Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

1
1

Цель как деятельность учеников

Тип урока: традиционный с элементами личностно ориентированного подхода.

Метод: частично-поисковый.

Цель урока: развивать умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью и диалогом.

Цели:

– Развивающая: развивать связную речь, логическое мышление, умение правильно расставлять знаки препинания.

– Образовательная: дать определение термина «диалог», показать особенности диалога, его отличия от прямой речи.

– Воспитательная: прививать уважение к родному языку, вежливость и внимательное отношение друг к другу (через тексты упражнений, через работу в паре).

Планируемые образовательные результаты:

– Предметные:

Находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения в соответствии с изученными пунктуационными правилами, правильно писать слова с изученными орфограммами.

– УДД:

Личностные: интерес к изучению языка, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

– Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

– Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников.

– Коммуникативные: задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить монологические высказывания.

Задачи урока

Образовательные:

– развить умение формулировать определение понятий;

– ввести понятие диалога, монолога, реплики;

– формировать умение правильно оформлять диалог на письме;

– развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.

Развивающие:

– осуществление системно-деятельностного подхода;

– развитие критического мышления;

– развитие внимания;

– формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

– развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

– развитие творческих, речевых способностей учащихся;

– развитие умения формулировать проблему;

– развитие умения работы в группах.

Воспитательные:

– воспитание интереса и уважения к родному языку;

– создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

– взаимодействие учащихся в паре, в группе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

– ПК;

– презентация к уроку;

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Задавать вопросы, формулировать задания.

Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логические рассуждения.

Регулятивные УУД

1. Формулировать тему урока.

2. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

3. Определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

3. Работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве.

4. Слушать и слышать друг друга.

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя.

– Ребята, урок я хотела бы начать с пожелания. Желаю вам хорошего настроения и хороших оценок. Я надеюсь на вашу активную работу.

Приветствие учащихся.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация знаний

1. Повторение пройденной темы

Схематический диктант.

Учитель зачитывает предложение, а учащиеся записывают только схему к этому предложению.

1) Нерадостный день барыни давно прошел, вечер ее был чернее ночи.(бессоюзное сложное)

2) Сыновья ее служили в Петербурге, а дочери вышли замуж.(сложносочиненное )

3) Барыня держала многочисленную прислугу: прачки, столяры, портные.(простое предложение с однородными членами предложения)

4) Герасим должен был подмести двор, воды привезти и чужих не пускать.(с однородными членами предложения)

– Какие правила вспомнили, выполняя это задание? (знаки препинания в предложении с однородными членами, в сложном предложении)

– Вспомним и еще одно правило, записав предложение:

Раз учительница в школе посоветовала: «Коля, не спеши, букву к буковке пиши!»

Объясните, какие правила встретились в этом предложении? (безударные гласные, прямая речь, обращение)

Работа с классом.

– Что такое прямая речь? Обращение?

– Из каких частей состоит прямая речь?

– Где может стоять прямая речь по отношению к словам автора?

Составим схему предложения, как будут расставлены знаки препинания, если прямая речь была бы перед словами автора, нарисуем схем у предложения.

2. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Посмотрите на доску, рассмотрите картинки (прием кроссенс)

– Что их объединяет? Что общего? (все герои разговаривают)

-Какой будет тема сегодняшнего урока? (диалог)

– Знакомо ли вам это понятие? Что такое диалог? (разговор двух или нескольких лиц)

*это слово греческое, диа-два, логос-слово, речь, мнение, вот и получается буквально – два и более говорящих

– А если один человек говорит, то как называется такая речь? (монолог)

Вспомним начало урока, из какого произведения я читала вам предложения для схематического диктанта? Обратимся снова к рассказу Тургенева «Муму»

Посмотрите на доску:

«А что, Гаврила, не женить ли нам Капитона, как ты думаешь?»- заговорила вдруг барыня. «Отчего же не женить?!»- ответил Гаврила. Барыня размышляла вслух: «Да, только кто ж за него пойдет?». «Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно,…»- соглашался Гаврила.

– Можно ли этот отрывок считать текстом? Почему?

– Какие предложения используются в тексте? (с прямой речью).

– Сколько человек говорят? Можно ли считать их разговор диалогом?

– Можете ли вы перестроить текст в диалог? Попробуйте.

– Что нужно знать, чтобы справится с заданием? (как оформляется диалог)

Сформулируем цель нашего урока (научиться составлять диалог и правильно его записывать)

Чтобы решить учебную задачу, проведем наблюдение над языковым материалом.

Посмотрите на разговор героев:

– А что, Гаврила, не женить ли нам Капитона, как ты думаешь?- заговорила вдруг барыня.

– Отчего же не женить?!- ответил Гаврила.

Барыня размышляла вслух:

– Да, только кто ж за него пойдет?

– Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно,… – соглашался Гаврила.

– Что заметили? Чем отличаются тексты. Как оформляют диалог?

Обратимся к параграфу учебника п. 49, стр. 116-117. Прочитайте информацию на стр. 117 Вы оказались правы? Что нового узнали из параграфа? (реплика – слова говорящего)

В чем отличие прямой речи от диалога?

ПР

Д

Говорит один человек

Ставятся кавычки

Фразы в строку записываем

Разговаривают два и более лиц

Тире, кавычки не ставим

Реплика каждого лица записывается с новой строки

В каком (каких) стиле(стилях) употребляется диалог? (в художественном, разговорном)

Вспомним изученные произведения, в которых встречается диалог:

Поработаем с упр. в учебнике , стр. 118, упр. 253

Работа в парах (устно)

Какой вывод можно сделать после выполнения этого упражнения: чтобы правильно оформлять диалог, надо использовать синонимы, чтобы избегать повторов!

Работа у доски. Оформление диалога. Закрепление изученного:

Нос и язык

Притча от Евгения Пермяка

– Скажи, бабушка, почему у меня две руки, две ноги, два уха, два глаза, а язык и нос один?- спросила Света.

Бабушка пояснила:

– А потому, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала, и нос свой куда не надо не совала.

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.

– Как поняли эту притчу? В чем ее поучительный смысл?

– Сделаем вывод, как оформляется диалог!

Слова каждого лица пишутся с новой строки

Перед каждой репликой ставится тире

Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки, что и прямой речи, но без кавычек

Групповая работа

1,6 группы

Составить таблицу – правило

Диалог – разговор двух и более лиц

Реплика – слова одного человека в диалоге

-Р, -а

-Р.

А:

-Р.

2-4 группы

Составить диалог (3-4 реплики) в библиотеке, в магазине, на перемене

Например

Примерный диалог.

– Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Диму.

– А его нет дома.

– Передайте ему, пожалуйста, мою просьбу, когда он придёт, пусть позвонит Сергею.

– Обязательно передам.

– Спасибо большое. Извините за беспокойство.

Вывод

– А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

– Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику).

Ералаш «Доброта» (просмотр видео)

5, 7 группа предложить советы по ведению диалога

Наблюдение над языком.

– Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что портим свою речь словами-сорняками.

Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем, уничтожаем).

– Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?»

Серёжа вернулся из кино.

– Что, хорошая была картина? – спросил я.

– Ух, и здорово! – ответил он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете…Ну, словом, просто здорово…Понимаете?

Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в фильме. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.

«Ералаш «со С. Мишулиным о словах паразитах

Вывод.

– Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.

Советы по ведению диалога

Уметь слушать собеседника, не перебивать.

Употреблять слова вежливости (спасибо, пожалуйста)

Используй правильную речь

Избегать слова-сорняки

Блиц-опрос

Разговор двух или нескольких лиц – это…. диалог

Слова, ответ одного из собеседников – это….. реплика

Слова каждого лица пишутся с …… новой строки

Перед каждой репликой ставится тире

Если реплика сопровождается словами автора, то………. , но

ставятся те же знаки, что и прямой речи, но без кавычек

Самооценка этой работы

О ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Самоконтроль. Рефлексия

– А теперь посмотрите на карточки, лежащие перед вами.

Выберите вариант ответа, с которым вы согласны.

1 Сегодня на уроке я

а) узнал много нового;

б) повторил уже известное мне;

в) ничего не узнал.

2. Сегодня на уроке

а) мне все было понятно;

б) у меня возникли некоторые вопросы, ответов на которые я не получил;

в) я ничего не понял.

3. Сегодня на уроке я

а) хорошо работал;

б) старался, но не все получалось;

в) мне было трудно.

4. Знания, полученные сегодня,

а) мне нужны;

б) может быть, когда-нибудь и пригодятся;

в) вряд ли мне понадобятся.

Комментирование оценок за урок.

Д/з упр.254 или упр. 255