Работа № 1
Система оценивания:
Всего 12 заданий (32 балла) + ***Бонусный вопрос: 3 балла (за него баллы прибавляются дополнительно) «5» – 32–29 баллов; «4» – 28–22 балла; «3» – 21–16 баллов.
Задания для учащихся
1. Составьте верные цепочки: « автор – жанр произведения – название произведения – герой» (макс.-5 баллов)
А) А.С. Пушкин – баллада – «Горе от ума» – Печорин
Б) М.Ю. Лермонтов – комедия – «Светлана» – Чацкий
В) В.А. Жуковский – комедия – «Евгений Онегин» – Стародум
Г) Д.И. Фонвизин – роман – « Герой нашего времени» – Ленский
Д) А.С. Грибоедов – роман – « Недоросль» – Светлана
2. Укажите, рассмотрев, фото, фамилии и имена данных поэтов и писателей (макс.-3,5 балла)
А Б
В Г
Д Е
Ж
3. Факты из биографии или творчества писателя (поэта) – (макс.- 2 балла):
Город, в котором провёл своё детство будущий великий критик, назывался раньше Чембар.
А) О ком идёт речь и как теперь называется этот город?
Б) В какой области находится этот город, в 1948 году переименованный в честь знаменитого земляка?
Подсказка: рядом, в 17 км, в имении своей бабушки Тарханы, провёл свои детские годы будущий великий поэт
*** ( Бонусный вопрос – 3 балла)
А.С. Грибоедов был писателем и дипломатом. Он погиб при защите русского посольства в Тегеране. Александр Сергеевич владел 8 иностранными языками. Какими именно?
или
А.С. Грибоедов был похоронен в Тифлисе, на горе Святого Давида.
– Какие слова по просьбе его жены, Нины Чавчавадзе – Грибоедовой, высечены на надгробной плите на могиле А.С. Грибоедова?
4. Узнав произведения, дайте « говорящие» заголовки изображённым эпизодам ( макс. – 2 балла):
5. Сформулируйте главную мысль 2-х произведений (макс. – 2 балла):
а) стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»;
б) стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума»;
в) стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям»
6. Укажите авторов и их произведения, из которых данные цитаты (макс.- 3 балла):
А) Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Б) «Здешние жители утверждают, что воздух Кисловодска располагает к любви, что здесь бывают развязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука».
В) «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля, пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви...»
7. Назовите 2 проблемы в одном из произведений и его автора (макс.- 2 балла):
а) в романе « Евгений Онегин»;
б) в пьесе « Горе от ума»;
в) в стихотворении «И скучно и грустно»
8. Определите, какими стихотворными размерами написаны данные лирические произведения (макс. – 2 балла):
А. В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскалённой,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.
(А.С. Пушкин «Анчар»)
Б. Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М.Ю. Лермонтов «Тучи»)
9. Литературные места России
Укажите, с каким поэтом или писателем связан каждый из этих музеев (макс. – 1,5 балла):
Захарово
Тамань
Холмогоры
10. Теория литературы (макс. -4 балла)
А. Что такое роман?
Б. Что такое художественная деталь?
В. Что такое ода?
Г. Что такое реализм?
11. Определите средства художественной выразительности (макс. –2,5 балла):
А) « …за это я был вознаграждён взглядом, где блистало самое восхитительное бешенство» (М.Ю. Лермонтов)
Б) «Солнце уже пряталось в чёрной туче, отдыхавшей на хребте западных гор…» (М.Ю. Лермонтов)
В) «Ваш шпиц, прелестный шпиц не более напёрстка» (А.С. Грибоедов)
Г) «Ложи блещут, партер и кресла – всё кипит » (А.С. Пушкин)
Д) «Того змия воспоминаний, того раскаянье грызёт» (А.С. Пушкин)
Материал для справок:
метафора, литота, метонимия, олицетворение, оксюморон
12. Дайте развёрнутый ответ (5-8 предложений) на один из вопросов (макс. 4,5 балла):
А) Одиночество – это проблема?
Б) «С нею знают радость и беду». О чём идёт речь?
В Судьба какого литературного героя заставила вас серьёзно задуматься о жизни и жизненных ценностях?
Для убедительного ответа необходимо привести 2 аргумента из произведений учебника- хрестоматии для 9 класса «История твоей литературы
Работа № 2
Система оценивания:
Всего 12 заданий (21 балл) + ***Бонусный вопрос: 3 балла (за него баллы прибавляются дополнительно) «5» – 21-19 баллов; «4» – 15-18 баллов; «3» – 11-14 баллов.
Задания для учащихся
1. Составьте верные цепочки: «автор – жанр произведения – название произведения – герой» (макс. – 5 баллов)
А) Н.В. Гоголь – комедия – «Свои люди – сочтёмся» – Беликов
Б) А.Н. Островский – роман – «Человек в футляре» – Чичиков
В) Ф.М. Достоевский – рассказ – «Бедные люди» – Матрёна
Г) А.П. Чехов – поэма – «Матрёнин двор» – Липочка
Д) А.И. Солженицын – рассказ – «Мёртвые души» – Девушкин
2. Составьте верные цепочки: «фамилия, имя, отчество автора – годы жизни» (макс. – 4 балла)
А) Есенин А) Иван Сергеевич А) 1870-1953
Б) Толстой Б) Иван Алексеевич Б) 1818-1883
В) Тургенев В) Лев Николаевич В) 1895-1925
Г) Бунин Г) Сергей Александрович Г) 1828-1910
3. Факты из биографии или творчества писателя (поэта) – макс. 2 балла:
Рассмотрите внимательно фотографии. Кто на них изображён?
А Б
4. Узнав произведения, дайте « говорящие» заголовки изображённым эпизодам (макс. – 2 балла):
А
Б
***Бонусный вопрос (3 балла)
Продолжая традиции драматургов XVIII века, А.Н. Островский выражал в заглавии основную мысль пьесы. Из 48 пьес 27 имеют в качестве заголовка пословицу или поговорку.
Приведите названия 7 таких пьес.
5. Сформулируйте главную мысль 2-х произведений (макс.-2 балла):
А) рассказа « Юшка»;
Б) поэмы « Василий Тёркин»;
В) рассказа « Матрёнин двор»
6. Укажите ФИО авторов и их произведения, из которых данные цитаты (макс.-3 балла):
А) «И какой же русский не любит быстрой езды?»
Б) «Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло»
В) Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что Господь ни пошлёт.
7. Назовите 2 проблемы в одном из произведений и его ФИО автора (макс. – 2 балла):
А) «Мёртвые души»;
Б) «Бедные люди»;
В «Человек в футляре»
8. Определите, какими стихотворными размерами написаны данные лирические произведения (макс. – 2 балла):
А.
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился, поля опустели.
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
(Н.А. Некрасов « Несжатая полоса»)
Б.
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
(С. Есенин «Клён ты мой опавший…»)
9. Литературные места России
Укажите, с каким писателем или поэтом связан каждый из этих музеев:
А. Константиново
Б. Хамовники
В. Хутор Загорье на Смоленщине
(по 0,5 балла за каждый правильный ответ, макс. – 1,5 балла)
10. Теория литературы (по 1 баллу за каждый правильный ответ, макс. – 4 балла)
А. Что такое символизм?
Б. Назовите роды литературы.
В. Что такое лирические отступления?
Г. Что такое эпистолярный жанр?
11. Определите средства художественной выразительности (по 0,5 балла за каждый правильный ответ, макс. – 2 балла):
А) «Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину» (М.Ю. Лермонтов)
Б) «Природой здесь нас суждено в Европу прорубить окно» (А.С. Пушкин)
В) Как дерево роняет тихо листья, // Так я роняю грустные слова С. Есенин)
Д) «Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, // И радостно гибнет за правое дело» (К.Ф. Рылеев)
Материал для справок
Метафора, оксюморон, олицетворение, сравнение
12. Дайте развёрнутый ответ (5-8 предложений) на один из вопросов (макс. – 4,5 балла):
А. Чичиков – это герой или антигерой?
Б. Что значит быть духовно богатым человеком? Насколько это важно для вас?
В. Брать деньги в долг для вас – это норма? Почему?
Г. Что значит быть настоящим патриотом?
Для обоснования ответа необходимо привести 2 аргумента из произведений учебника – хрестоматии для 9 класса «История твоей литератур.
При составлении контрольных работ использованы фото писателей из альбома «Портреты русских писателей» для школьных кабинетов, иллюстрации к произведениям известных художников, фото литературных мест из копилки учителя, учащихся + частично Интернет-ресурсы.