Этим летом я ездил с папой в Москву. У него была деловая командировка, а у меня каникулы, но и я старался не проводить время зря. Мне уже семнадцать лет, и я много думаю о будущем, о том, кем хочу стать и как развиваться. Я думал о том, как стать успешным человеком? И как понять в чём состоит успех? Одним из запланированных событий у папы, была встреча с художником и педагогом и на мой взгляд просто с уникальным человеком из совершено иного поколения, с Борисом Михайловичем Неменским. Мой папа, Сайбединов Александр Геннадьевич, как автор учебной программы по изобразительному искусству, педагог и художник знаком и дружен с Неменскими (Ларисой Александровной и Борисом Михайловичем) очень давно. Они постоянные гости на папиных выставках и выставках учеников в Москве, часто созваниваются, обсуждают проблемы в образовании. И, конечно же, и я много уже знал о них и был знаком. Но личного общения как то не получалось. Я готовился к этой встрече еще дома, придумывал вопросы и даже репетировал. На мой взгляд, Борис Михайлович был успешным человеком, который многого достиг и сейчас остается яркой незаурядной личностью. О нем написаны книги, да и сам он много издает книг, в интернете так же можно найти много информации, но все же я хотел попробовать взять интервью сам, по-настоящему, как журналист, с диктофоном и продуманными вопросами. Договорившись, в последнюю встречу, с Борисом Михайловичем об интервью я начал готовится и собирать материалы.
Борис Михайлович Неменский – советский и российский живописец, педагог, профессор, академик АПН СССР (1991; член-корреспондент 1982), Академик РАХ (2007; Член-корреспондент 2001), Народный художник РСФСР (1986), лауреат Сталинской премии третьей степени (1951) и Государственной премии РФ (1996). Борис Михайлович
прошел войну, как военный художник до Берлина. Большая часть его выдающихся полотен посвящена войне, людям пережившим войну. Сейчас его картины хранятся во многих музеях, в том числе в Третьяковской галерее, Русском музее. Кроме того, Б.М. Неменский педагог, автор программы «Изобразительное искусство и художественный труд» по которой работают учителя нашей страны.
Встреча наша произошла именно в Центре непрерывного художественного образования, в школе Неменского, среди конкурсных работ московских школьников. Борис Михайлович с удовольствием представил работы ребят. Отзывчивый и внимательный Учитель с радостью согласился на интервью.
– Здравствуй, Ярослав. Задавай вопросы.
– Уважаемый, Борис Михайлович, мне интересно: что такое успех, или успешность в вашем понимании?
– Вы знаете, никогда об этом не задумывался. Успех это, наверное, то, что ты делаешь, то, что тебе нравится, то, что ты любишь, и это у тебя получается.
– А считаете ли вы себя успешным человеком?
– Наверное, да. Я делал действительно то, в чём был убеждён. Но не всегда, получается, добиться того, чего хочешь. Но нужно стараться и добиваться своего. Всё даётся в борьбе.
– Какие события вы можете считать вершиной ваших успехов?
– Видите, вершина успеха…это не так легко сказать. (Борис Михайлович задумался и внимательно посмотрел на меня) Может первый успех, это когда между фронтами, между крайностями, я написал картину «Мать», и она была на выставке и была признана, стала чуть ли не классикой, была переведена в Третьяковскую галерею. Вот то, пожалуй, был первый успех. А потом успехи шли очень разные, потому что были разные картины, которые подвергались дискуссиями. И для меня эти картины были успехом, потому что они нарушали какие то общие правила. Была картина, которая находится в «Государственном Русском музее». Она была подвержена большой дискуссии (Картина «Дыхание осени») Это родилось у меня после фронта, когда спали на земле около леса, и действительно распускались подснежники. Знаете, вот когда спишь на земле весной и начинают сквозь старую листву пробиваться ростки, и они шуршат, и слышишь такой звук, этих пробивающихся ростков и пробиваются цветы подснежники. И листву они раздвигают и листва шуршит. Чтобы почувствовать это прекрасное чувство, нужно ночь провести весной на лапнике. Лапник-это лапы от ёлок. На них очень удобно спать. Чтобы спать не на голой земле. Вот эта картина для меня значима. Потом была картина, которая в начале называлась «Безымянная высота» (Сейчас она называется «Это мы, господи!»). Я много рассказывал историю этой картины. Во время войны, в лесу я сел на бревно, отдохнуть и поесть сухарь. Была зима. Я заметил, как подо мной зашевелилась рыжая трава. Она была мягкая и это меня удивило. Оказалось, что я сижу на убитом немце. И припорошенная снегом трава – это его волосы. Я увидел мальчишеское лицо. Мне показалось, что он похож на меня. Меня просто пронзило током. Ему было, наверное, столько же лет, сколько и мне. И я не увидел в нем просто фашиста. Это произвело на меня очень большое впечатление, и я написал картину. Картина подвергалась огромной дискуссии, была как пацифистская, мне даже пришлось уйти из студии, чтобы написать её. Я всегда делал то, в чём был убеждён. Я по наивности, по глупости, а может, правильно, делал всегда то, в чём был убеждён. Эта картина является моей любимой. Эту работу я считаю тоже успехом, взятым с боем. Сейчас она находится в «Музее Русского Искусства» в Москве. Данные картины считаются основными. Первая картина без дискуссии прошла…просто была принята. А эти с большим боем. Знаете, как когда кто-то умер и всегда ценишь, когда его проводишь.
– То есть для вас в каком-то плане это успех, это когда в вашем искусстве вы почувствовали отклик от людей. Когда на ваше творчество были, какие то мнения, разговоры…
– Когда она работает, когда вступает в диалог со зрителями и зрителю это нужно. Потому что я получал тысячи отзывов, письма, выступления на дискуссиях по этой картине, когда на мою картину начали яростно нападать, кричать. Мой директор, бывший студии Грекова даже написал в «Известии» большую статью об этом. Константин Симонов писал: «сколько раз увидишь его, столько раз его и убили» – это про немца. Потому что такая нервная обстановка была. Симонов писал: «А вы положили голова к голове двух солдат». Именно Симонов встал на защиту этой картины в доме ветеранов, устроив большую дискуссию об этом.
Появление моего папы в дверях, означало, что мое интервью подошло к концу. Папе и Борису Михайловичу предстояло еще обсудить много вопросов.
– Время, к сожалению, подошло к концу. Очень бы хотелось продолжить этот интересный разговор. Спасибо.
Мы разговаривали около получаса, но, к сожалению, я не смог взять интервью до конца, потому что отведённое время быстро подошло к концу.
Дальнейший разговор уже проходил за чашечкой чая, с бурным обсуждением проблем в образовании в Москве и в стране. Я уже сидел в стороне и тихо пил чай, а Борис Михайлович, не смотря на меня, постоянно пододвигал в мою сторону конфеты и печенье. Я смотрел на него и думал о том, сколько энергии в этом человеке. Я не успел задать все вопросы, но самое главное для себя я понял. Нужно заниматься тем делом, которое тебе нравиться и ни за что не сдаваться.
Борис Михайлович Неменский является человеком – осуществившим свою мечту. Или человеком, который свои мечты осуществляет всегда. Думал я в тот момент уже не об успехе или успешности. Сейчас ему 96 лет, а он всегда находится в гуще событий, ведет очень активную жизнь, переживает за духовное образование детей, много работает, спорит. Для него нет дел, которые его не касаются. Думал я, что нужно было задавать вопросы не только про успех. Я бы задал ему вопросы о счастье, о любви и многом другом. Сила этого человека, как мне кажется в том, что во все, что он делает и говорит, он вкладывает максимум энергии и веры. Все и всегда по максимуму! И кто из моих знакомых так может? Многие молодые рядом с ним могли бы выглядеть старыми и уставшими или людьми, у которых все только будет происходить когда то в далеком будущем. А у него все происходит здесь и сейчас. Он действительно удивительный человек. Великие картины, могут писать великие люди, которые умеют вкладывать в картины, во все что делают весь свой жизненный опыт и целый мир.