Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

Kostyanova E.M. 1
1

Уходят годы безвозвратно,

Спешат в заоблачную даль.

И не вернуть нам их обратно,

А как хотелось, очень жаль.

И жизни яркие мгновенья

Уж дважды нам не пережить

Остались только впечатления,

И ими надо дорожить…

Дайм Смайлз

Однажды летом мы с дедушкой поехали в лес за грибами. Было чудесное летнее утро, лес просто благоухал ароматами трав и цветов, великолепно пели птицы, солнце слепило глаза. Набрав одно лукошко грибов, мы присели отдохнуть. Мой дедушка прекрасный рассказчик, да и торопиться нам было некуда, сказал мне, что по Марьиной дороге путь наш лежит. А дорога это, оказывается, в честь моей прапрабабушки названа - Марии Гущиной.

Любая дорога где-нибудь начинается и куда-нибудь приводит. Так и дорога жизни у всех начинается одинаково, а заканчивается по-разному, самое интересное, если эта дорога уходит своими корнями в твою биографию и жизнь твоих близких, живших ещё до тебя. Вот какой рассказ, написанный мною ниже, я услышала.

Шёл 1904год село Белая Захарьевка (ныне с. Троицкое -I) Вадская волость Арзамасcкий уезд Нижегородская губерния. В семье Дмитрия Герасимовича Жукова и его жены Татьяны родилась дочка, и назвали её Мария. В семье было ещё 4детей (4 брата) - Гаврила, Василий, Иван, Герасим, через 2 года родилась младшая дочь Евдокия. Во время Великой Отечественной войны братья Иван, Василий, Герасим погибли на разных фронтах. Нужно отметить ,что семья Жуковых хоть и считалась небогатой крестьянской , но была она с крепким хозяйством и достатком, так как в семье было пятеро мужчин работников. Отец Дмитрий Герасимович, радеющий за каждую копейку, как глава семьи, человеком был строгим, скупым на ласку и доброту во всех смыслах этого слова, к жене и своим детям. Мария, Евдокия и её братья больше внимания и любви видели от матери Татьяны.

В этом же селе через несколько домов по левой стороне жила семья Гущиных Филиппа Ивановича и Мавры Герасимовны. В 1900 году у них родился первенец- сын Иван, потом родились ещё 2 сына Александр и Семён. Эти два брата прошли всю войну, были ранены, сильно контужены, но остались живы и вернулись домой. Иван и Мария с детских лет дружили, здесь же окончили 4 класса церковно- приходской школы. Больше в крестьянской семье позволить не могли, нужны были рабочие руки. Девочки сидели с младшими, помогали по хозяйству, в огороде и управляться со скотиной, ведь в то время крестьяне жили за счёт личного подворья. Во вновь образованных колхозах в основном работали мужчины за «палочки», по выходу рабочих дней к концу года по ним считали трудовые дни и расплачивались зерном, сеном и другими натуральными продуктами. Всё что вырастили, можно было продать на рынках села Вад и ближних городов, чтобы купить одежду и рабочий инвентарь.

Дружба Ивана и Марии переросла в любовь, в 1921году они поженились, свадьба на подарки была не богата, но гуляло всё село и не один день. Дело в том, что в эти годы родство почиталось даже до четвёртого поколения. Жить стали в семье Гущиных , как говорится в тесноте да не в обиде. Мария сразу почувствовала теплоту и нежность родни мужа, ведь в семье Гущиных дочки не было. Свекровь Мавра в снохе увидела отдушину и помощницу по хозяйству, а та была девкой шустрой, рукодельной. Делала всё быстро и с задором, да и Иван был всегда рядом, в нужное время мог подставить плечо. Через некоторое время умирает дед Ивана , последние годы он жил один после смерти жены . Иван с Марией перешли жить в его небогатый домишка. Безграничная любовь и верность друг другу помогала молодой семье преодолевать все невзгоды и трудности семейного недостатка, так как время было тяжёлое, наступал период коллективизации - образования коллективных хозяйств в стране. А образовывались они за счёт подворий крестьянских хозяйств. Со временем крестьяне понимали, что в одиночку им после военной разрухи из бедности не выбраться.

В 1923году у молодых рождается дочь, назвали её Анной (моя будущая прабабушка). По обычаю первая дочь помощница матери, в последующей жизни так и оказалось. Близость друг к другу, уважение, теплота отношений сделали своё дело, да и муж оказался непьющим. А на селе непьющий, работящий муж - в семье достаток, а раз достаток и дети начали рождаться. В 1925 рождается дочь Екатерина, в 1927году дочь Татьяна, в 1929году дочь Мария, в 1932году дочь Антонина, дождались они и сына в 1934году родился Николай. Мария и Иван не гнушались никакой работы, что в своём хозяйстве, а оно было немалое: и корова, и свиньи, и овцы, и куры, так и в колхозе, где Ивану пришлось работать конюхом, землепашцем, пасти свиней, коров и заготавливать корма на зиму. А женщины ещё всё лето работали в поле, в полеводческой бригаде. Ухаживали и выращивали лук, свёклу, картофель. Колхоз экономически креп, построили свинарник, коровник, телятник, зерносклад, кузницу, птичник. Работы было много, везде нужны были рабочие руки. В тот период в колхозах существовала натуральная оплата труда, но в конце года. И многое зависело от погоды, какой ещё выдастся год в нашей нечернозёмной зоне. Тогда колхозники жили бедновато. Семьи были большие, свой дом с одной избой и сени, считали большим хозяйством, да и дома, и амбары под муку, и зерно в большинстве своём были крыты соломой. И всё- таки колхоз помогал молодым семьям в строительстве домов.

Но как в народе повелось, беда ходит рядом. В 1936 году умирает отец Ивана. В 1938году в разгар лета поднялся сильный ураган, гроза, ливень. Ветер начал срывать с крыш домов и амбаров солому. Амбар Марии и Ивана был «насупротив» дома, через дорогу, а там зерно, мука и припасы. Иван бросился к амбару, начал выдирать слеги из ограждения и прижимать солому на крыше. Старшие дети Анна, Екатерина, Татьяна бежали ему на помощь. В этот момент ударила сильная молния, а Иван стоял с поднятой слегой вверх. Молния не прошла мимо, она попала в слегу и через неё в поднятую руку Ивана, затем в плечо и разрядилась через ноги в землю. На глазах старших детей умирал их отец, их опора, их любовь, их надежда. В последствие дети вспоминали, какой любовью и нежностью окружал он их, ни разу не обидев их грубым словом. Екатерина начала засыпать его землёй, чтобы из него вышел электрический заряд (такое поверье существовало долгие годы), Татьяна побежала за фельдшером, но было уже поздно, муж Марии, их отец умер.

Трудно представить себе, что испытала в этот момент Мария, это был ужас, это была пропасть, это был страх и неизвестность в том, что будет с ними и как жить дальше ?! Ушёл из жизни их дорогой человек и надежда на прекрасное будущее. Дочери вспоминали, что около матери сидел маленький Николай, он ещё ничего не понимал. Он не понимал, что нет уже отца, что мать в 34 года осталась вдовой с шестью несовершеннолетними детьми, он не понимал, что будет с ними, если сердце матери не выдержит этой утраты. А Мария после страшного известия сидела посреди избы на полу, между кроватью из досок и кормилицей печью, опустившая поседевшую в один миг голову, зажав её руками, и тихо стонала. Глядя на неё и пришедшую свекровь- мать Ивана, можно было подумать, что они сошли с ума.

После похорон мужа, Мария ища поддержку близких родных, обратилась за помощью к своим родителям, но самолюбивый отец отказал в резкой форме, мать голоса в семье не имела. И в дальнейшем отец ни дочь, ни внуков не привечал. Мать Татьяна до конца своей недолгой жизни прятала под подол юбки продукты и украдкой ходила, подкармливала внучат. В это страшное время помощницей ей стала мать Ивана Марфа и старшие дети Анна, Екатерина, Татьяна. Нужно было жить дальше, растить детей. Свекровь Марфа взяла на себя младших детей, благо по возрасту, она работать уже не могла. Анна, окончив четыре класса, вынуждена была бросить школу и идти работать в колхоз в бригаду. Татьяна и Екатерина подрабатывали сиделками в других семьях, другим детям тоже доставалась любая работа, с которой они могли справиться, хотя кроме Анны остальные дети смогли закончить семилетку. Сама Мария не гнушалась никакой работы. Шустрая , быстрая на ногу , проворная , умеющая ладить с людьми , умеющая шить ,вязать , ухаживать за скотиной , готовить, перерабатывать продукты с огорода , могла печь хлеб, пироги. Дополнительно она хорошо знала лес и рядом росший прилесок вдоль реки Пьяны, где можно было набрать ведро ягод смородины, малины, а в лесу грибов и орехов . В последствии , тропу, по которой она ходила в лес и никогда пустой не возвращалась, жители села прозвали Марьина дорога. Нашла Мария и ещё один приработок с утра она работала в колхозе в бригаде, а после обеда по просьбе председателя бежала в соседнее село Ивашкино за почтой. Четыре села обходила Мария за день, принося в каждый дом газету, письмо, пенсию и другую корреспонденцию и выполняла эту работу до 70 лет. Потом её сменила дочь Антонина. Время шло, годы летели, дети росли. Росли они трудолюбивыми, неизбалованными, дружными, любящими свою мать и вторую мать, заменившую им отца, бабушку Марфу.

Вот пришёл страшный 1941 год, год начала войны. Это были годы непомерно тяжёлых утрат, годы страха, годы унижения и террора военного времени. Детей Анну, Екатерину, Татьяну направили на строительство оборонительных сооружений под город Горький, после на заготовку торфа для электростанций, заводов, уклонение приравнивалось к военному преступлению. А потом было строительство аэродрома недалеко от села Лопатино, где в последствие располагался авиаполк бомбардировщиков дальней авиации под командованием Марии Расковой.

За речкой рядом с селом Захарьевка располагалась бывшая усадьба боярина Морозова (учителя и опекуна Петра-I). Мария вспоминала, когда была ещё девочкой, наследники, их жены, дети семьи Морозовых приезжала из города на лето, они ходили по берегу реки Вадок в белых длинных платьях с зонтами от солнца над головой, а сельчане в это время занимались сенокосом. После революции 1917 года в усадьбе располагался дом отдыха железнодорожников. А в годы войны здесь располагался госпиталь и здесь нужны были руки, и приходилось возить на лошадях раненых с поездов, ухаживать за ранеными в качестве санитарок. За усадьбой проходила железная дорога, построенная ещё при царском правлении в 1914году. Мужское население разом опустело в селе, ведь оно было призвано на фронт и, конечно же, всё женское население привлекали для работ.

Марья « почтариха», так её звали на селе, несла письма с фронта в каждый дом, газеты с известиями о положении на фронтах. Но были и другие письма, страшные, жестокие, нежалеющие никого - это извещения о гибели члена семьи - деда, отца , мужа , сына. Видя ужас в лицах этих людей, она вспоминала и свою боль, перенесённую незадолго до войны. Эта боль была ещё сильнее, потому что они, погибшие - были близкие, родные, с кем-то дружили с детства. Не обошла эта весточка и её, погибли три брата один за другим. Не выдержав потери сыновей, заболела мать Марии Татьяна и вскоре умерла. Отец ещё более отдаляется от её семьи. Забегая вперёд, нужно сказать в последствие дочери Марии вышли замуж, отцы их мужей тоже погибли на фронте. Закончилась война с Германией, кто-то ещё воевал на Японском фронте (это будущий муж дочери Анны), а кто выжил, вертались домой. Вертались молодые парни, враз ставшие мужиками, потерявшие свою юность в «военной мясорубке». Вертались, потерявшие своё здоровье мужики, без рук, без ног, без глаз, контуженные; и в период приступов головных болей, психически больные бегали по селу кто с ножом, кто с топором, продолжающие ещё воевать, доводящие до испуга население, невидящее войны. Ветераны- инвалиды сами вырезали себе протезы (ног, рук), делали себе коляски из досок, а вместо колёс приделывали подшипники. Вот такие женихи были в селе в послевоенное время. Судьба выжившим, но израненным, вернувшимся домой, подарила жизнь, но жизнь эта была недолгой, кто воевал на переднем фронте не доживали и до 60 лет.

А дальше нужно было восстанавливать страну, из которой война выгребла всё, что могла и не могла. Дети Марии становились взрослыми один за другим. Вышла за муж дочь Анна за ветерана войны Сергея Смирнова, потом Екатерина – за ветерана войны Александра Чемарова из соседнего села Ивашкино, Татьяна - за парня из соседнего села Досадино , Маруся за Владимира Трофимова, местного, недавно вернувшегося из Армии, Антонина за Анатолия Абрамова, парня из села Троицкое - II , подрос и Николай , ушёл служить в Армию, да так и остался жить в городе Свердловске, там и женился. Татьяна с мужем переехали в город Горький работали на автозаводе. Остальные дочери жили в этом же селе самостоятельно, построили свои дома, рожали внуков.

А Марии Гущиной на конец войны было всего лишь 40 с небольшим лет , были в деревне и вдовцы, сватались они к ней. Но Мария отказала, она хранила любовь и верность своему Ивану, да и детей как бы, ни обидел, неродной им человек. Одиноко Марии не было, семьи дочерей постоянно её навещали, помогали по хозяйству, подкидывали ей к дополнительной работе внучат, так как садика в селе не было, а молодым надо было работать. Екатерина работала после учёбы на почте бухгалтером, Анна и Антонина почтальонами, Мария телефонисткой.

Приезжал в гости из Крыма брат Гаврила со своей большой семьёй , сестра Евдокия с мужем и сыном из Свердловска . Дело в том, что до 1960 года в сёлах Вадского района у населения электричества не было, жители по вечерам пряли, вязали , шили под свет лучины , керосиновой лампы , свечи. Результат этого обстоятельства часто о себе напоминал - пожары были не редкостью. В конце 50 годов сгорел и дом Марии. В беде её не оставили, колхоз помог лесом, а зятья всем миром отстроили новый дом. Мария была человеком общительным, добродушным, переживающим за жизнь своих детей, внуков, правнуков постоянно собирала у себя по выходным всю родню, кухарка и пекарь она была знатная, благо продукты все были натуральные, двор был полон скотины и птицы. Когда собирались гости, стол ломился от приготовлений из её русской печи и не только. В конце 60 годов Марии пришлось уехать из родных краёв, до этого она никогда и никуда не выезжала. Позвал к себе сын Николай в город Свердловск, некуда было девать маленьких детей. Николай работал на авиационном заводе в строительном комбинате, жить было где, квартира у него была 4х комнатная, дали от завода, как заслуженному работнику. Когда дети подросли и их устроили в садик, Мария засобиралась домой, хотя сын со снохой упрашивали её остаться насовсем. Как говорится в гостях хорошо, а дома лучше, да и близкая родня проживала на своей Родине . Помогала она и внукам, когда вернулась домой, её просили посидеть с правнуками. Никому, она ни в чём не отказывала, если это было по её силам. И её не забывали дети, внуки приглашали к себе, дочери звали жить. А Мария человек сильный, закаленный невзгодами, трудностями жизни, огромный любви к людям, привыкшая быть в постоянном общении с земляками, жила своей жизнью и жизнью родственников. Она прожила немного более 90 лет, последний год она сильно болела, впервые за всю свою трудную жизнь. Дети по очереди ухаживали за ней, потому как роднее человека у них не было , потому как с этим человеком они прошли все тяготы и лишения, невзгоды , радости и горести. Мария тихо ушла из жизни, в последний путь провожало её всё село. По жизни Мария шла твёрдо, своей дорогой и это была Марьина дорога.

Приложение.

семейное фото 001

Евдокия со своим мужем Иваном (сестра) Марии Гущиной, и их внук.

Евдокия и Мария (моя прапрабабушка) – родные сестры.

Я и мой дедушка- Евгений Сергеевич Смирнов.

Анна Ивановна Смирнова 001

Моя прабабушка Анна Ивановна Смирнова (Гущина)

Родной брат Гаврила Марии Гущиной - прапрабабушки

улица с

Село Захарьевка (ныне Троицкое –II).