Цель: проверка знаний по теме «Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь».
I вариант
Фамилия, имя обучающегося _________________________ Дата: ________
1. Соедини понятие с его определением (2 балла).
а) РИФМА б) РИТМ |
1) Повторение каких-либо однозначных явлений чрез равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке) |
2) Система повышений и понижений интонации, используемая при организации стихотворной речи |
|
3) Созвучие окончаний стихотворных строк. С греческого это слово означает «стройность», «соразмерность». |
2. Вставь необходимые данные в предложения (2 балла).
Рифмующиеся строки располагаются в стихотворении по-разному. Это зависит от системы рифмовки. Наиболее часто поэты применяют перекрестную, парную, опоясывающую рифмовку.
Перекрёстная – рифмуются __________________________________________.
Парная – рифмуются ________________________________________________.
3. Закончи предложение (1 балл)
Речь, свободно движущуюся от предложения к предложению, называют __________________________________________________________________________.
4. Прочитай четверостишие, укажи вид рифмовки (4 балла).
а) Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный. М.Ю. Лермонтов «Кинжал» ______________________________________ |
б) Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединят протяжный вой С протяжным отзывом долины. Е. Баратынский «Водопад» ____________________________________ |
в) Царь Салтан, с женой простяся, На добра коня садяся, Ей наказывал себя Поберечь, его любя. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ______________________________________ |
г) «Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять». В.А. Жуковский «Лесной царь» ____________________________________ |
Оценка:
9 баллов – «5»; 6-5 баллов – «3»;
8-7 баллов – «4»; 4-0 баллов – «2»
II вариант
Фамилия, имя обучающегося _________________________ Дата: ________
1. Соедини понятие с его определением (2 балла).
а) РИФМА б) РИТМ |
1) Система повышений и понижений интонации, используемая при организации стихотворной речи |
2) Созвучие окончаний стихотворных строк. С греческого это слово означает «стройность», «соразмерность». |
|
3) Повторение каких-либо однозначных явлений чрез равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке) |
2. Вставь необходимые данные в предложения (2 балла).
Рифмующиеся строки располагаются в стихотворении по-разному. Это зависит от системы рифмовки. Наиболее часто поэты применяют перекрестную, парную, опоясывающую рифмовку.
Опоясывающая – рифмуются _________________________________________.
Перекрёстная – рифмуются __________________________________________.
3. Закончи предложение (1 балл)
Речь, подчиненную определенному порядку, ритму, строю называют ______________________________________________________________________________.
4. Прочитай четверостишие, укажи вид рифмовки (4 балла).
а) Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норыДоходит мой свободный глас. А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд» _____________________________________ |
б) На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви поднимали И незаметно вечерели. О. Мандельштам «На бледно-голубой эмали…» ________________________________________ |
в) Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном? М.Ю. Лермонтов «Парус» ____________________________________ |
г) В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ______________________________________ |
Оценка:
9 баллов – «5»; 6-5 баллов – «3»;
8-7 баллов – «4»; 4-0 баллов – «2»
Ключи к проверочной работе
«Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.»
Задание |
1 |
2 |
3 |
4 |
I вариант |
А – 3, Б – 1 |
Перекрёстная – рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки. Парная – рифмуются две строки подряд. |
Прозаической |
а) перекрестная; б) опоясывающая; в) парная; г) парная. |
II вариант |
А – 2, Б – 3 |
Опоясывающая – рифмуются 1 и 4 строки. Перекрёстная – рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки. |
Стихотворной |
а) опоясывающая; б) перекрестная; в) перекрестная; г) парная. |
Баллы |
2 |
2 |
1 |
4 |