Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

Nesterova E.N. 1
1

Вкладывая в изготовление праздничного костюма всю свою душу, щедрость таланта, женщина-мастерица творила истинное произведение искусства, в котором передавала всю красоту родной природы.

Какую модную одежду носили наши прабабушки?

Из каких элементов состоит народный костюм юга России?

Что является основой женского народного костюма?- на эти и другие вопросы, найдут ответы наши ученики на уроке изобразительного искусства.

Ключевые слова: исследование, народный праздничный костюм юга России, обрядовая кукла.

Новизна: создание стилизованной обрядовой куклы в народном костюме юга России, погружение в историю костюма.

Цель: Поэтапное формирование исследовательской культуры школьников на уроках изобразительного искусства. Развитие мотивации и творческой активности обучающихся.

Объект исследования: ДПИ – декоративно прикладное искусство[1].

Предмет исследования: изучить элементы одежды, из которых состоит народный праздничный костюм юга России.

Практическая значимость:

- развитие умений использовать принципы исследования в практической деятельности при создании художественного образа;

- овладение искусством украшения предметов быта, создание стилизованной обрядовой куклы.

Планируемые результаты

Предметные:

- изучить элементы одежды, из которых состоит народный праздничный костюм юга и севера России;

­ формировать представления о народном костюме южнорусского комплекса;

- находить различия элементов одежды северорусского и южнорусского комплекса.

Метапредметные:

- решать проблемы творческого и поискового характера в процессе обучения и самостоятельной работы с раздаточным материалом, словарем и учебником;

- ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные:

- инициировать сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра;

- взаимодействовать с окружающими: развивать диалогическую и монологическую речь;

- высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

- давать позитивную оценку своих художественно-творческих возможностей.

Личностные:

- овладевать навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- развивать художественно-эстетические чувства, проявляющиеся в эмоционально-ценностном отношении к народному искусству.

Технология

Этапы урока

ИКТ-технология

Актуализация и мотивация познавательной деятельности.

Игровые технологии

Технологии проблемного обучения

Целеполагание и мотивация учебной деятельности, систематизация и первичное усвоение материала.

Технологии критического мышления

Изучение нового материала. Ведение поиска и выделение необходимой информации. Визуализация и анализ художественных произведений, где рассматривается народный костюм.

Технологии исследовательской деятельности

Технологии диалогового обучения

Первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Технология дифференцированного обучения

Домашнее задание, по уровню творчества обучающихся: базовый уровень и повышенный уровень.

 

Упражнение для определения темы урока - шифровка:

Прочитайте числа в порядке возрастания и определите название темы урока.

1

Н

а

8

к

о

6   

н

и

ч

3

н

ы

й

10

т

ю

м

4

п

р

а

з     

2

р

о

д     

9

с

7

н

ы

й      

5

д

 

Народный праздничный костюм.

Для целеполагания, обучающиеся проводят игру «Вопросительные слова»:

Что? Какие? Как? Зачем? Кто?

Составляют вопросы, объединив текст мысленно стрелкой.

1.Что является основой женского костюма?

2. Какие виды русской народной одежды, сохранились до нашего времени?

3. Как сделать обрядовую куклу?

4.Зачем, праздничную одежду украшали нарядными узорами?

5. Кто из известных русских художников обращался к народному костюму в своих работах?

Учитель: эпиграфом к нашему уроку будет пословица [4].

Не-то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

Сегодня мы с вами постараемся стать настоящими мастерами умельцами и совершим небольшое исследование в мир народных традиций на нашем уроке. Для этого мы разобьемся на 4-ре группы, вы получите кейсы - конверты с раздаточным материалом и готовый алгоритм действий для работы. В конце работы, вы сделаете сообщение по теме каждой группы.

Алгоритм действия:

1. Рассмотреть раздаточный материал со словарем и иллюстрациями; Изучить элементы одежды народного праздничного костюма.

2. Выбрать основные элементы из которых состоит праздничный костюм (севера и юга России).

3. Выбрать карточки с названиями деталей одежды:

Северный костюм, южный костюм.

4. Подобрать определения в словаре к деталям одежды, подобрать иллюстрации.

5. Подготовить сообщение.

Каждая группа будет проводить свое исследование:

1- северорусский комплекс одежды;

2- головной убор северорусского комплекса;

3- южнорусский комплекс одежды;

4- головной убор южнорусского комплекса.

Гипотеза: мы предполагаем, что костюмы севера России имеют отличия от костюмов юга России.

Проблема: чем они должны отличаться? Найти отличия в костюме севера и юга России.

Обучающиеся 5 класса разделяются на 4 группы, ведут поиск и выделение необходимой информации, структурирование, инициативное сотрудничество в поиске информации о народном праздничном костюме.

Подведение итога исследовательской работы.

Сравните два комплекса народной праздничной одежды. Слайд № 13.

Найдите отличительные особенности южнорусского и северорусского комплекса одежды[1,2].

Что является основой женского костюма?

Какие виды русской народной одежды, сохранились до нашего времени?

Творческая практическая деятельность.

Учитель: предлагает отгадать загадку:

Платье носит, есть - не просит, всегда послушна и нескучна (кукла).

Предлагает создать стилизованную обрядовую куклу в одежде южнорусского комплекса. Проводит мастер – класс. Слайд №15-16.

Объясняет, что цель практической работы в создании элементов одежды южнорусского комплекса, для запоминания элементов одежды женского праздничного костюма, южного региона России, а также проработка декоративных украшений. Проявите свою фантазию и изобретательность.

Ученики: отгадывают загадку. Получают задание для подготовки к творческой работе в парах. Пересаживаются по парам, работа в парах:

1-делает каркас куклы;

2- работает над костюмом.

Смотрят образцы. Проанализировав выполняют творческое задание, используя раздаточный материал [Прил.1].

Проводят мини-выставку творческих работ.

Рефлексия: - Мое настроение от прошедшего урока, магнитами на доску крепят цветные листочки на древо жизни:

желтые – отличное;

зеленые - хорошее;

коричневые – грустно.

Учитель проговаривает домашнее задание.

Базовый уровень:

Изучить страницы учебника 44 - 49, повышенный уровень: творческое задание - составить кроссворд.

Этапы работы над стилизованной обрядовой куклой. Прил.1.

1.Материалы. 2. Голова. 3.Крестовина тела, фиксируем нитками.

4.Рубаха для куклы, складываем ткань, вырезаем треугольник и горловину. 5. Понева

6. Передник (запон, занавеска). Пришиваем 2-е пуговицы, чтобы закрепить поневу и передник. Украшаем передник кружевами.

7. Деталировка – повязка на голову или платок, ленты, бусы, серьги, различные украшения.

Ответь на вопрос: из каких элементов состоит народный костюм юга России?

Мини выставка творческих работ учеников 5 класса [Рис.1.2]:

Купрюшиной Ангелины, Тишковой Марии, Щербатюк Ивана, Коваленко Анастасии, Боднар Анны, Коровушкина Евгения, Дещенко Алексея, Калинина Максима, Курневич Кристины, Гинкул Светланы, Малесь Виталины и др.

Рис.1.

Рис.2.