Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

Stepashkina A.A. 1
1

Несмотря на то, что драме А.Н. Островского «Бесприданница» уже более 140 лет, проблемы, волновавшие автора, актуальны и в ниши дни, ведь они относятся к категории вечных. Речь идет о пороках, разрушающих душу человека: гордыне, равнодушии, невежестве, зависти, злобе, жестокости, сребролюбии… А порождает их в душе человека, я думаю, неспособность любить других людей. Я верю, что это качество – человеколюбие – является результатом огромной внутренней работы каждого человека, и работу эту он начинает с раннего детства, учась у родных людей и окружающих. Любовь к людям и укрепляется их ответной любовью. Если этого нет, человек погибает духовно, и земное его существование становится бессмысленным. Такова судьба Ларисы Дмитриевны Огудаловой, главной героини драмы.

Скрытый смысл произведения заключен в его названии. Бесприданница – девушка, не имеющая приданого. Приданое – благо материальное, в литературе же часто противопоставляется материальное и духовное. Следовательно, уже по названию можно предположить, что героиня, лишенная материальных благ, будет наделена благами духовными. Какова же ценность духовного в современном автору обществе?

Прежде чем рассуждать об этом, хочу привести краткую характеристику исторического времени. В 1860-х годах Александр Второй проводил либеральные реформы, введение которых способствовало распространению западной культуры. Так сложилось, что у России свой, особый путь развития. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть. Немцами на Руси называли иностранцев, тех, кто не владел русским языком. Можно сказать, что утверждение среди дворянства и купечества западных ценностей постепенно привело к оскудению в этих сословиях исконно русских черт характера – жертвенности, подвижничества, любви к ближнему – и замену их стремлением к материальному.

Прототипом такого героя в драме является Василий Данилыч Вожеватов – знатный купец. В описании действующих лиц не случайно отмечено, что он «по костюму европеец». Читатель впервые узнает о Василии Данилыче из реплик слуги кофейной Ивана («А вот Василий Данилыч из-под горы идет…») и клубного буфетчика Гаврилы («Василий Данилыч еще молод; малодушеством занимается.., а в лета войдет, такой же идол будет»). Движение купца вверх символизирует укрепление его положения в обществе; малодушество в этом контексте – временная душевная слабость, поддавшись которой, он снисходит до разговоров с простыми людьми; слово «идол» указывает на такой порок героя, как себялюбие, или гордыню. Гордыня в христианстве является смертным грехом. Не случайно буквальное значение слова идол – фигура из камня или дерева (и, значит, лишенная души).

Все вышесказанное подтверждается словами и поступками героя. Так, он сам утверждает, что не замечает в себе того, «что любовью-то называют». Или говорит, что ему незачем заботиться о нравственности Ларисы Дмитриевны, ведь он «ей не опекун». Понимая, что общение с героиней – дорогое удовольствие, Василий Данилыч согласен платить за него, давая деньги ее матери Харите Игнатьевне на подарки барышне и содержание дома. При этом он понимает Ларису, кажется, лучше других, но его совершенно не волнуют ее душевные муки. Предвкушая падение героини в глазах общества после катания за Волгу с Сергеем Сергеичем Паратовым, он играет на нее в орлянку с другим купцом, Мокием Парменычем Кнуровым. Проиграв же, ничуть не расстраивается, утверждая, что он «не в убытке; расходов меньше». Все это подчеркивает равнодушие героя. На просьбу Ларисы о сострадании («Ну, хоть поплачь со мной вместе!») он отвечает отказом («Не могу, ничего не могу»), ссылаясь на «кандалы» - «честное купеческое слово», после чего «отходит в кофейную». Здесь не случайно дважды повторяется глагол «не могу»: Вожеватов действительно не может, не способен сострадать. Реплика «отходит в кофейную» также подчеркивает преобладание плотского, земного над духовным в душе героя. Не случайно А. Н. Островский, представив в начале драмы читателю действующих лиц, впоследствии отрицательных героев (к которым, очевидно, относится Вожеватов) называет лишь по фамилии. На Руси считалось, что вместе с именем человеку даруется душа. Так автор как бы подсказывает, кто не достоин называться по имени.

Еще одним представителем «дельцов последнего времени» является Мокий Парменыч Кнуров. Буфетчик Гаврило так отзывается о нем: « «Молчит»… Как же ты хочешь, чтобы он разговаривал, коли у него миллионы!» (реплика обращена к слуге кофейной Ивану). Читатель сразу может судить, что богатство является главной ценностью Кнурова. Владея громадным состоянием, он, как и Вожеватов, готов платить за удовольствие быть с Ларисой Дмитриевной. Не считая для себя возможным часто бывать в доме Огудаловых («…много у них всякого сброду бывает; потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут…»), Кнуров, однако, оплачивая свадебные расходы, «покупает» согласие Хариты Игнатьевны на свое «участие» в судьбе Ларисы в случае неудачного замужества и возвращения в родительский дом. Выиграв у Вожеватова в орлянку, Кнуров предлагает Ларисе ехать на выставку в Париж: «… Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит; я могу предложить Вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления…Для меня невозможного мало». Из этого монолога читателю становится понятно, что Мокий Парменыч вполне уверен: душевный покой и чистую совесть легко можно купить за деньги. Интересно, как А. Н. Островский при помощи ремарок передает невыносимое страдание Ларисы («Лариса отрицательно качает головой» - попытка протеста, «Лариса молчит» - ее душа растоптана унизительным предложением, «Лариса поворачивает голову в другую сторону» - героиня испытывает муки стыда, «Лариса молчит» - ощущение внутренней пустоты, безысходности). Примечательно, что Кнуров, как и Вожеватов, также уходит в кофейную. Герой воплощает в себе такие пороки, как гордыня и сребролюбие.

Следующий герой с «неправильной» душой – Сергей Сергеич Паратов, возлюбленный Ларисы. Наделяя его одинаковым именем и отчеством, автор словно подчеркивает этим себялюбие «блестящего барина». Гаврило так комментирует его появление в городе: «…видно сокола по полету». Сокол – гордая хищная птица. Сам же Сергей Сергеич так характеризует себя: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно…». Паратов здесь говорит о своей «свободе» и «веселой жизни», которые он продает за «золотые прииски» – приданое богатой невесты. В город он приехал завершить сделку с купцом Вожеватовым и «как можно повеселей провести последние дни» перед свадьбой. Узнав, что Лариса Дмитриевна, которая любила его, выходит замуж, Сергей Сергеич решает удовлетворить свое любопытство (познакомиться с ее женихом) и самолюбие (обвинить ее в ненастоящей любви, тем самым оправдать свой отъезд год назад), едет в дом Огудаловых. Там он встречается с Юлием Капитонычем Карандышевым, человеком мелким, волею судьбы ставшим женихом Ларисы. Карандышев называет бурлаков «образцом грубости и невежества», тем самым демонстрирует свою ограниченность. Сергей Сергеич использует возникшую ссору как повод для мести («…Да погоди, дружок, я над тобой, дружок, потешусь»), в осуществлении которой Лариса становится разменной монетой. Убеждая девушку «ехать за Волгу», Паратов говорит: «Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моею жизнью». В заключительном же объяснении на «Ласточке» он признается Ларисе, что обручен, но был не в состоянии помнить об этом, поддавшись сильному увлечению. Предательство любимого разрушает душу Ларисы окончательно. Сергей Сергеич Паратов воплощает в себе такие пороки, как гордыня, равнодушие, жестокость, сребролюбие.

Себялюбие и невежество олицетворяет собой Юлий Капитоныч Карандышев, мелкий чиновник. Воспользовавшись сложным положением Ларисы Дмитриевны, он делает ей предложение. Получив статус жениха дворянской барышни, Карандышев пользуется правом войти в высшее общество города Бряхимова. Держаться в таком обществе Карандышев не умеет, не понимает комичности своего поведения, однако упивается своим новым положением: «…моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». Он со слезами просит Ларису удовлетворить его самолюбие: «…Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь!..», при этом не замечает ее мольбы: «Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до погибели». Когда же Карандышев понимает, что Лариса уехала с Паратовым, он восклицает: «…и самого кроткого человека можно довести до бешенства…Для меня нет теперь ни страха, ни закона, ни жалости; только злоба лютая и жажда мести душат меня…». По моему мнению, в этом монологе также проявляется себялюбие героя, он жалеет себя. Ведь Карандышева нельзя назвать кротким человеком. Кротость – это способность к высшему смирению, что ему не свойственно вовсе. Карандышев наказан судьбой тем, что от его руки погибает Лариса.

Отдельно хочу остановиться на образе Хариты Игнатьевны Огудаловой, матери Ларисы. Из описания действующих лиц мы узнаем, что она одета «смело и не по летам», что подчеркивает преобладание внешнего над внутренним. Вожеватов утверждает: «Она, должно быть, не русская. Уж очень проворна». Такие реплики, безусловно, также отрицательно характеризуют героиню. Огудалова пытается найти дочери богатого жениха и так устроить ее счастье. Всех молодых людей, ищущих общества Ларисы, она заставляет оплачивать дорогие подарки. Лариса остро чувствует унизительность такого положения и сильно страдает, но вынуждена оказывать вхожим в дом мужчинам знаки внимания. Она стремится к тишине и уединению, и словами романсов словно молит мать: «Матушка, голубушка, солнышко мое, пожалей, родимая, дитятко твое!» , «Не искушай меня без нужды…», но та остается глуха к этим мольбам, уверяя, что «лучше унижаться смолоду», притворяться и лгать, чтобы «потом пожить по-человечески» (то есть обеспеченной жизнью). Когда в их доме через год после неожиданного отъезда появляется Сергей Сергеич Паратов, Лариса безуспешно просит мать отделаться от него. Огудалова же втайне надеется, что дочь сможет устроить судьбу с более выгодным женихом, чем Карандышев, да к тому же Паратов обещает хороший подарок на «рожденье» Ларисы. Встреча, которую все-таки устроила Харита Игнатьевна, предопределила дальнейшее развитие драмы и гибель главной героини. Меня очень глубоко тронуло столь безразличное отношение матери к душевной боли дочери; восклицание Ларисы, обращенное к матери и Карандышеву, стало пророческим: «…Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите». Кукла – подобие человека, лишенное души, та самая «вещь», с которой себя отождествляет главная героиня в конце произведения.

Надеюсь, на рассмотренных примерах мне удалось раскрыть глубину духовных проблем, затрагиваемых А.Н. Островским в драме «Бесприданница».