Факультативы и элективы по литературе не должны повторять уроки, но их программа должна быть связана с изучаемым в классе материалом, а, возможно, в чём-то опережать его. Факультативы и элективы не только расширяют знания школьников, но и развивают их творческие способности, воспитывают чувство прекрасного, обогащают личный опыт.
В IX классе возможен факультативный или элективный по словесному искусству XVIII века, который даёт богатый и интересный материал для сопоставления произведений литературы с произведениями живописи, архитектуры, служит средством эстетического обогащения подростков, их нравственного воспитания.
Приведём возможную программу таких занятий.
Первое занятие можно посвятить французскому классицизму. Учитель расскажет об условиях, вызвавших возникновение во Франции классицизма, познакомит с его представителями в литературе, скажет о теоретиках классицизма (Ж. де Ла Тай, Н. Буало, Ж. Шаплен, Ф. д’Обиньяк, П. Корнель и др.), остановится, опираясь на книгу «Литературные манифесты западноевропейских классицистов» (М., 1980), на их трактатах, особенно на трактате Н. Буало «Поэтическое искусство».
На этом же занятии можно продемонстрировать произведения изобразительного искусства художников-классицистов. Заранее подготовленные сообщения старшеклассников сделают беседу живой и интересной. На полотне французского художника XVII века Н. Пуссена «Великодушие Сципиона» изображён момент отказа Сципиона Африканского, римского полководца, победителя, взять в жёны понравившуюся пленную карфагенскую принцессу. Сципион, восседающий в кресле на пьедестале, под многочисленными взорами людей, подчиняя свои личные чувства долгу, великодушно отдаёт невесту жениху.
Можно обратиться к репродукциям картин Н. Пуссена «Танкред и Эрминия», «Спасение Моисея», «Вдохновение поэта», «Смерть Германика» «Клода Лоррена, «Классический пейзаж», «Утро в гавани», «Полдень» и др., подчеркнуть, что изображённые герои в любых ситуациях сохраняют силу, волю, красоту, не обезображиваются под воздействием страданий. Окружающий мир подчинён человеку. Картины французских художников отличаются строгой композицией, ясностью и законченностью рисунка, преобладанием античных сюжетов.
Учащиеся, занимающиеся музыкой, могут подготовить сообщение о музыкальной культуре Франции XVII века. Можно остановиться на творчестве основателя французской оперы Жана Батиста Люлли, чьё искусство во многом соприкасалось с классической трагедией. Неоценимую помощь окажет книга Т.Н. Ливановой «Западноевропейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств» (М., 1977).
К следующему занятию старшеклассники познакомятся с комедией Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». (При разработке этой темы помогут статьи Н.М. Назаровой. Некоторые вопросы изучения Мольера в школе // Учитель Башкирии. – 1981. – № 9. и О.А. Курбатовой Комедия Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» как социальная пьеса // Учитель Башкортостана. – 2006. – № 1). Важно остановиться на том, как Мольер стал драматургом. Ещё с детства Мольер был увлечён театром. Театр был его самой заветной мечтой. По окончании Клермонского коллежа, получив диплом юриста в Орлеане, Мольер образовал из нескольких друзей и единомышленников труппу актёров и открыл в Париже «Блистательный театр». О самостоятельном творчестве Мольер даже не думал. Он мечтал быть актёром трагического амплуа и взял псевдоним – Мольер. Но начинания молодых людей не увенчались успехом. Мольер вступил в труппу бродячих актёров и взялся за перо неожиданно для себя, потому что репертуар труппы был очень беден. Так раскрылся в Мольере талант драматурга.
Необходимо подчеркнуть, как Мольер понимает назначение комедии. Драматург считал, что комедия должна, во-первых, поучать людей, во-вторых, развлекать их. В комедии должны отражаться общественно-политические и нравственно-этические идеалы своего времени («высокая комедия»). Для обсуждения можно предложить следующие вопросы:
1. Какие черты характера присущи Журдену? Как вы оцениваете его поведение?
2. Что привлекает Журдена в графе Доранте?
3. Как вы оцениваете поведение Доримены и Доранта?
4. Каково отношение Журдена и Клеонта к дворянскому и буржуазному классу?
5. Все ли сцены комедии вызывают смех? Какие ещё чувства могут возникать у зрителя?
6. Соответствует ли комедия Мольера требованиям классицизма?
Инсценирование эпизодов комедии сделает беседу более оживлённой, а героев – более близкими и понятными подросткам.
Если комедия «Мещанин во дворянстве» изучается на уроках литературы, то на факультатив можно вынести трагедию П. Корнеля «Сид». Учитель должен дать характеристику трагедии как высокого жанра классицизма, в основе которого лежит исключительный по своей значимости конфликт, утверждающий вечные ценные качества и общечеловеческие идеалы. Во Франции XVII века и в творчестве П. Корнеля жанр достигает своего расцвета. Далее можно дать краткую биографическую справку о Пьере Корнеле (1606-1684).
Пьер Корнель родился в Руане в семье судейского чиновника. Получив адвокатское образование, служил двадцать пять лет в том же департаменте, что и отец. Семейное предание гласит, что однажды юноша влюбился в возлюбленную своего друга, с которой он сам и познакомил Пьера. Так появилась комедия «Мелита» (1629), а вслед за ней и другие комедии. Трагедия «Сид» открыла собой славную историю французского национального театра, стала гордостью французов, принесла славу автору, а вместе с ней – раздражение и зависть кардинала Ришелье. Перу Корнеля принадлежат великолепные трагедии – «Гораций», «Цинна», «Полиевкт».
Корнель обращался к наиболее острым историческим событиям, показывал столкновения различных политических систем, раскрывал судьбы людей в моменты крупных общественных катаклизмов. Обильный материал для размышлений давала драматургу римская история. Не случайно Вольтер назвал Корнеля «древним римлянином среди французов». Нередко трагедии построены как политические диспуты. Его героями становились сильные, героические личности, независимые и свободные. Основным конфликтом трагедий стал конфликт долга и страсти, рассудка и чувства. «Сид» принёс славу Корнелю и до сих пор остался в театральном репертуаре.
Работу над трагедией можно начать с обсуждения следующих вопросов:
1. Как расположены персонажи в афише? Почему?
2. Назовите главных героев трагедии.
3. Какими качествами обладает дон Родриго?
4. Что привлекает вас в его характере и поведении? Почему Родриго решает вступить в бой с графом?
5. Почему Химена требует от короля казни Родриго, хотя горячо любит его?
6. Как драматург изображает дона Фернандо как правителя и человека?
7. Каким, по мнению короля, должно быть государство?
8. Кто из персонажей выражает авторскую позицию, т.е. является резонером?
В процессе анализа пьесы важно подчеркнуть, что произведение соответствует законам классицизма. П. Корнель строго подходит к отбору персонажей и порядку расположения их в списке. Конфликт «Сида», построенный на столкновении чувств Родриго и Химены с их долгом, типичен для классицистов. Заслуживают особого внимания учащихся явление 6 действия I и явление 4 действия III. Как изображается внутренняя борьба героев и что руководит их поступками? От рассуждений о том, что такое долг перед государством и долг перед родом и семьёй, можно перейти к вопросу о том, что значат честь и достоинство человека в понимании Корнеля как представителя классицизма. А как современные читатели относятся к этим понятиям и поступкам героев?
Позиция Корнеля-драматурга гуманистична: он сторонник разумной государственной власти, противник феодальных междоусобиц, сословных предрассудков, средневековой морали. Патриотизм, гражданственность, мужество, героизм, верность долгу, моральная чистота – эти качества, ценимые классицистами, важны в любую эпоху.
Трагедия П. Корнеля «Сид» отвечает требованиям классицизма. Корнель, как и другие представители классицизма, был сторонником абсолютной монархии и свою задачу видел в утверждении идеи государственности, пропаганде принципов абсолютизма. Культ разума, присущий классицизму, нашёл отражение в основном конфликте пьесы – конфликте между чувством и разумом, решаемом в пользу разума и долга. Героями пьесы стали личности выдающиеся. Действие сосредоточено вокруг одного конфликта. Пьеса имеет строгую сюжетно-композиционную организацию. Трагедии присущи симметричность в построении системы образов и развитии действия. Характеры героев одноплановы, раскрываются в монологах и диалогах. Драматург нарушает правило трёх единств. Действие происходит в течение 36, а не 24 часов. Не строго соблюдается автором единство действия, что выражается в введении линии инфанты. Несчастный Родриго идёт в дом своей возлюбленной, и происходит нарушение единства места. «Сид» Корнеля – произведение высокого стиля, что заметно в отборе лексики.
К таким выводам приходят учащиеся при помощи учителя.
Остальные занятия можно посвятить расширению представлений учащихся о русском классицизме. Чтобы ярче представить себе Россию XVIII века, уроков истории недостаточно, нужны интегрированные. Можно дать индивидуальные задания подготовить небольшие (на 5-7 минут) художественно-исторические рассказы о важных общественных событиях, повлиявших на судьбы страны.
На факультативных занятиях появляется возможность расширить знания о русском классицизме, обратившись к творчеству А.Д. Кантемира и А.П. Сумарокова. Необходимо подчеркнуть, что Кантемир был сторонником просвещённой монархии и преобразований Петра I. Поэт работал в разных жанрах, но основным была сатира. Кантемир написал девять сатир. Он уподоблял труд поэта работе хирурга: «Когда стихи пишу, мню, что кровь пущаю». Кантемир является предшественником гоголевской традиции в русской литературе и родоначальником сатирического направления в русском классицизме. В.Г. Белинский говорил о том, что его поэзия – это поэзия ума, здравого смысла и благородного сердца.
Учащихся лучше познакомить с первой и второй сатирами. В первой сатире «На хулящих учение. К уму своему» (сатиры имеют двойное название) поэт создаёт «целую галерею невежд». Это ханжа Критон, помещик Силван, гуляка Лука, щёголь Медор (даём краткую характеристику каждого из них). Кантемир горестно вздыхает, изображая бедственное состояние науки и положение учёного.
Во второй сатире «На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений» наиболее отчётливо выражена гуманистичекая позиция автора. Кантемир придерживается утвердившейся при Петре I точки зрения: о человеке нужно судить по его делам и заслугам, а не по социальному происхождению. Вторая сатира построена в форме диалога Филарета, выражающего авторскую позицию, и Евгения, который кичится древностью рода, а сам ни к чему не способен. Истинное благородство для Кантемира заключается в общественно полезной деятельности.
Подводя итоги, можно остановиться на особенностях сатир Кантемира, отметить, что это тринадцатисложные силлабические стихи, наполненные жизненными сатирическими портретами, бытовыми сценками, жанровыми зарисовками, деталями, разговорной речью, пословицами и поговорками, интонационным разнообразием. Сатиры Кантемира, созданные по правилам классицизма, воспринимаются не только как нравоучительные рассуждения, но и как яркие картины современности. Такой нам видится канва работы над творчеством Кантемира на факультативных занятиях.
Александр Петрович Сумароков является теоретиком и выдающимся деятелем русского классицизма. Как теоретик он выступил в двух эпистолах – «О русском языке» и «О стихотворстве». Необходимо подчеркнуть, что он опирался на западноевропейский опыт, например, на трактат Н. Буало «Поэтическое искусство». Какие же требования к литературным произведениям выдвигает Сумароков? Ученики при наличии текстов и внимательном чтении без особых трудностей их сформулируют. Выделим основные: призыв следовать традициям античных писателей, требование строгой регламентации жанров, их деления на высокие и низкие, характеристика основных жанров классицизма, выявление их задач, рассуждения о трёх единствах в драматическом произведении.
Ярко охарактеризовать творчество Сумарокова можно, обратившись к жанрам трагедии и басни. Лучшей трагедией драматурга по праву считается «Димитрий Самозванец» (1771 г.). Монарх, являющийся главным героем пьесы, обрисован исключительно чёрными красками. Автор осуждает Димитрия не за то, что он самозванец, а за то, что он изверг. В пьесе присутствует не только конфликт между долгом и чувством, но и между конкретным монархом-тираном и абстрактным идеалом добродетельного царя, вырисовывающимся из диалогов положительных героев (Шуйский, Ксения, Георгий, Пармен). Важно подчеркнуть, что Сумароков создал жанровую модель трагедии политической, тираноборческой, которая задала тон последующей драматургии. Пьеса соответствует законам классицизма. Трагедии Сумарокова имеют разработанную художественную форму: это стихотворные произведения, написанные александрийским стихом, имеющие до пяти действий. Герои схематичны, статичны, чётко делятся на отрицательных и положительных. Характеры раскрываются в диалогах и монологах. Основным действием является «говорение».
Если позволит время, можно обратиться и к басням Сумарокова (притчам). Известно, что Сумароков является «жанровым универсалом», родоначальником жанра басни (он написал их около четырёхсот), хотя первые образцы жанра были даны Кантемиром. Для примера можно обратиться к басне «Овца» (1752 г.). Она состоит из пятнадцати стихов и легка для восприятия. Автор рассказывает об овечке, попавшей под дождь и промокшей, как «лягушка». Овца бежит к огню. Поэт проникнут чувством жалости и сожаления к «безумке», которая, оказывается, попала в поварню и лишилась шубы. Следует сосредоточить внимание на мастерстве писателя. Построение басни оставляет впечатление живой бытовой сценки, вызвавшей ассоциации, которыми спешит поделиться рассказчик. В конце басни автор обращается к читателю с предложением на деле проверить смысл всего рассказанного. Басня отличается разнообразной интонацией (повествовательная, восклицательная, вопросительная), написана разностопным ямбом, придающим стиху характер разговорной речи, использованы просторечия и народная поговорка.
Классицизм существовал во всех видах искусства. На факультативных занятиях важно привести примеры того, как это происходило в живописи, музыке, скульптуре, архитектуре. Охватить все виды искусства, конечно, невозможно, но работать в данном направлении нужно. Можно сделать отдельные сообщения о художниках и продемонстрировать репродукции, можно сопоставить словесные произведения и портреты, изображающие одну и ту же личность.
В живописи особенности классицизма ярко проявились в жанре портрета, отличающемся высокими художественными достижениями. Для портретной живописи было важно раскрыть внутренний мир человека и выразить высокие идеалы своего времени. Существовали и парадные портреты разного размера, утверждавшие идеал дворянина. Первыми русскими портретистами были Андрей Матвеевич Матвеев и Иван Никитич Никитин. Можно обратиться к работам Никитина, не раз создававшим образ Петра I. Художник сумел изобразить Петра не только как государственного деятеля, великого правителя, но и как человека с трудной судьбой и богатым внутренним миром. Портрет получил широкое распространение в последнюю четверть XVIII века. Он служил источником знаний об эпохе и о самом человеке.
Учителю можно обратиться к таким известным именам, как Дмитрий Григорьевич Левицкий, Владимир Лукич Боровиковский. Изображая императоров, полководцев, сановников, дворян, светских красавиц, художники стремились показать не пышность и богатство, а ценность человеческой личности, идею служения Отечеству, внутренний мир изображённых людей. Прекрасны портреты известных женщин Г.И. Алымовой, Н.С. Борщовой, Е.Н. Хрущовой и Н.Н. Хованской Д.Г. Левицкого, портреты сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных Д.Г. Левицкого, М.И. Лопухиной, О.К. Филипповой кисти В.Л. Боровиковского.
Их талант, как и талант Г.Р. Державина, развился под крылом львовского кружка. Д.Г. Левицкий (1735-1833), вглядываясь в людей, старался подчеркнуть в них наиболее яркие черты характера. Вспомним знаменитый портрет Дени Дидро, в котором отразился интеллект великого философа. Художник запечатлел человека умного и энергичного – просветителя Н.И. Новикова, оставил и два прекрасных портрета Н.А. Львова, портреты его жены.
В.Л. Боровиковский (1757-1825) был замечен В.В. Капнистом на Полтавщине и привезён в Петербург, где благодаря упорству, трудолюбию, таланту от стал знаменитым, написал портреты почти всех «создателей российской изящной словесности» (Сумарокова, Капниста, Нелединского-Мелецкого, Дмитриева, Державина, Карамзина и других). Его портреты, нежные и гармоничные, отличаются от произведений классицизма и созвучны произведениям сентименталистов. Живопись и литература, особенно поэзия, в XVIII веке довольно часто пересекались.
Интересно сопоставить торжественную оду XVIII века и парадный портрет. Перед авторами оды и портрета стояли одинаковые задачи: а) прославление Российского государства путём возвеличивания монарха; б) оценка личностных качеств правителя; в) «урок царям», наказ монарху быть «тружеником на троне».
А.П. Андропов – выдающийся мастер в области большого парадного портрета. В 1762 году он написал портрет Петра III, являющийся выражением «придворных» начал в этом жанре. «Парадность», пышность и торжественность создаётся следующими средствами: грандиозные уходящие ввысь колонны, богатые драпировки, изысканная золочёная мебель, на первом плане осыпанные бриллиантами знаки императорского достоинства – скипетр и держава, контрастное освещение. Композиция картины такова, что придаёт образу монарха монументальность. Монарх изображён в центре холста в полный рост, слева находится стол с регалиями, справа – кресло с лежащей на нём роскошной мантией.
М.В. Ломоносов создаёт торжественную оду по законам классицизма. Ода имеет стройную трёхчастную композицию, вступление и заключение объединены единством мысли, пафос нарастает к кульминации. Высокий стиль создаётся использованием славянизмов, «преизбыточного» количества тропов, аллегорий, символов, античных образов. Четырёхстопный ямб и десятистишная строфа с разными способами рифмовки придают оде величавость.
Оба автора стремились дать беспристрастную оценку правителю. В оде это сделать оказалось сложнее. М.В. Ломоносов противопоставил Петра III образу Петра I, идеального монарха, а также Елизавете Петровне. Живописец изобразил точно, без приукрашиваний, наружность императора: его длинные тонкие ноги, вздутый живот, маленькая голова на узких плечах, ничтожное по выражению лицо.
Средствами искусства авторы произведений пытались преподнести «урок царям». Изображение Петра III не с символами власти в руках, а с подзорной трубой – это своеобразный совет художника государю быть защитником интересов Родины. Ломоносов же изображает монарха во время сражения в «прорыве в пространство» в военном мундире, что символично. Наказ императору имеет общие черты. Однако М.В. Ломоносов в результате разносторонней общественной и научной деятельности понимал задачи государя более глубоко и многогранно.
Не менее интересной и полезной будет такая сопоставительная работа: Г.Р. Державин «Фелица» (можно добавить и оду «Видение Мурзы») и портрет Екатерины II кисти Д.Г. Левицкого 1782 года. В индивидуальном сообщении ученик отметит, что Левицкий – крупнейший художник XVIII века, мастер портретной живописи. Он создал образы многих представителей дворянской интеллигенции и светских красавиц и в каждом из них уловил внутреннюю сущность и продемонстрировал свой творческий почерк. Можно показать следующие портреты: архитектора Кокоринова, заводчика Демидова, просветителя Н.И. Новикова, философа Дени Дидро и другие.
Как изображают Екатерину II Г.Р. Державин и Д.Г. Левицкий? Поэт воспевает «богоподобную царевну», создаёт образ просвещённой монархини и в то же время обычной женщины с присущими ей индивидуальными чертами. Д.Г. Левицкий сам описывает свою картину так: «Середина картины представляет внутренность храма богини правосудия, перед которым в виде законодательницы её императорское величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны, увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главу её. Знаки ордена Святого Владимира изображают отличность знаменитую за понесённые для пользы отечества труды, коих лежащие у ног законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоносный орёл покоится на «Законах». Вооружённый Перуном страж рачит о целости оных. Вдали видно открытое море и на развевающемся российском флаге изображённый на военном щите Меркуриев жезл означает защищённую торговлю» (33, 140-141).
Авторы высказывают своё наставление Екатерине II – заботиться о благе государства и о своих подданных, а оба произведения отвечают запросам общества. Державин называл поэзию «говорящей живописью» и воспроизвёл изображённое на картине Д.Г. Левицкого в своей оде «Видение Мурзы». Произведения, созданные словами и красками, как бы перекликаются между собой и дополняют друг друга.
Интересными и полезными для старшеклассников будут сведения о другом талантливом художнике Владимире Лукиче Боровиковском (1757-1825). Замечательны его портреты Г.Р. Державина, М.И. Лопухиной, О.К. Филипповой и другие. Сообщения о репродукциях могут подготовить сами учащиеся при помощи учителя. При этом необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1) содержание картины и основная мысль художника;
2) главные образы;
3) композиция и колорит картины;
4) черты классицизма;
5) впечатление о картине.
Специальные искусствоведческие сообщения можно подготовить и о скульптуре эпохи классицизма. «Первым среди равных» был Федот Иванович Шубин (1740-1805). Девятнадцатилетним юношей приехал он в Петербург, поступил в Академию художеств, блестяще её закончил, продолжил образование во Франции и Италии, стал академиком Болонской академии художеств. Работал он в разных жанрах, но главной областью творчества стал скульптурный портрет. Ему принадлежат скульптурные портреты Екатерины II, Павла I, бюст А.М. Голицына. Этому удивительному мастеру удалось создать конкретные портреты, подчеркнуть индивидуальность и раскрыть внутренний мир изображённых им людей.
Другой замечательный скульптор XVIII века, Михаил Иванович Козловский (1753-1802), создал величественный образ Екатерины II, памятник Суворову в Петербурге, принесший ему всенародную известность. Им изваяны выразительные рельефы Мраморного дворца в Петербурге, скульптуры «Бдение Александра Македонского», «Гименей», «Амур». А начинал он свой творческий путь, как и Шубин. Сыну флотского трубача удалось поступить в Академию художеств, затем стажироваться в Париже и Риме, и именно там он сформировался как самобытный скульптор.
В такой непростой работе учителю окажут помощь книги и альбомы по искусству, посещение картинных галерей, музеев, заочные экскурсии, диафильмы, диапозитивы, видеофильмы, Интернет. Факультативные занятия развивают, углубляют понятие о классицизме в литературе, обогащают знания старшеклассников, обобщают понятие о классицизме как художественном направлении и методе в различных видах искусства.
Если позволяет время, можно расширить представления и о русском сентиментализме. Очень хорошо, если старшеклассники прочитают (хотя бы в сокращении) «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева или «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина и получат знания ещё об одном жанре – «путешествие». Отдельное занятие можно посвятить поэзии последней трети XVIII века. Пусть подростки выберут понравившиеся произведения разных жанров Н.М. Карамзина, А.Н. Радищева, И.И. Дмитриева, подготовят их выразительное чтение, поразмышляют над особенностями лирики XVIII века, отметят художественные достижения авторов.
В заключение программных занятий, факультативного курса и внеклассных мероприятий полезно представить картину изменений в литературе и культуре в XVIII столетии:
1) реформа языка (Ломоносов – Державин – Карамзин);
2) реформа стихосложения, переход от силлабической системы к силлабо-тонике;
3) формирование основных лирических жанров;
4) появление оригинальной русской прозы и утверждение системы её жанров;
5) зарождение русского театра и отечественной драматургии;
6) утверждение гражданственности в искусстве (от классицизма к Д.И. Фонвизину и А.Н. Радищеву);
7) углубление психологизма в изображении человека и его внутреннего мира;
8) развитие любовной поэзии и оформление ведущего образа – образа женщины;
9) осмысление проблемы писателя и его творчества;
10) осознание художественного мира как особой сферы со своими законами, а творчества как особого нравственного процесса, тесно соприкасающегося с индивидуальной личностью писателя или поэта;
11) понимание воспитательной и эстетической функции литературы, её взаимосвязи с другими видами искусства;
12) оформление классицизма и сентиментализма;
13) появление новых художественных принципов и приёмов;
14) осознание того, что литература XVIII века подготовила почву для великих достижений «золотого века».