проекта – расширять творческое взаимодействие Центра с учреждениями культуры нашего района для формирования единой социально-педагогической системы.
В ходе реализации мини-проекта мы знакомимся с библиотекой, имеем возможность открыть для себя новые книги по экологии и охране природы, посещаем и сами организуем выставки, проводим на базе библиотеке занятия и воспитательные мероприятия.
Для сотрудников библиотек района организуем мастер-классы, экологические семинары и т.д. В рамках мини-проекта в 2017/2018 учебном году запланировано более 10 познавательных и 13 экологических тематических часов общения с книгами. Мероприятия проводят как сотрудники библиотеки, так и педагоги-экологи нашего Центра.
Заслуживает отдельного внимания и социальный проект «Экологический экспресс – эколого-биологическое просвещение инвалидов», над которыми мы начали работать в этом учебном году.
Цель его – воспитание у лиц с особенностями психофизического развития экологического сознания, основанного на гуманном, ценностном отношении к природе.Реализуется этот проект совместно с ГУ «Слуцкий территориальный центр социального обслуживания населения».
В рамках проекта предусмотрены мастер-классы, познавательные экологические программы, трудовые десанты. Из 10 мероприятий 7 уже реализовано. О том, как это было, как проходили встречи, можно узнать на сайте Центра в рубрике об учреждении – педагогу дополнительного образования – мини-проекты.
В чем польза таких партнерских взаимоотношений. Для того чтобы экологически-дружественный образ жизни стал нормой, педагоги должны и обязаны использовать разнообразные формы и методы. Чем шире и ярче наши способы работы, тем больше шансов на успех.
Вот небольшой алгоритм действий тем, кто не хочет замыкаться в стенах своего учреждения:
– у вас должна быть взаимная договоренность с вашими партнерами о совместных действиях в целях решения экологических проблем.
– обсуждение и принятие порядка действий;
– диагностика реальной ситуации;
– совместная постановка целей;
– определение основных направлений деятельности;
– реализация способов решений целей и задач;
– экспертиза и совместное обсуждение результатов;
– коррекция поставленных задач и способов их решений.
Очень скоро сегодняшние школьники станут взрослыми, выберут различные профессии, столкнутся с потребностью принимать решения на разных уровнях, и, возможно, именно ценности, привитые в детстве и юности, умение видеть взаимосвязи в окружающем мире, понимание личной ответственности за состояние окружающей среды станут основой для формирования устойчивого будущего.
Нашему Центру в реализации этих задач помогают наши социальные партнеры, мы стараемся работать в открытой образовательной системе социокультурного пространства Слуцкого района. Наш опыт экологического просвещения благодаря социальному партнёрству приобрел практико-ориентированную направленность, чего не хватает в последнее время в экологическом образовании.
Будем рады, если наш опыт социального партнерства и взаимодействия кому-то покажется интересным и востребованным.