Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

1
1

Цели урока:

Познавательная:

– продолжить формирование и развитие специальных умений и навыков (художественный анализ текста, определение темы и идеи, работа со словарем, навыка исследовательской деятельности);

– общеучебных навыков и умений (самостоятельная работа, работа с текстом, чтение задания, понимание, продумывание плана его выполнения, усвоение объяснений учителя);

– формирование научного мировоззрения;

Развивающая:

– развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса, развитие логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать), умения выделять главное, существенное при работе с текстом;

– развитие творческих способностей учащихся;

– прививать навыки публичного выступления, актёрского мастерства

Воспитательная:

– воспитывать самостоятельность как черту личности, толерантность, аккуратность и дисциплинированность, умение доводить начатое до конца;

– воспитывать у учащихся нравственные качества на примере жизни А.П.Чехова.

Знать:

– текст художественного произведения;

– элементы композиции рассказа.

Уметь:

– читать и понимать текст;

– находить ответ на вопрос в тексте;

– выстраивать ход мыслей;

– использовать опорные слова и обороты речи при оформлении мыслей;

– пользоваться словарем;

– работать в режиме времени;

Оборудование:

1) компьютерная презентация «Биография А.П. Чехова»;

2) тексты рассказов «Размазня», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия»;

3) тест к рассказу «Размазня»;

4) выставка книг по произведениям А.П. Чехова;

5) таблицы с зашифрованными названиями рассказов А.П. Чехова;

6) эпиграф к уроку «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.П. Чехов)».

7) плакат – памятка;

ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОСЫ,

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Автор, писатель, мастер слова, художник слова.

2. Изображает, описывает, пишет, создает, повествует, говорит, рассказывает, утверждает, раскрывает, отмечает, выделяет, воспроизводит, рисует, высмеивает, иронизирует, негодует, понимает, мыслит, думает, размышляет, мечтает и т.д.

3. Думаю, считаю, на первый взгляд кажется, представляется, хочется понять, помогает понять, можно предположить, помогает определить мое отношение; вызывает сочувствие, сопереживание, уважение, презрение, радость, вызывает негодование, неприятие.

4. Рассказ, произведение, текст, жизненная история, ситуация.

5. Мастерство автора, автора волнует, душевное состояние, с точки зрения, по мнению автора, читателя, сразу же захватывает читателя, один из интересных эпизодов, моментов; человечность отношений и т.д.

Предварительная подготовка к уроку:

– Первая группа учащихся (3-4 человека) готовит компьютерную презентацию «Биография А.П. Чехова».

– Вторая группа, путем анкетирования школьников старших классов находят ответы на вопросы: Влияет ли вес людей на характер? Какие качества преобладают у худых, а какие у полных?

– Третья группа, путем анкетирования школьников старших классов находят ответы на вопросы: Какие профессии занимают чаще худые, а какие полные? Кто быстрее поднимается по карьерной лестнице?

– Четвертая группа подбирает синонимы к словам «худой» и «толстый».

– Пятая группа готовит выставку книг по произведениям А.П. Чехова.

– Шестая группа готовит инсцинировку рассказа «Лошадиная фамилия».

Ход занятия

Учитель (обращаясь к эпиграфу): Эти слова замечательного русского писателя Антона Павловича Чехова можно с полным основанием отнести и к нему самому, к его жизни, судьбе, творчеству. И сегодня мы с вами собрались на внеклассном чтении, чтобы ещё раз окунуться в атмосферу тех далёких лет рубежа XIX-XX веков, когда жил и творил этот великий мастер слова. «Хорошо вспоминать о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в неё ясный смысл», – писал о Чехове Максим Горький. Давайте познакомимся с жизнью и творчеством А.П. Чехова.

Выступает первая группа, показывает презентацию «Биография А.П. Чехова» и рассказывает. (Папка «Приложение 1. Биография Чехова»)

Слайд 1 Родился 29 января 1860 г.

Слайд 2. Родился в Таганроге в семье хозяина мелочной лавки (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Дом, в котором родился А.П. Чехов

Слайд 3. В семье их было шестеро детей: пять братьев и одна сестра: Александр, Николай, Антон, Иван, Михаил и Мария (рис. 2).

missing image file

Рис. 2. Семейная фотография Чеховых. Таганрог (Сидят слева направо: Миша, Маша, Павел Егоровч, Елена Яковлевна, Людмила Павловна (жена М.Е. Чехова), Георгий (сын Л.П. и М.Е. Чеховых))

Нелегко было их отцу, занимавшемуся мелкой торговлей, содержать такую семью. Всем детям приходилось много работать. По существовавшему в те времена строгому укладу патриархальной семейной жизни отец был требовательным и взыскательным. Не обходилось и без наказания ремнём провинившихся братьев. Доставалось иногда от отца и Антоше. Впоследствии, уже взрослым, будучи исключительно деликатным и мягким по натуре, Антон Павлович порицал отца за его методы воспитания детей. Попытки отца дать детям религиозное воспитание, обязательное посещение ими церковных служб, пение в хоре, утомительные спевки дома, а также скучные обязанности по дежурству в лавке отца в качестве его помощников – всё это дало основание Антону Павловичу высказаться позднее в том смысле, что в детстве у него не было детства. Дед прошёл суровую школу жизни крепостного крестьянина у помещика, отец в юности своей до выкупа на волю тоже был крепостным. Поэтому, строгость, суровость семейного уклада жизни были отголоском той жестокой подневольной жизни, какую испытал их отец в детстве.

Слайд 4. Но неверно думать, что Павел Егорович проявлял себя по отношению к детям лишь как жестокий деспот. Это был человек суровый, но незаурядный, талантливый. Не случайно все дети Чеховых проявляли талант в различных областях.

Будучи семнадцатилетним юношей, Антон Павлович писал в одном из писем: «Отец и мать для меня единственные люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни» (рис. 3).

missing image file

Рис. 3. Родители А.П. Чехова:
Евгения Яковлевна и Павел Егорович

Он рано начал увлекаться театром и литературой; учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. После окончания гимназии приехал в Москву. Здесь стал студентом-медиком Московского университета и начал сотрудничать в юмористических журналах, публикуя под псевдонимом «Антоша Чехонте» короткие рассказы. Гонорары были неплохой поддержкой семье молодого писателя. А семья Чеховых богатством не отличалась. Сказать точнее – жили в постоянной нужде. Когда отец разорился и вынужден был уехать в Москву, к старшим сыновьям, 16-летний гимназист Антон остался в родном Таганроге один и зарабатывал на жизнь, давая частные уроки. При этом он умудрялся помогать родителям.

Студент выучился на врача, но продолжал писать – рассказы, повести, пьесы. Нет у него специальных «детских» произведений. Более того, сам Чехов говорил: «Писать для детей вообще не умею». Но кто из ребят не знаком с Каштанкой и Белолобым, кто не помнит Ваньку Жукова с его письмом «на деревню дедушке»? Крестьянский мальчик, которого отдали в учение к сапожнику, пишет дедушке письмо с просьбой взять его обратно в деревню: «Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу». Это из рассказа «Ванька Жуков».

Позже Чехов кроме рассказов стал писать повести и серьезные пьесы. Кого только мы не встретим в них! Тут врачи, учителя, чиновники, студенты, военные, помещики, крестьяне, нищие, полицейские и арестанты. Все профессии, все возрасты – вся Россия! Чехов высмеивал все, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и равнодушие. Ныне Чехова читают от мала до велика. Пьесы его не сходят со сцены театров многих стран, произведения экранизируются, а книги издаются почти на всех языках мира.

Слайд 5. К началу 90-х годов Чехов острее почувствовал необходимость быть ближе к народу, знать его нужды, глубже изучать народные характеры. В феврале 1892 года Чехов купил небольшое полуразрушенное имение Мелихово под Москвой и прожил там до 1899 года (рис. 4).

missing image file

Рис. 4. Имение А.П. Чехова
в имении Мелихово

Слайд 6-11. Здесь вы видите внутреннее убранство комнат (рис. 5-10).

missing image file

missing image file

Рис. 5. Кабинет А.П. Чехова

Рис. 6. Гостиная

missing image file

missing image file

Рис. 7. Комната М.П. Чеховой

Рис. 8. Комната А.П. Чехова

missing image file

missing image file

Рис. 9. Комната П.Е. Чехова

Рис. 10. Столовая

Слайд 12. А.П. Чехов провёл в Мелихове 7лет (с 1892 по 1899 гг.)

Под руководством А.П. Чехова были построены три школы (в селениях Мелихово, Новосёлки, Талеж), врачебный пункт в Крюково, почта в Лопасне. Из литературных произведений здесь были созданы 40, среди которых: «Чайка», «Дом с мезонином», «Палата №6», «Чёрный монах», «Скрипка Ротшильда», «Три года», «Мужики» и «Ионыч» и др.

Слайд 13. Здесь вы видите мелиховскую школу (рис. 11).

missing image file

Рис. 11. Мелиховская школа

Слайд 14. У Чехова установились хорошие отношения с крестьянами. На правах равного Чехов посещал крестьянский сход. Крестьяне постоянно шли к нему за советом. А один зажиточный крестьянин в беседе с писателем Телешовым о Чехове отозвался так:

– Антон Павлович! – весело улыбнулся старик, точно обрадовался чему-то. Но сейчас же нахмурился и сказал: Чудак-человек! И добавил уже вовсе строго и неодобрительно: Бестолковый!

– Кто бестолковый?

– Да Антон Павлович! Ну, скажи, хорошо ли: жену мою, старуху, ездил-ездил лечить – вылечил. Потом я захворал – и меня лечил. Даю ему денег, а он не берет. Говорю: Антон Павлович, милый, что же ты это делаешь? Чем же ты жить будешь? Человек ты не глупый, дело своё понимаешь, а денег не берешь – чем тебе жить-то?

Бескорыстную помощь Чехов оказывал всем обращавшимся к нему.

Слайд 15. Ещё в 1884 году, когда Чехов оканчивал университет, у него появились первые симптомы болезни – туберкулёза.

Слайд 16. И когда в 1899 году болезнь обострилась, Чеховы продают Мелихово и переезжают в Ялту (рис. 12).

missing image file

Рис. 12. Ялта. Дом А.П. Чехова

Это последний и самый драматический период в жизни писателя. В Ялте, как никогда, Чехов чувствовал себя одиноким. Он жил на Аутской улице, бродил по ней, постукивая палкой по булыжникам, а за ним бежали мальчишки и кричали: «Антошка – чахотка!», «Антошка – чахотка!» (рис. 13) Жил в южном городе и постоянно мёрз. И знал, что скоро умрёт…

missing image file

Рис. 13. А.П. Чехов в Ялте

Слайд 17. Здесь у него бывали Шаляпин, Куприн, Бунин, Горький, Короленко, Станиславский, Левитан, Мамин-Сибиряк, Леонид Андреев, Немирович-Данченко и другие (рис. 14-15).

missing image file

Рис. 14. А.П. Чехов и Л.Н. Толстой

missing image file

Рис. 15. А.П. Чехов и А.М. Пешков (Горький)

Слайд 18. Антон Павлович любил, чтобы в жизни и в литературном творчестве всё было просто и понятно. Спокойной и простой была его смерть. Умер Чехов в курортном городке Баденвейлере, в Германии. По свидетельству его врача, он сказал ему спокойно: «Скоро, доктор, умру». Он выпил предложенного ему врачом шампанского, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда. Тело Чехова было перевезено в Москву, похоронен он на Новодевичьем кладбище (рис. 16).

missing image file

Рис. 16. Могила А.П. Чехова

missing image file

Рис. 17. Памятник А.П. Чехову
в Серпухове (2009 г.)

Слайд 19. В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы – трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, на первый взгляд малозначащую, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира. Мягкий юмор, едкая сатира, грустные и печальные мотивы чеховского творчества оказали огромное влияние на развитие не только отечественной, но и всей мировой литературы. Ему поставлены памятники (рис. 17).

Учитель: Первое произведение, о котором мы с вами сегодня будем говорить зашифровано в этой таблице. А расшифровать вам помогут примеры.

               

24

12

54

18

12

54

21

56

А = 4 ? 3

Н = 7 ? 3

М = 6 ? 3

Р = 3 ? 8

З = 6 ? 9

Я = 7 ? 8

Ответ: «Размазня».

Р

А

З

М

А

З

Н

Я

24

12

54

18

12

54

21

56

Вопросы по содержанию:

– Каким показался рассказ: смешным или грустным?

– Что показалось грустным?

– Понравился ли вам рассказ?

– Как зовут главного героя рассказа? (Юлия Васильевна.)

– Кем она работает у господ? (Гувернанткой.)

– О какой зарплате договорились Юлия Васильевна с хозяином? (40 рублей в месяц.)

– А о какой сумме говорит хозяин? (О 30 рублях в месяц.)

– Сколько времени проработала Юлия Васильевна у господ? (2 месяца 5 дней.)

– Какое время указывает хозяин? (Ровно 2 месяца.)

– За что хозяин вычитает деньги из зарплаты Юлии Васильевны? (За 9 воскресений, 3 праздника, за 4 дня болезни Коли, за 3 дня болезни зуба у Юлии Васильевны, за деньги которые женщина занимала и не занимала у хозяев, за разбитую чашку, за порванный сюртук Коли, украденные ботинки Вари.)

– Что сказала женщина, получая эту мизерную зарплату? (Мерси.)

– Какое чувство охватило хозяина, когда женщина поблагодарила его? (Злость.)

– Почему? (Потому что женщина не возражала тому, что хозяин ее обобрал, ограбил, украл у нее.)

– Почему она не возражала? (Юлия Васильевна довольствовалась малым потому, что в других местах ей и вовсе не давали денег.)

– Как автор называет женщину? (Размазней.)

– Когда о человеке говорят, что он размазня? (Ответы детей.)

Учитель (делает вывод):

Юлия Васильевна не просто «размазня». Она, вероятно, по опыту знает, что протестовать, спорить, добиваться чего-то от «сильных» бесполезно; они сильнее, то есть «зубастее». И ей остается быть размазней и только шептать свой протест.

И рассказ, собственно, не о позорном безмолвии бедной девушки. Он о тех сильных, которые могут вырвать и свое, и чужое.

Урок здесь преподается не гувернантке – размазне, а нам, читателям.

– как вы думаете, к чему призывает Чехов в данном рассказе? (Если вы правы, то должны отстаивать свои права.)

Задание 1.

Господин находил много причин, чтобы уменьшить зарплату Юлие Васильевне. Найдите соответствие и соедините стрелками.

1) 3 праздника

1) 5 рублей

2) 4 дня Коля болел, 3 дня болели зубы

2) 2 рубля

3) разбитая фамильная чашка

3) 10 рублей

4) мальчик порвал сюртук по недосмотру гувернантки

4) 7 рублей

5) горничная украла у девочки ботинки

5) 3 рубля

6) заняла денег у хозяина

6) 12 рублей

7) заняла денег у супруги хозяина

 

Ответ: 1-6, 2-4, 3-2, 4-3,5-1,6-3,7-5.

Задание 2.

Тест: «Размазня»

1. Как зовут героиню рассказа?

А) Юлия Сергеевна;

С) Юлия Петровна;

В) Юлия Васильевна;

D) Юлия Ивановна.

2. Кем работает женщина?

А) гувернанткой;

В) горничной;

С) кухаркой;

D) экономкой.

3. О какой сумме денег договорился хозяин с девушкой?

А) 25 рублей;

В) 30 рублей;

С) 35 рублей;

D) 40 рублей.

4. Что говорит хозяин своей работнице на ее несмелые возражения?

А) «Я так решил!»;

С) «У меня записано!»;

В) «Это мне решать!»;

D) «Я отлично помню!».

1. По какой причине супруга хозяина разрешила девушке не заниматься 3 дня с детьми после обеда?

А) у неё болели зубы;

С) у неё болела голова;

В) у неё была высокая температура;

D) у неё охрип голос.

2. Как зовут детей хозяина?

А) Коля и Валя;

С) Костя и Валя;

В) Костя и Варя;

D) Коля и Варя.

3. Какую зарплату насчитал хозяин девушке?

А) 41 рубль;

В) 21 рубль;

С) 11 рублей;

D) 31 рубль.

4. Что прошептала девушка, получив свою мизерную зарплату?

А) «Мерси.»;

С) «Это надувательство!»;

В) «Так мало!»;

D) «Это несправедливо!».

5. Что прочитал хозяин на лице девушки, когда спросил: «Разве можно быть такой размазнёй?»

А) «Нельзя.»;

С) «Это недопустимо!»;

В) «Можно!»;

D) «Бывает и так!».

6. О чём подумал хозяин, глядя вслед девушке?

А) «Как тяжело на этом свете быть размазней!»;

В) «Разве можно быть такой кислятиной?»;

С) «Легко на этом свете быть сильным!»;

D) «Тяжело на этом свете быть сильным!».

Ключ:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

B

A

D

C

A

D

C

A

B

C

Учитель: А сейчас ребята приготовили вашему вниманию инсценировку одного из рассказов. Пока ребята надевают костюмы, мы с вами отгадаем, о каком рассказе А.П. Чехова идет речь.

                                 

2

6

0

9

8

5

1

9

7

 

4

9

3

5

2

5

7

Л = 6 : 3

А = 18 : 2

Я = 14 : 2

Д = 56 : 7

М = 9 : 3

О = 12 : 2

И = 15 : 3

Ш = 12 ? 0

Н = 7 : 7

Ф = 32 : 8

Ответ: «Лошадиная фамилия».

Л

О

Ш

А

Д

И

Н

А

Я

 

Ф

А

М

И

Л

И

Я

2

6

0

9

8

5

1

9

7

 

4

9

3

5

2

5

7

Дети показывают инсценировку рассказа Чехова «Лошадиная фамилия».

Учитель: Чему учит этот рассказ? (Ответы детей.)

Учитель: Разгадав эту таблицу, вы узнаете, о каком рассказе пойдет сейчас речь.

                               

14

30

42

81

14

21

12

 

28

 

14

30

32

36

28

18

Т = 7 ? 2

Й = 6 ? 3

О = 6 ? 5

Н = 8 ? 4

К = 6 ? 6

Ы = 3 ? 7

И = 7 ? 4

Л = 6 ? 7

С = 9 ? 9

 

Ответ: «Толстый и тонкий».

Т

О

Л

С

Т

Ы

Й

 

И

 

Т

О

Н

К

И

Й

14

30

42

81

14

21

12

 

28

 

14

30

32

36

28

18

Учитель:

В наше время стал глубоко стоять вопрос о весе людей, но у каждого человека своя природа.

Бытует мнение, что человек с небольшим весом намного успешнее в жизни. Он хорошо выглядит, у него лучше складывается личная жизнь, такой человек быстро продвигается по службе. И если нам говорят про какого-нибудь начальника, то мы представляем себе грузного, серьёзного человека, сидящего за рабочим столом, с задумчивым выражением лица.

Опять же, говоря о простом работяге, мы видим его худым, подвижным, шустрым человеком.

Так ли это? Со своими вопросами я обратилась к ребятам нашего класса и попросила найти на данные вопросы ответы. Ребята двух групп занимались поиском ответов на 4 вопроса. Опрашивали родителей своих одноклассников. В работе принимало участие 19 человек.

Выступают ребята второй и третьей групп. (результаты исследования представлены в виде презентации). Вопросы были следующего характера:

1. Влияет ли вес людей на характер? Большинство родителей (85 %) ответили положительно.

2. Какие качества преобладают у худых, а какие у полных? Родители ответили, что худые люди более жесткие, дерзкие, но в тоже время спокойные, отзывчивые, открытые и разносторонне развитые. У них активная жизненная позиция.

Полные же, с точки зрения родителей, чаще всего бывают добрыми, жизнерадостными, мудрыми и мягкими. У них больше комплексов, чем у худых. Полные чаще бывают скрытными и закрытыми от людей. Любят лежать на диване, а значит чаще всего это ленивые люди. Но опять же они очень дружелюбные, отзывчивые и справедливые.

3. Какие профессии занимают чаще худые, а какие полные?

Наши родители считают, что худые могут осваивать подвижные, мобильные профессии, так как им легче передвигаться с места на место.

Они легко могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой. Худые свободно могут договориться по любой проблеме. Для них не составит труда выполнить какое-то поручение, и поэтому они могут легко быть подчиненными. Это люди спортивных профессий, а также творческих.  Родители считают, что худым людям подходят такие профессии: дипломаты, инженеры, продавцы, тренеры, художники, артисты, учителя. Полным труднее двигаться, и поэтому им больше подходит сидячий образ жизни в профессии. У них хорошо получится осуществлять руководство каким-либо серьезным делом. Они более обстоятельно продумывают свои решения и поэтому всегда удачно заканчивают начатое дело. У них намного крепче нервная система. Это люди таких профессий: банкиры, главы серьезных предприятий, юристы и водители автомобилей.

4. Кто быстрее поднимается по карьерной лестнице?

Большинство родителей считают, что и те, и другие могут достаточно быстро подниматься по карьерной лестнице. Самое главное, нужно, чтобы появилось желание достигнуть желаемой цели.

Учитель: Давайте обратимся к словарю синонимов и найдем похожие слова к данным. Эту работу выполняли ребята четвертой группы.

Выступают дети четвертой группы. (Они подбирали синонимы к словам «толстый» и «худой»)

– Худые, тощий, тонкий, мелкий, ювелирный, маленький, махонький.

– Толстые, полный, тучный.

Словарная работа:

Флёрдоранж – белые цветы померанцевого дерева.

Лютеранка – исповедующая лютеранство, возникшее на основе учения Мартина Лютера (1483 – 1546).

Герострат – грек, сжегший в 356 г. до н. э. храм Артемиды в Эфесе, чтобы обессмертить свое имя.

Эфиальт – малиец, который предал своих соотечественников, указав персам проход через горы.

Станислав – орден.

Департамент – в дореволюционной России отдел министерства.

До тайного дослужился – дослужился до чина тайного советника – одного из высших гражданских чинов.

Звезда – орден.

Вытянулся во фрунт (устар.) – то же, что во фронт.

Вопросы по содержанию:

1. В чем особенности начала произведения? (Автор описывает внешний вид встретившихся приятелей.) 

2. Кого вы считаете главным героем рассказа Чехова «Толстый и тонкий» и почему? (Тонкий, так как в рассказе описывается изменение отношения тонкого к толстому после того, как тонкий узнает о чине толстого.)

3. Сравните портреты толстого и тонкого. На какие детали портрета обращает автор внимание читателя?

Толстый

– Навьючен чемоданами, узлами, картонками;

– Худенькая жена с длинным подбородком и высокий худой гимназист;

– Пахнет дешёвой ветчиной и кофейной гущей.

Тонкий

– Губы, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни;

– Пахло хересом и флердоранжем.

4. Кто из героев первым бросается к другу? (Толстый.)

5. Как зовут тонкого? (Порфирий.) А толстого? (Миша.)

6. Как тонкий называет толстого? (Милый мой!)

7. Как автор передает состояние друзей при встрече? (Облобызали друг друга, говорят комплименты.)

8. Кто первым начинает разговор после приветствия? (Тонкий.)

9. На какую тему говорит тонкий? С чего начинает рассказ о себе? (Делает комплименты толстому: «Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь!» Задает вопросы: «Богат? Женат?» Рассказывает о себе, знакомит с женой Луизой и сыном – гимназистом Нафанаилом.)

10. Охарактеризуйте тонкого на этот момент развития сюжета. (Ответы детей.)

11. О чем вспоминает тонкий? ( Какие прозвища и за что получили они в гимназии. Толстого прозвали Геростратом за то, что он прожег казенную книжку папироской, а тонкого Эфиальтом – за то, что тот любил ябедничать.)

12. Почему толстый по воле автора не произносит ни одной фразы во время монолога тонкого? (Тонкий говорит без умолку, не давал вставить ни слова.)

13. Охарактеризуйте толстого на данный момент действия. (Ответы детей.)

14. Какой фразой толстый подталкивает тонкого к разговору о службе? (Ну, как живешь друг? Служишь где? Дослужился?)

15. Что рассказывает о своей службе тонкий?

Карьерная лестница

Тонкий

Толстый

Калежский асессор – жалованье плохое, перебиваются кое-как.

Тайный советник – имеет две звезды.

Асессор – чиновник 8 класса, в губернском направлении младший чин

(словарь русского языка С. Ожегова)

Тайный советник – старший чиновник (словарь русского языка С. Ожегова)

16. Дополните характеристику тонкого. (Ответы детей.)

17. Прочитайте, как меняется тонкий и его близкие, когда узнали о служебном положении толстого. Почему они вдруг изменились? (Презентация к уроку, слайд 6)

Взаимоотношения

Тонкий узнал о высоком чине толстого

– Побледнел, окаменел, на лице – широчайшая улыбка.

– Съёжился, сузился, сгорбился.

– Ваше превосходительство.

18. Охарактеризуйте тонкого на этот момент сюжета. (Ответы детей.)

19. Как отнесся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему? (Он поморщился и сказал, что они друзья детства и чинопочитание тут ни к чему.)

20. Охарактеризуйте толстого на данный момент действия. (Ответы детей.)

21. Как простились друзья детства? (Толстый отвернулся тонкого и подал ему руку на прощание.)

22. С какой интонацией произносит автор последнюю фразу рассказа? (С заискиванием.)

23. Почему Чехов настойчиво именует героев толстый и тонкий, хотя мы практически уже во втором абзаце рассказа узнаем имена героев? (Он обобщает, так как таких людей в мире много.)

24. Что смешно, а что грустно в этом рассказе? (Ответы детей.)

25. Чему учит эта история? (Ответы детей.)

26. Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. Кто из героев и когда забыл об этом? (Об этом забыл тонкий, когда узнал, что его друг достиг больших высот в карьере.)

27. Какое качество высмеивает А.П. Чехов? (Добровольное самоунижение.)

Учитель: Давайте заполним таблицу и сделаем вывод по трем изученным нами произведениям

Название
произведения

Чему учит

Размазня

уметь отстаивать свои права

Лошадиная фамилия

быть более внимательным

Толстый и тонкий

не заниматься добровольным самоунижением

Огромное количество замечательных рассказов вышло из-под пера этого великого мастера слова. Во многих из них он едко высмеивает всё косное и пошлое в окружающей действительности. И смешное в них часто переплетается с грустным.

И закончить сегодняшний урок я хочу словами Максима Горького: «Когда умрёт Чехов – умрёт один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый друг, любящий её, сострадающий ей во всём, и Россия вся дрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещённым грустной улыбкой любящего сердца».