Цель как деятельность учеников
Тип урока: традиционный с элементами личностно ориентированного подхода.
Метод: частично-поисковый.
Цель урока: развивать умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью и диалогом.
Цели:
– Развивающая: развивать связную речь, логическое мышление, умение правильно расставлять знаки препинания.
– Образовательная: дать определение термина «диалог», показать особенности диалога, его отличия от прямой речи.
– Воспитательная: прививать уважение к родному языку, вежливость и внимательное отношение друг к другу (через тексты упражнений, через работу в паре).
Планируемые образовательные результаты:
– Предметные:
Находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения в соответствии с изученными пунктуационными правилами, правильно писать слова с изученными орфограммами.
– УДД:
Личностные: интерес к изучению языка, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
– Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
– Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников.
– Коммуникативные: задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить монологические высказывания.
Задачи урока
Образовательные:
– развить умение формулировать определение понятий;
– ввести понятие диалога, монолога, реплики;
– формировать умение правильно оформлять диалог на письме;
– развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
Развивающие:
– осуществление системно-деятельностного подхода;
– развитие критического мышления;
– развитие внимания;
– формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
– развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
– развитие творческих, речевых способностей учащихся;
– развитие умения формулировать проблему;
– развитие умения работы в группах.
Воспитательные:
– воспитание интереса и уважения к родному языку;
– создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
– взаимодействие учащихся в паре, в группе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
– ПК;
– презентация к уроку;
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
2. Задавать вопросы, формулировать задания.
Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логические рассуждения.
Регулятивные УУД
1. Формулировать тему урока.
2. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
3. Определять степень успешности работы.
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
3. Работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве.
4. Слушать и слышать друг друга.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя.
– Ребята, урок я хотела бы начать с пожелания. Желаю вам хорошего настроения и хороших оценок. Я надеюсь на вашу активную работу.
Приветствие учащихся.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2. Актуализация знаний
1. Повторение пройденной темы
Схематический диктант.
Учитель зачитывает предложение, а учащиеся записывают только схему к этому предложению.
1) Нерадостный день барыни давно прошел, вечер ее был чернее ночи.(бессоюзное сложное)
2) Сыновья ее служили в Петербурге, а дочери вышли замуж.(сложносочиненное )
3) Барыня держала многочисленную прислугу: прачки, столяры, портные.(простое предложение с однородными членами предложения)
4) Герасим должен был подмести двор, воды привезти и чужих не пускать.(с однородными членами предложения)
– Какие правила вспомнили, выполняя это задание? (знаки препинания в предложении с однородными членами, в сложном предложении)
– Вспомним и еще одно правило, записав предложение:
Раз учительница в школе посоветовала: «Коля, не спеши, букву к буковке пиши!»
Объясните, какие правила встретились в этом предложении? (безударные гласные, прямая речь, обращение)
Работа с классом.
– Что такое прямая речь? Обращение?
– Из каких частей состоит прямая речь?
– Где может стоять прямая речь по отношению к словам автора?
Составим схему предложения, как будут расставлены знаки препинания, если прямая речь была бы перед словами автора, нарисуем схем у предложения.
2. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Посмотрите на доску, рассмотрите картинки (прием кроссенс)
– Что их объединяет? Что общего? (все герои разговаривают)
-Какой будет тема сегодняшнего урока? (диалог)
– Знакомо ли вам это понятие? Что такое диалог? (разговор двух или нескольких лиц)
*это слово греческое, диа-два, логос-слово, речь, мнение, вот и получается буквально – два и более говорящих
– А если один человек говорит, то как называется такая речь? (монолог)
Вспомним начало урока, из какого произведения я читала вам предложения для схематического диктанта? Обратимся снова к рассказу Тургенева «Муму»
Посмотрите на доску:
«А что, Гаврила, не женить ли нам Капитона, как ты думаешь?»- заговорила вдруг барыня. «Отчего же не женить?!»- ответил Гаврила. Барыня размышляла вслух: «Да, только кто ж за него пойдет?». «Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно,…»- соглашался Гаврила.
– Можно ли этот отрывок считать текстом? Почему?
– Какие предложения используются в тексте? (с прямой речью).
– Сколько человек говорят? Можно ли считать их разговор диалогом?
– Можете ли вы перестроить текст в диалог? Попробуйте.
– Что нужно знать, чтобы справится с заданием? (как оформляется диалог)
Сформулируем цель нашего урока (научиться составлять диалог и правильно его записывать)
Чтобы решить учебную задачу, проведем наблюдение над языковым материалом.
Посмотрите на разговор героев:
– А что, Гаврила, не женить ли нам Капитона, как ты думаешь?- заговорила вдруг барыня.
– Отчего же не женить?!- ответил Гаврила.
Барыня размышляла вслух:
– Да, только кто ж за него пойдет?
– Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно,… – соглашался Гаврила.
– Что заметили? Чем отличаются тексты. Как оформляют диалог?
Обратимся к параграфу учебника п. 49, стр. 116-117. Прочитайте информацию на стр. 117 Вы оказались правы? Что нового узнали из параграфа? (реплика – слова говорящего)
В чем отличие прямой речи от диалога?
ПР |
Д |
Говорит один человек Ставятся кавычки Фразы в строку записываем |
Разговаривают два и более лиц Тире, кавычки не ставим Реплика каждого лица записывается с новой строки |
В каком (каких) стиле(стилях) употребляется диалог? (в художественном, разговорном)
Вспомним изученные произведения, в которых встречается диалог:
Поработаем с упр. в учебнике , стр. 118, упр. 253
Работа в парах (устно)
Какой вывод можно сделать после выполнения этого упражнения: чтобы правильно оформлять диалог, надо использовать синонимы, чтобы избегать повторов!
Работа у доски. Оформление диалога. Закрепление изученного:
Нос и язык
Притча от Евгения Пермяка
– Скажи, бабушка, почему у меня две руки, две ноги, два уха, два глаза, а язык и нос один?- спросила Света.
Бабушка пояснила:
– А потому, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала, и нос свой куда не надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.
– Как поняли эту притчу? В чем ее поучительный смысл?
– Сделаем вывод, как оформляется диалог!
Слова каждого лица пишутся с новой строки
Перед каждой репликой ставится тире
Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки, что и прямой речи, но без кавычек
Групповая работа
1,6 группы
Составить таблицу – правило
Диалог – разговор двух и более лиц
Реплика – слова одного человека в диалоге
-Р, -а
-Р.
А:
-Р.
2-4 группы
Составить диалог (3-4 реплики) в библиотеке, в магазине, на перемене
Например
Примерный диалог.
– Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Диму.
– А его нет дома.
– Передайте ему, пожалуйста, мою просьбу, когда он придёт, пусть позвонит Сергею.
– Обязательно передам.
– Спасибо большое. Извините за беспокойство.
Вывод
– А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?
Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.
– Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику).
Ералаш «Доброта» (просмотр видео)
5, 7 группа предложить советы по ведению диалога
Наблюдение над языком.
– Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что портим свою речь словами-сорняками.
Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем, уничтожаем).
– Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?»
Серёжа вернулся из кино.
– Что, хорошая была картина? – спросил я.
– Ух, и здорово! – ответил он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете…Ну, словом, просто здорово…Понимаете?
Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в фильме. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.
«Ералаш «со С. Мишулиным о словах паразитах
Вывод.
– Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.
Советы по ведению диалога
Уметь слушать собеседника, не перебивать.
Употреблять слова вежливости (спасибо, пожалуйста)
Используй правильную речь
Избегать слова-сорняки
Блиц-опрос
Разговор двух или нескольких лиц – это…. диалог
Слова, ответ одного из собеседников – это….. реплика
Слова каждого лица пишутся с …… новой строки
Перед каждой репликой ставится тире
Если реплика сопровождается словами автора, то………. , но
ставятся те же знаки, что и прямой речи, но без кавычек
Самооценка этой работы
О ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
Самоконтроль. Рефлексия
– А теперь посмотрите на карточки, лежащие перед вами.
Выберите вариант ответа, с которым вы согласны.
1 Сегодня на уроке я
а) узнал много нового;
б) повторил уже известное мне;
в) ничего не узнал.
2. Сегодня на уроке
а) мне все было понятно;
б) у меня возникли некоторые вопросы, ответов на которые я не получил;
в) я ничего не понял.
3. Сегодня на уроке я
а) хорошо работал;
б) старался, но не все получалось;
в) мне было трудно.
4. Знания, полученные сегодня,
а) мне нужны;
б) может быть, когда-нибудь и пригодятся;
в) вряд ли мне понадобятся.
Комментирование оценок за урок.
Д/з упр.254 или упр. 255