Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

1
1

Тема: Анализ стихотворения «Зимняя ночь» Б.Л. Пастернака.

(От анализа одного стихотворения к изучению романа «Доктор Живаго»).

Вид урока: путешествие в мир поэта, урок-мастерская.

Тип урока: метапредметный урок (литература, изобразительное искусство, музыка, психология, региональный компонент).

Технологии: элементы блочно-модульной технологии, кейс-технологии, НЛП-технологии, проблемного обучения, исследовательской деятельности, ИКТ. Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Цели урока: 1. Обучающая цель: дальнейшее формирование навыков работы с лирическим произведением; подготовка к ЕГЭ, работа с литературоведческими терминами, научить учащихся чувствовать и понимать художественное слово, пробудить интерес к лирической поэзии; объединить представления старшеклассников об основных особенностях лирической поэзии; формировать речевую, информационную и коммуникативную компетенции; формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности. 2. Развивающая цель: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать; показать, что поэзия – «сгусток» человеческого чувства, отражение самых сильных и сокровенных человеческих переживаний; расширить представление о восприятии цвета, развивать способность чувствовать цвет и понимать его смысловое содержание, знакомство с топонимом «Ставрополь» и легендой. 3. Воспитывающая цель: формировать интерес к творчеству Б.Л. Пастернака – интересного человека, поэта, формировать культуру восприятия лирического стихотворения, обогащение эстетической культуры учащихся.

Задачи: 1. Проанализировать связь восприятия цвета с настроением, отношением к событиям жизни (к жизненной ситуации). 2. Проследить, как на сознательном уровне цвет приобретает смысловое содержание. 3. Помочь понять и увидеть линии пересечений лирического и прозаического текстов. 4. Доказать, что первый поэтический опыт Юрия Живаго – «Зимняя ночь» – задает образно-философскую тему всему художественному пространству романа «Доктор Живаго».

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, экран, проектор, музыкальные произведения, репродукции картин художников-импрессионистов, выставка книг Б.Л. Пастернака, портрет поэта, буклеты со стихами Б.Л. Пастернака, карточки исследователей, тест Люшера (краткий вариант из 8 цветов), рабочие тетради.

Планируемый результат: понять алгоритм анализа стихотворения, уметь воспроизвести с опорой на краткий конспект данный анализ. Проникнуться темой и идеей произведения. Понять концепцию мира и искусства Б.Л. Пастернака. Подготовить учащихся к изучению романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Основные понятия: поэтическая речь. Поэзия Серебряного века. Концепция мира и искусства. Образы-символы. Цветопись.

Ход урока:

I этап. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я прошу вас обратить внимание на слова, которые выбраны к сегодняшнему уроку в качестве эпиграфа. В течение урока поразмышляйте над ними. В конце урока вы сможете высказать своё мнение о том, почему именно эти высказывания стали предваряющими наш урок. (Слайд № 2). А начать наш урок я хочу притчей, которая называется «Первая стрела» (Слайд № 3): «Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил её в сторону. «Почему ты отобрал у меня вторую стрелу?» – удивился Ученик. «Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть ещё одна попытка». «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь», – подумал Ученик.

Таким образом, мы видим, что Ученика лишили возможности выполнить упражнение небрежно, допустить ошибку (ведь впоследствии в бою она может стоить ему жизни!) Ему отрезали путь к отступлению, и вторая стрела осталась единственной – первой и последней. И замечательную аналогию увидел Ученик: «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь». Действительно, второй нет и нет возможности начать её заново, многое исправить, изменить… И у нас с вами, ребята, тоже всего одна «стрела», а, значит, и одна попытка сдать успешно ЕГЭ и проникнуться темой урока для дальнейшего изучения литературы.

II этап. Создание проблемной ситуации.

Учитель: В прошлом году мы с вами уже обращались к символике цвета, изучая творчество разных поэтов и писателей. Назовите, пожалуйста, о ком идет речь? Предполагаемые ответы учащихся: А.С. Пушкин, А. Блок, О. Мандельштам, Ф.И. Тютчев, Ф.М. Достоевский, М.А. Булгаков, Л.Н. Толстой и другие…В этом году мы продолжим нашу работу по изучению символики в лирике и прозе. Вся наша жизнь наполнена цветом, который, как море, имеет свои собственные глубины и неисследованные области. Мир поэзии – удивительный, тонкий, состоящий из звуков и цветовых образов. Именно звуки и цветовые образы, символы позволяют лучше узнать поэта, его душу, чувства. Мне бы очень хотелось, чтобы вы познакомились с проблемой влияния цвета, звука на более серьёзном, научном уровне. Для этого я предлагаю тем, кто желает, познакомиться с тестом Люшера более подробно дома, а сейчас – пройти его. Предлагаю пройти тест Люшера, чтобы выявить ваше эмоциональное состояние на начало урока. Это цветовой тест! (Слайд № 4).

Учитель: Перед вами репродукции картин А.К. Саврасова, Слободянюка Григория, Ильи Клейнера, Коровина К.А. (Слайды № 5, 6, 7, 8). Как вы думаете, какие общие идеи, темы, мотивы объединяют эти произведения искусства? Какие краски использовали художники? Предполагаемые ответы учащихся: Картина Саврасова написана очень глубокими темными оттенками красок. Глядя не нее, сразу же ощущаешь всю темную тайну зимней ночи. Сельский домик уснул под покровом ночи, и все вокруг замерло вместе с ним. Большая крона дерева как будто сторожит его спокойный сон. Снег потемнел и приобрел серо-бурые краски ночи. Лишь только яркая луна не поддалась чарам ночи и не спит. Ее золотой свет залил все вокруг, пытаясь пробудить уснувшую деревню. Но свет лишь добавляет некую теплоту и уют в зимний пейзаж. Красота темной ночи стала еще краше. А большие деревья все так же оберегают деревню от настойчивого света луны, сохраняя теплый и нежный зимний сон. (Примерно такие же ответы старшеклассники дают по всем предложенным репродукциям).

Учитель: Можно ли объединить эти картины общим названием? Каким? Предполагаемые ответы учащихся: Все картины можно было бы назвать «Зимняя ночь».

Учитель: Верно, какие еще произведения искусства с таким названием вы знаете? Предполагаемые ответы учащихся: Стихотворение Ивана Саввича Никитина «Зимняя ночь» (декабрь, 1853), Николая Рубцова (1969). Если мы сейчас на уроках литературы изучаем творчество Б.Л. Пастернака, то, наверняка, и у него есть стихотворение «Зимняя ночь».

III этап. Актуализация знаний.

Учитель: Совершенно верно. Давайте посмотрим видео и послушаем стихотворение Б.Л.Пастернака в исполнении Бориса Ветрова. (Слайд № 9). Перед вами лежат тексты этого стихотворения. Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь» входит в цикл стихов, составляющих последнюю часть романа «Доктор Живаго». Это роман особого типа – роман поэта Б. Пастернака о поэте Юрии Живаго, о поэзии и о том, как она рождается. Утверждение критика Л. Озерова послужит для нас ключом для поиска взаимопроникновения, пересечения прозаического и поэтического текстов: «Он шёл на решительное сближение языка прозы и языка поэзии…» Первый поэтический опыт Юрия – «Зимняя ночь» – задает образно-философскую тему всему художественному пространству романа.

IV этап. Изучение нового материала. Анализ стихотворения «Зимняя ночь». План анализа стихотворения. В тетрадях кратко записать ответы по плану (работа в группах).

Учитель: Каково своеобразие композиции стихотворения? Предполагаемый ответ учащихся: Стихотворение имеет рамочную или кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается строфами, тождественными по структуре и содержанию.

Учитель: Какое тематическое противопоставление намечено уже в первой строфе? Предполагаемый ответ учащихся: В первой строфе можно увидеть тематическое противопоставление образов метели и свечи.

Учитель: Каково смысловое наполнение каждого из образов в контексте стихотворения? Метель символизирует пространство всей земли, пространство снаружи, за окном. («Мело, мело по всей земле, во все пределы».) Образ свечи включает в себя пространство внутри комнаты. («Свеча горела на столе»). А что такое метель? Запишите в тетрадях ответ. (Перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли). Несколько учеников зачитают свои ответы, другие – определения из толковых словарей (В.И. Даля, С.И. Ожегова и др.).

Учитель: В каких произведениях еще встречается символика метели? (Слайд № 10). Предполагаемый ответ учащихся: А.С. Пушкин «Метель», «Капитанская дочка», «Бесы», Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», В.А. Соллогуб «Метель», И.А. Бунин «В поле», А. Блок «Двенадцать», М.А. Булгаков «Белая гвардия», А.П. Чехов «Воры» и др.

Заранее подготовленный ученик: Во многих произведениях образ метели употреблен в своем прямом значении, как реальная природная стихия. Но по наблюдениям исследователей значение слова в тексте оказывается несколько иным, чем то, которое отражено в словаре. Так, для авторов метель имеет более широкое значение: в метели заключена вся полнота нюансов значений, присутствующих в данном слове с точки зрения этимологических и мифологических источников. Поэтому слово метель в русском языке обладает рядом значений. Одни из них характеризуют состояние внешнего мира: мятеж, бунт, смута, путаница, неразбериха. Другие – внутреннее состояние человека: волнение, беспокойство, тревога, смущение.

Учитель: Какова цветопись метели (психология цвета)? Что символизирует этот цвет? Предполагаемый ответ учащихся: Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и, в конечном итоге, – со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном.

Учитель: Метель – свеча – структурообразующая композиция всего стихотворения. Слова «метель» и »свеча» можно рассматривать как контекстуальные антонимы. Какие смысловые части в тексте стихотворения вы выделили бы? Предполагаемый ответ учащихся: Первая часть – это вторая и третья строфы, их объединяет тема метели, стихии снаружи. Вторая часть – это строфы четвертая, пятая и седьмая. Тема этой части – любовь, свидание, близость мужчины и женщины.

Учитель: Какова же символика свечи? Запишите ответы в тетради. (Слайд № 11). Свеча – не просто бытовая «подробность»; прежде всего это многозначный и ёмкий символ, подлинный смысл и значение которого раскрывается только зимней ночью. Горящая свеча уподобляется не только человеческой судьбе, жизни, всецело отданной творчеству, но и вере – истинной, животворящей, деятельной вере.

Заранее подготовленный ученик: Свеча – вечный спутник человека на дороге жизни. Она – свет во тьме. Озарение. Живительная сила. Надежда. Символ человеческой души, ее внутренней силы: одной маленькой свечи достаточно, чтобы разомкнулась тьма, – и ее стойкости и вертикальности: пламя свечи, как бы ее ни поворачивали, всегда устремлено к небу. В христианской традиции свеча – божественный свет, сияющий в мире, свидетельство причастности человека к Божественному. (Слайд № 12). Символом бескорыстного служения, справедливости, милосердия, например, в рыцарских легендах, свеча была знаком верно выбранного пути поиска истины, поскольку всегда существовала опасность ложного. Умение отличать свет от блеска было даром скромности – еще одного символического значения свечи.

Учитель: Найдите слова, образующие лексико-семантическое поле «свеча». Обсудите это в парах. Предполагаемый ответ учащихся: Свеча горит непрерывно – с начала стихотворения и до его конца. Горит «то и дело», т.е. постоянно прерываясь – «борьба света и тьмы, жизни и смерти». В этом смысл тайных превращений. Свеча в стихотворении – это конкретно-изобразительный образ: свеча, пламя, озаренный потолок, ночник, на свечку дуло, а также метафорическое сочетание «жар соблазна». Жар – огонь, пламя. Образ свечи может читаться как символ любви, тепла, жизни. Огонь свечи – светоч жизни тихой, уединённой. Автор изобразил одну стихию в двух диаметрально противоположных ипостасях. Но основой произведения всё-таки является антитеза огня и льда. (Слайд № 13)

Учитель: Названы ли герои стихотворения? Какие детали говорят о присутствии героев? Предполагаемый ответ учащихся: Герои прямо не названы, но они подразумеваются: это мужчина и женщина. Присутствие человека уже в самом событии – «свеча горела». Кто-то же должен быть ее зажечь! О присутствии в лирической ситуации женщины говорят детали одежды: башмачки и платье.

Учитель: Противостоянием дикой пляски, борьбы духов природы и бытия и одинокой человеческой души – свечи – «Зимняя ночь» напоминает пушкинских «Бесов». Но итог здесь совсем иной. Если у Пушкина демоны в образе стихии переворачивают возок затерявшегося путника, ломают его сопротивление, то здесь внешние силы не могут окончательно победить маленький огонёк, этот светоч надежды. Последняя строфа повторяет первую.

Последние две строки совпадают, но не первые. Обратим на них внимание. В первой строфе нет ощущения времени, действие сливается с бесконечностью. Это подчёркивается повтором: «мело, мело...» В последней строфе уже поставлены чёткие временные рамки: «в феврале», к тому же слово «мело» не повторяется. Значит, зимняя буря не бесконечна, она имеет своё завершение. Заключительная строка – «свеча горела» – утверждает победу жизни и надежды. Попробуйте раскрыть смысл метафоры «судьбы скрещенье». Обсудите это в парах.

Предполагаемый ответ учащихся: Смысл словосочетания «судьбы скрещенье» вырастает из конкретно-изобразительного образа: тени на потолке в виде креста. Но его можно понять и как метафору: «судьбы скрещенье» – переплетение, объединение двух сердец, судеб мужчины и женщины. Образ страсти, осененной крестным знаком.

Музыкальная пауза (мелодия инструментальной музыки) (Слайд № 14). А вы знаете, что названия нот были изобретены итальянцем Гвидо д’Ареццо? Вот их полные имена: Do – Dominus – Господь; Re – rerum – материя; Mi – miraculum – чудо; Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система; Sol – solis – Солнце; La – lactea via – Млечный путь; Si – siderae – небеса. Закройте глаза, постарайтесь представить себе главных героев, понять и прочувствовать их душевный трепет, страдания…

Учитель: В христианской традиции крест – символ страдания и святости. Крест др.-греч. staoros – «крест», «кол», «шест»; ср. древнезападно-северо-германское staurr – «кол». Какой наш топоним имеет корень «крест» на древнегреческом языке? Учащиеся: Ставрополь. (Слайд № 15)

Заранее подготовленный ученик: Ставрополь – город, краевой центр; расположен в долине р. Ташлы (басс. р. Калаус). Город возник из станицы и солдатского поселка при крепости Азово-Моздокской оборонительной линии. Крепость была основана в 1777 году. Слово «Ставрополь» в переводе с греческого означает «город креста», где ставрос – «крест»; полис – «город». В середине 19-го века возникла легенда, поддерживаемая духовенством и дошедшая до нашего времени о том, что при строительстве крепости в октябре 1777 года в земле якобы был найден каменный крест, что и определило название города. Кстати, подобные находки имели место и на территории Краснодарского края (Абинский район). Хотя по утверждению В.Г. Гниловского, фактически имя «Ставрополь» было присвоено крепости, положившей начало городу, наместником Кавказа – князем Потемкиным еще в мае 1777 года, т.е. за пять месяцев до начала строительства крепости и прихода сюда русских войск.

Учитель: В словах «скрещенье», «крестообразно» не только смысл физической близости мужчины и женщины, но и скрытая тема святости. Любовь, страсть в стихотворении Пастернака – это и страдание, которое приносит искупление и спасение. Мы видим явное несоответствие: соблазн, являющийся исключительной прерогативой сатаны, сравнивается с ангелом, символом чистоты и непорочности. Выделенное слово «крестообразно» – символ христианства – опять, словно в насмешку, приписывается пороку. И это является ярким показателем мятущейся души лирического героя: где зло? где добро? что лучше, а что хуже? Единственной соломинкой, единственным ориентиром в пространстве является символическая «свеча» – оплот веры и надежды. Будет она светить или погаснет под натиском жизненных неурядиц – зависит от самого героя. Тема святости продолжается в седьмой строфе. Как? Предполагаемый ответ учащихся: В основе сравнения в седьмой строфе лежит антонимическое сопоставление: «жар соблазна – ангел». Слово «соблазн» входит в привычные словосочетания «дьявольский соблазн», «греховный соблазн». Сравнение жара соблазна и ангела вносит в тему любовной близости значение святости, чистоты и порока, греха.

Учитель: Любовь может все – даже искупить самый страшный грех так, как Сын Божий искупил грехи всего человечества. «Страсть» по-славянски значит «страдание». «Страсти Господни» – страдания Господа на кресте за всех людей. Для Пастернака – поэта и писателя – загадка земной любви в одном ряду с загадками жизни, смерти, творчества. Как вы понимаете это выражение «Мело во все пределы»? Предполагаемый ответ учащихся: «Во все пределы» – стремление к бесконечному в пространстве. Слово «предел» многозначно. В словаре Ожегова одно из его переносных значений определяется как «судьба». (Такой уж ему предел/судьба – на чужбине умереть».) Мело «во все пределы» – мело во все судьбы людские.

V этап. Закрепление изученного.

Учитель: Метель – эта стихия, которая действует не только в художественном мире стихотворения, она «господствует» и »соперничает» с человеком на протяжении всего романа «Доктор Живаго». (Слайд № 16)

Учитель: Итак, ребята, кто готов представить анализ стихотворения «Зимняя ночь»? Предполагаемый ответ учащихся: Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь», представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в «тетрадь Юрьевых писаний» в романе «Доктор Живаго» и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения. Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг., времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году. В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. В кольцевой композиции последняя строфа неточно повторяет первую. В ней в отличие от бесконечного действия в первой строфе («мело, мело…») отсутствие повтора и указание на время действия (февраль) знаменует конечность, завершение зимней бури. Утверждение победы надежды и жизни звучит в последней строке: «Свеча горела». Основная идея произведения – противостояние человека жизненным бурям как внешнего, так и внутреннего мира. Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. Четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм при перекрестной рифмовке передают сильную эмоциональную окраску стихотворения. Перебивка ритма – укороченные вторая и четвертая строки – придают произведению динамизм и экспрессию. Стихотворение насыщено разнообразными средствами выразительности: метафорами (жар соблазна, слезами с источника), олицетворениями (ложились тени, метель лепила на столе), эпитетами (озаренный потолок, снежная, седая мгла), рефреном («Свеча горела на столе. Свеча горела.»). Поэт вводит в «Зимнюю ночь» повторы («мело, мело…») и инверсию (свеча горела, слетались хлопья, ложились тени). Прочувствовать образы стихотворения помогают аллитерация звуков «м», «л», «с», «в» и ассонанс «е». В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.

VI. Работа в тетрадях. Записать кратко выводы по уроку, его этапам.

Мы привыкли к тому, что многие шедевры поэзии становятся песнями, причём мелодия органично дополняет поэзию. Стихотворение «Зимняя ночь» тоже стало песней. (Слайд № 17). Во время выполнения индивидуального домашнего задания ученикам удалось найти несколько вариантов данного произведения. Можно послушать её в исполнении разных исполнителей (А. Пугачёвой, А. Мирзаяна, Н. Носкова). Во время звучания песни учащиеся могут подумать над вопросами и записать ответы в тетради:

1. Дополняет ли, на ваш взгляд, музыка стихотворение?

2. Одинаково ли ваше восприятие стихотворения и песни?

3. Обогатила ли музыка стихи? (да, нет, почему?).

VII. Итог урока.

Учитель: Друзья, давайте вернемся к нашему тесту Люшера и пройдем его еще раз, чтобы посмотреть, как изменилось ваше настроение, ваше психоэмоциональное состояние (повлияли ли на вас замечательные музыкальные произведения, репродукции картин, поэзия Б.Л. Пастернака, изображения в презентации?)

Еще раз проходят тест Люшера. На следующем уроке вам озвучат результаты теста. А для тех, кто решит все-таки более глубже окунуться в мир поэзии, звуков, символов, цвета и захочет больше узнать о психологии влияния всего вышеперечисленного на наш внутренний мир и мировосприятие, – предлагаю посвятить этому внеклассное занятие. Но это уже другая история…Ребята, давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Что имели в виду Ю. Лотман и Ю. Айхенвальд?

Предполагаемые ответы учащихся: Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками. Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живаго – тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Первое стихотворение, приписанное авторству главного героя, носит название «Зимняя ночь». Позднее оно нередко публиковалось как самостоятельное литературное произведение под названием «Свеча» и даже было переложено на музыку, пополнив репертуар Аллы Пугачевой и экс-лидера группы «Парк Горького» Николая Носкова. Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно. Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель. И оказался прав, так как после публикации романа «Доктор Живаго» за рубежом и присуждении произведению Нобелевской премии известный литератор подвергся гонениям. Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одним из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.

VIII. Выставление оценок. Предлагаю ребятам выставить себе оценки и прокомментировать свой выбор. Понравился ли им урок? Активно ли они принимали участие в обсуждениях? Что у них получилось хорошо? Над чем стоит еще поработать? Почему именно эту оценку вы ставите себе?

IX. Домашнее задание. (Слайд № 18)

«Свеча горела на столе…». Строчка запоминается сразу. Даётся домашнее задание на выбор:

1. Напишите поэтический или прозаический текст, начинающийся этой строчкой, попытайтесь выразить настроение автора или своё собственное.

2. Найдите стихи Пастернака и других поэтов (на выбор), в которых упоминается свеча.

3. Выпишите из произведений поэта строки, которые вас особенно взволновали, особенно вам понравились.

4. Рассмотрите цветовую гамму, символические образы любого другого стихотворения Б.Л. Пастернака. Сделайте записи в тетрадь.