Название проекта |
Инновационный проект по экологическому образованию «Люблю берёзку русскую» |
Предмет, класс |
Окружающий мир, литературное чтение, литературное чтение, изобразительное искусство (3класс) |
Краткая аннотация проекта |
Проект «Люблю берёзку русскую» ориентирован на воспитание экологической культуры учащихся, на получение знаний, умений и навыков в результате самостоятельных практических и теоретических (индивидуальных и групповых) исследований окружающей среды. Работа над проектом предполагает совместную деятельность учащихся, родителей, учителя и воспитателя группы продлённого дня. Тема проекта « Люблю березку русскую » актуальна, значима и интересна. Этот проект расширяет знания учащихся об окружающей среде и помогает овладеть основами экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе. И если ребенок с детства будет приучен заботиться об окружающей природе, то у него сформируются нравственные отношения к нашему общему дому – Земле. Поэтому для повышения общекультурных компетенций мы выбираем проектную деятельность. |
Цель проекта |
Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. |
Основания проекта |
Проект направлен на развитие общекультурных компетенций обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие. |
Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос |
За что мы любим русскую берёзу? |
Проблемные вопросы |
– Как люди выражают своё отношение к русской берёзке? – Почему они по-разному воспринимают берёзу в разное время года? – Как заставить людей по-другому взглянуть на красоту русской берёзы, нашей природы, бережному отношению к ней? |
Учебные вопросы |
1) Картины, каких художников изображают русскую березу? 2) Найдите три небольших стихотворения о берёзе русских авторов. Выучите их. 3) Представьте свои «блиц-ответы» на уроке «В гостях у берёзок» по следующей схеме: – назвать виды берёз и количество видов; – рассказать, какова продолжительность жизни, высота дерева; – описать особенности цветовой гаммы коры берёз; – рассказать о местах обитания разных видов берёз. 4) Вспомните загадки, пословицы и притчу с упоминанием берёзы; составьте словосочетания со словом «берёза», составьте список песен о берёзе или упоминанием о ней; 5) Нарисуйте берёзку, оформите выставку работ. 6) Напишите сочинение « Моя берёзка в разное время года» (разговор с деревом как с другом). |
Продолжение таблицы |
|
Название проекта |
Инновационный проект по экологическому образованию «Люблю берёзку русскую» |
Ожидаемые результаты обучения |
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с расширением знаний о берёзе, о её роли в нашей жизни, в истории России, охране и защите окружающей среды. В частности, младшими школьниками выполняется поиск информации из разных источников (энциклопедии, справочники, словари, художественные книги, альбомы с репродукциями картин знаменитых русских и зарубежных художников, интернет-сайты, телепередачи, ссылки которые указаны учителем, прогулки с родителями в лес, разучивание русских песен игр). В результате своей поисковой деятельности учащиеся представляют подготовленные ими материалы в виде проектных творческих работ, фото-рассказов о своих наблюдениях. |
Продолжительность проекта |
7-8 недель |
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта |
Технологии – оборудование: фотоаппарат, компьютер(ы), принтер, проекционная система, сканер, сеть Интернет, мобильный телефон, 10 листов картона формата А4, призы за 1, 2, 3 места (лауреатам). |
План проекта |
I этап. Организационно-ознакомительный Выход на тему, определение цели и предположение результата, знакомство с вопросами проекта. Составление учителем буклета для родителей. Представление стартовой презентации учителя для школьников с целью выявления интересов и уровня знаний по предложенной теме. Деление на группы по интересам, распределение ролей в группах. Предварительное совместное планирование продвижение по проекту. II этап. Реализация проекта 1. Фотовыставка « Берёзы России ». 2. Конкурс чтецов « Люблю берёзку русскую ». 3. Творческий отчёт « В гостях у берёзки ». 4. Викторина « Всё о берёзе ». 5. Конкурс рисунков « В стране берёзового ситца » 6. Конкурс сочинений « Моя берёзка в разное время года » 7. Участие в музыкально-литературной композиции « Русские берёзы» (Использование стихотворений А. Прокофьева, Вс. Рождественского, М. Матусовского, Н. Агеева, Б. Лапницкого, Якуб Кулмыя, Эйжен Вевериса, 4-й симфонии П.И. Чайковского.) Самостоятельная или групповая работа по выполнению проекта. Рефлексия, проверка учителем активности участников группы, завершение продвижения по проекту. III этап. Завершающий – оформление результатов проектной деятельности (фото с выставки, аудиозаписи стихов, оформление презентации, сканирование листов с ответами на вопросы викторины, фотографии берёз). IV этап. Итоговый Презентация проекта учащимся 1-2 классов. |
План работы групп разных направлений проекта |
1. План работы группы исследователей – Познакомиться с деревом. – Изучить крону листьев. – Изучить цветовую гамму коры берёзы. – Изучить снег около дерева – Подготовить материал об ореоле обитания берёз – Подготовить рассказ о симбиозе березы с растениями и животными. 2. План работы группы фотокорреспондентов – Организовать фото-экскурсию по выставке репродукций картин русских и зарубежных художников, изображающих берёзку. – Сфотографировать берёзу в разное время года. – Подготовить фотоотчет (презентация) 3. План работы группы литераторов – Прочитать и проанализировать художественные произведения русских и зарубежных поэтов. |
Окончание таблицы |
|
Название проекта |
Инновационный проект по экологическому образованию «Люблю берёзку русскую» |
– Выучить стихотворения о берёзе. – Записать аудиофайл своего прочтения этих произведений. 4. План работы группы художников – Нарисовать рисунки с изображением берёзы и оформить выставку работ « В стране берёзового ситца » . 5. План работы группы знатоков – Подготовиться к викторине « Всё о берёзе » (найти русские пословицы, песни и притчу о берёзу, узнать об истории и традициях проведения русских праздников с упоминанием о берёзе) |
|
Результат проекта |
– Оценивание работы участниками, учителем, родителями. – Презентация материала учащимся 1-2-х классов. – Получение ответных отзывов о проекте от |