Урок русского языка 4 класс УМК «Школа России»
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Цель: Развивать умение определять спряжение глаголов по неопределенной форме; правильно ставить вопросы к глаголам 3лица единственного и множественного числа в настоящем и будущем времени, писать безударные личные окончания глаголов.
Формируемые УУД:
Познавательные:
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– поиск и выделение нужной информации объектов;
– анализ, сравнение, классификация;
– синтез, построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные:
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные:
– постановка учебной задачи;
– сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
– оценивание качества и уровня усвоения материала,
Личностные:
– нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: презентация к уро- ку, учебники «Русский язык» часть 2 автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М., «Просвещение» 2017 (УМК «Школа России), тетради, листы самооценки, памятки с алгоритмом объяснения правописания безударных личных окончаний глаголов, карточки с заданиями.
Ход урока
Этапы урока 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний 1) Загадка |
Деятельность учителя – Слышите, звенит звонок! Говорит: «Начнем урок!» Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, Что им делать говорит, Строго сам за тем следит, Он три времени имеет И спрягаться он умеет. Детям строит много школ, Чтоб все знали про |
Деятельность обучающихся Слайд 1 – глагол |
Продолжение таблицы |
||
3 Самоопределение к деятельности |
– Что называется спряжением глагола? – Как определить спряжение глаголов? – Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению? Кто помнит стихотворение о глагола – исключениях? Проверим выполнение упр.194 Назовите глаголы 1спр. Назовите глаголы 2спр. Назовите глаголы – исключения Кто допустил ошибки? – Прочитайте пословицу: Кто мало говорит , тот больше сделает. – Как вы ее понимает? – Сравните глаголы – Написание окончания какого глагола вызывает затруднение? Почему? |
– Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением глагола – Спряжение глаголов определяется по их неопределенной форме. 1спр.-ать.-еть.-оть.-уть. 2спр. –ить. Ко второму же спряженью Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на – ить, Исключая, брить, стелить. А еще смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, терпеть, и зависеть, и вертеть. Слайд 2 Пословица – Глаголы 3 лица, ед.ч., Но употреблены в разном времени и отвечают на разные вопросы Безударное – ет– сделает |
Продолжение таблицы |
||
3 Самоопределение к деятельности 3. Работа по теме урока 1) Высказываем свое мнение 2) Коллективная работа в тетрадях . |
– А что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? Назовите тему и задачи урока – В чем сходство и различие каждой пары глаголов? Встретить – встречать Бросить – бросать – Поработаем с этими глаголами. – Вспомните правила посадки, правила оформления работ в тетради. – Запишите вопрос, на который отвечает глагол, его спряжение, ударение, измените глагол в форму 3 лица, ед. числа; 3 лица, мн. ч. – Обратите внимание, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок – Сделайте вывод: почему важно правильно ставить вопросы к глаголам? – Какие окончания у глаголов 3 л. 1 спр., 2 спр.? |
Научиться правильно ставить вопросы к глаголам, определять их спряжение и правильно писать окончания глаголов 1и 2 спряжения. Т: Правописание безударных личных окончаний глаголов 3 лица в наст. и буд. вр. Слайд3 со словами: Встретить – встречать Бросить – бросать – Глаголы употреблены в неопределенной форме, но отвечают на разные вопросы и относятся к разным спряжениям – Чтобы правильно писать личные окончания глаголов. |
Листок самооценки -----------------------------------------
задание |
Оценивание ( – или +) |
1. Составление текста «Рысь» 2. Определение спряжения: живет, видят, ступают, слышат |
--------- --------- |
Текст А. Пушкина 3. Определение спряжений 4. Разбор по составу |
--------- --------- |
5.Работа на карточках |
---------- |
итог |
----------- |
Листок самооценки------------------------------------------
задание |
Оценивание ( – или +) |
1. Составление текста «Рысь» 2. Определение спряжения: живет, видят, ступают, слышат |
--------- --------- |
Текст А. Пушкина 3. Определение спряжений 4. Разбор по составу |
--------- --------- |
5. Работа на карточках |
---------- |
итог |
----------- |
Памятка
«Как правильно писать безударное личное окончание глагола»
1. Определить время, лицо, число глагола;
2. Поставить глагол в неопределенную форму;
3. Определить спряжение глагола, проверить, не относится ли глагол к глаголам-исключениям;
4. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание.
Памятка
«Как правильно писать безударное личное окончание глагола»
1. Определить время, лицо, число глагола;
2. Поставить глагол в неопределенную форму;
3. Определить спряжение глагола, проверить, не относится ли глагол к глаголам-исключениям;
4. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание.
Памятка
«Как правильно писать безударное личное окончание глагола»
1. Определить время, лицо, число глагола;
2. Поставить глагол в неопределенную форму;
3. Определить спряжение глагола, проверить, не относится ли глагол к глаголам-исключениям;
4. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание.
1 спр. -ет -ут, -ют |
2 спр. -ит -ат, -ят |
Продолжение таблицы |
||
4. Физкультминутка 5. Продолжение работы по теме урока 1) Составление текста из деформированных предложений. Работа в парах 2) Использование алгоритма рассуждения при обосновании правописания безударных личных окончаний глаголов. |
учитель вывешивает памятку Повернулись, повернулись, Потянулись, улыбнулись Прочитайте. Что надо сделать? – Составьте предложения так, чтобы получился текст. Сверьте с доской. – Прочитайте текст – Как автор назвал рысь, почему? – Назовите тип текста, озаглавьте. Оцените свою работу: тест составлен без ошибок: +, были ошибки:- Обозначьте спряжение глаголов. Проверим: Назовите окончания глаголов в тексте. Обоснуйте их правописание, используя памятку. Оцените свою работу: спряжение определили без ошибок: +, были ошибки:- Прочитайте. Узнайте сказку и назовите автора – Почему лебедь клюет коршуна? Кто они в сказке Пушкина? Спишите. Выделите окончания глаголов. Обозначьте спряжения глаголов. Обоснуйте правописание безударных личных окончаний глаголов. |
Повторяют движения Работают с текстом – «рассыпушкой» – Составить из слов предложения в указанной последовательности, ориентируясь по цвету, чтобы получился текст. Слайд 4 Живет в глухом лесу разбойница-рысь. Хорошо видят в лесной темноте рысьи глаза. Тихо ступают по земле ее кошачьи лапы. Хорошо слышат украшенные кисточками рысьи уши. Работа с листами самооценки. Самооценка выполненного задания Определяют спряжение На доске, а на партах памятки Работа с листами самооценки. Самооценка выполненного задания Слайд 5 – «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Автор А.С. Пушкин |
Продолжение таблицы |
||
3) Разбор глаголов по составу 6. Рефлексия 1) Работа на карточках 2) Самопроверка и самооценка |
Используй памятку «Как правильно писать безударное личное окончание глагола» 1. Определить время,лицо,число глагола; 2. Поставить глагол в неопределенную форму; 3. Определить спряжение глагола, проверить, не относится ли глагол к глаголам-исключениям; 4. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание. Оцените свою работу: правильно определили спряжение глаголов: +, были ошибки:- Выполните разбор глаголов по составу: смотрит, стонет Проверьте. Оцените свою работу: правильно определили спряжение глаголов: +, были ошибки:- Вставьте пропущенные буквы – Проверьте – Оцените свою работу на карточках: без ошибок или 1ошибка: +, 2 ошибки и более : - |
Обучающиеся используй памятку «Как правильно писать безударное личное окончание глагола» (На партах) 1. смотрит наст.вр.3л.ед.ч. 2. что делать смотреть 3. глагол -исключение 4. окончание -ит -2спр Работа с листами самооценки. Самооценка выполненного задания 2 ученика выполняет разбор глаголов по составу на доске Работа с листами самооценки. Самооценка выполненного задания всем на карточках слайд 6 Сверяют с доской , исправляют ошибки. Работа с листами самооценки. Самооценка выполненного задания |
Окончание таблицы |
||
7. Подведение итогов 8. Домашнее задание |
Подведите общий итог: Все 5 заданий выполнены без ошибок: «+» оценка 5 1 « – » оценка 4, 2 « – » оценка 3 больше « – » оценка 2 – Чему учились? – Как правильно писать безударные окончания глаголов? С. 98 памятка-алгоритм, упр. 201 |
Листок самооценки: |