Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Основная цель дифференцированного обучения – это организовать учебный процесс на основе учета особенностей личности, то есть на уровне его возможностей и способностей. Перед нами стоит задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.
Считаю, что важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Внутриклассная дифференциация в начальной школе существует издавна, является основным путем осуществления индивидуализации обучения, поэтому обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем начальных классов. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению. Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:
– Выявление отставаний в ЗУН;
– Ликвидацию их пробелов;
– Устранение причин неуспеваемости;
– Формирование интереса и мотивация к учебе;
– Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика
Пособие состоит из разноуровневых карточек и составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, программами по русскому языку. Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях.
Первый уровень – репродуктивный. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом.
Второй уровень – конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации.
Третий уровень – творческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решений, и способов деятельности.
Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих уровней разработаны задания, которые выдаются в виде карточек. Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Пособие может быть использовано как в самостоятельной работе, так и при работе в парах.
Подводя итог выше сказанному, подчеркну, что:
– учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;
– стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
– поднялся уровень преподавания в начальной школе;
– дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.
Актуальность данного методического пособия не вызывает сомнения, поскольку проверка и оценка знаний, умений и навыков овладения грамотного письма учащимися является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса.
Таким образом, методическое пособие имеет практическую значимость для учителей начальной школы.
Тема: «Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Тема: «Правописание проверяемых безударных гласных»
Тема: «Правописание парных звонких и глухих согласных».
Тема: «Правописание непроизносимых согласных».