Новизна: Использование самостоятельной исследовательской деятельности для выполнения домашнего задания, подготовка сообщения к уроку на тему: Народные праздничные обряды, с целью формирования мотивации обучающихся в изучении культурных национальных традиций - это актуально в современном образовательном процессе.
Главная цель: Исследовательское домашнее задание пробуждает интерес к получению новой информации и формирует активную самостоятельную деятельность на уроках изобразительного искусства.
Задачи:
- формирование духовных, морально-нравственных и эстетических чувств;
- исследовать взаимосвязь народных праздников и обрядов с современной жизнью;
- мотивировать на творческую активность и исследовательскую деятельность;
- формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в изобразительном искусстве.
Объект исследования: Народные праздничные обряды России.
Предмет исследования: сообщения учащихся 5- А класса.
Гипотеза: мы предполагаем, что самостоятельная исследовательская работа помогает приобщить учеников, к богатейшему культурному опыту, накопленному в народном искусстве и проанализировав изученный материал найти отголоски прошлого в современном искусстве ( театрализованные представления).
Практическая значимость: Способствует повышению знаний и расширению кругозора обучающихся.
Введение.
Народные праздничные обряды и ритуалы берут свое начало в далеком прошлом[2 ].
Праздник – (древнеславянский) «праздь» означает безделье, отдых.
Обряд – совокупность традиционных действий разного характера, которой присуще символическое значение.
Самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся, помогает на уроках художественного цикла соприкасаться с историей культуры родной страны и края. Открывать для себя новую информацию о народных обрядах и праздниках.
Ход работы:
1. Изучение и поиск информации по теме урока.
2. Систематизация изученного материала.
3. Подбор нужного материала для сообщения.
4. Краткий доклад на уроке.
Праздничные обряды.
С древних времен славянские народы России отмечают Масленицу. Это праздник происходит в конце февраля – начале марта. В Масленичную неделю происходят народные гуляния, кулачные бои, катание на санках. В конце праздника сжигают соломенное чучело, таким образом, прощаясь с зимой. Масленица богата на угощения, а самое знаменитое из них – это русские блины с вареньем, медом и даже с красной икрой. Блины – являлись символом солнца. Проводы зимы и встреча Весны, оживающей от спячки природы (Баранов Ярослав).
Масленица начинается за неделю до Великого поста и за 56 дней до Пасхи. Она празднуется неделю. Дни масленичной недели: понедельник – «Встреча»; вторник – «Заигрыш»; среда – «Лакомка»; четверг – «Разгуляй»; пятница – «Тещины вечерки»; суббота – «Золовкины посиделки»; воскресенье – «Прощеное воскресенье» (Островская Катя ).
Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Это день обильного угощения. После Великого Поста на стол в этот день выставляются самые разные вкусные блюда. И среди них первое место занимают ритуальные кушанья. Прежде всего – это пасхи, куличи и крашеные яйца (Новгородцева Кристина).
8 июля. День Петра и Февронии.
Это народно-православный праздник в честь семьи, любви и верности. Назван в честь князя Петра и его жены Февронии, девушки из простой семьи. Святые Петр и Феврония Муромские – покровители семьи и супружеской преданности. В этот день принято совершать помолвки.
Символ чистой любви в России – цветок ромашки. Есть традиция гадать по ромашке на своего будущего супруга.
По народным традициям в этот день у крестьян первый покос и все духи воды уходят спать вглубь водоемов, поэтому разрешалось купаться без оглядки.
Сейчас существует особая медаль для самых верных семейных пар. На одной стороне изображена ромашка, а на другой – образы Петра и Февронии (Бакши Алиса).
Русские обряды при рождении.
В давние времена новорожденным мальчикам перерезали пуповину стрелой или топором. Русские верили, что такой ребенок станет хорошим охотником или мастером. А девочкам, как будущим рукодельницам, отрезали пуповину веретеном. Имя, данное при рождении, знали только родители. Для остальных озвучивали прозвище. Это делали, чтобы злые духи не узнали настоящее имя ребенка, а люди не сглазили малыша (Бакши Алиса).
Обряд крещения.
Главным обрядом, отмечавшим начало жизни ребенка, было его крещение. Обряд совершали в церкви или дома. Младенца крестили на третий или сороковой день после рождения. Родителям не положено было присутствовать при крещении, вместо них были крестная мать, которая дарила рубашку и крестный отец, который должен был подарить ребенку нательный крест (Бакши Алиса).
Обряд русской свадьбы.
Навсегда оставалась у молодых память о главном моменте их жизни – рождение новой семьи. Молодых осыпали хмелем, так как хмель – это древний символ плодородия. Невеста берет с собой в дом жениха родительское благословение и сундук с приданым. Старинный обычай – разувание мужа молодой женой. Смысл – таким образом, молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие на главенство мужчины в семье (Керечанин Тимофей ).
31 декабря. Новый год
Обычай отмечать наступление Нового года в России появляется с новогодней елкой в 1799году. Новый год стал семейным праздником. Самое большое застолье организовывается именно в этот день. Новогодние подарки, украшенные дом и елка, катание на катках, красочные фейерверки и сказочные спектакли, детские представления и новогодние каникулы, поздравление всех друзей и родственников – самые любимые обычаи российских людей в праздник Нового года (Соркин Роман).
Вывод: Ученики 5- а класса успешно справились с предложенным заданием.