Цели урока:
- рассмотреть мифологический подтекст романа Е. Замятина «Мы» для более глубокого и полного освещения таких проблем, как борьба добра и зла, свободы и несвободы;
- проследить становление, рождение в муках души человека (это проблема раскрывается особенно ярко на уровне мифа, что позволяет рассмотреть произведение Замятина как классическое, в контексте мировой культуры);
- совершенствовать умение анализировать художественное произведение, учить видеть многоплановость, многомерность художественного мира, развивать ассоциативное мышление учащихся.
Оформление. Наглядность
1. Стенд по творчеству Е. Замятина.
2. Репродукции с картин Малевича «Красный квадрат», «Черный квадрат».
3. Музыкальные фрагменты из симфонии А. Скрябина и музыки в стиле техно.
4. По ходу урока создается блок-схема к произведению Е. Замятина «Мы».
5. На доске цитаты из романа: «И я – мы, четверо – одно из бесчисленных волн в этом могучем потоке» (Запись 2).
« …Я чувствовал себя над всеми, я – был я, отдельное, мир, я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей». (Запись 27).
6. Словарная работа: объяснение «энтропия».
7. Аппаратура.
Ход урока:
(Дома учащимся предлагалось провести исследовательскую работу по роману Замятина «Мы» и другим литературным произведениям).
Опрос учащихся по домашним вопросам:
1. С каким праздником древних ассоциировался у нумеров Единого Государства День Единогласия? (ПАСХА).
2. Какой сюжет из Ветхого Завета по-своему, строго, логически, изложил поэт Р-13? (ИСКУШЕНИЕ АДАМА И ЕВЫ В РАЙСКОМ САДУ).
3.Бюст какого древнего поэта обнаружил Д-503 в квартире Древнего Дома? (БЮСТ ПУШКИНА).
4. С какой стихией природы ассоциируется у Д-503 старуха из Древнего Дома? («…МОРЩИНЫ ЗАСИЯЛИ, ТО ЕСТЬ, ВЕРОЯТНО, СЛОЖИЛИСЬ ЛУЧЕОБРАЗНО», «Я УЖ ЛУЧШЕ ТУТ, НА СОЛНЦЕ»).
5. Какой миф лег в основу поэмы одного из государственных поэтов (поэма была прочтена на Празднике Правосудия)? (МИФ О ПРОМЕТЕЕ).
6. Кто такой МЕФИ? Какой миф ассоциируется с ним? (КРЫЛАТЫЙ ЮНОША, МИФ ОБ ИКАРЕ).
7. Какую почетную обязанность выполнял Благодетель в день Праздника Правосудия? Какая ассоциация возникает при описании этого «праздника»? (РОЛЬ ПАЛАЧА, РАСПЯТИЕ ХРИСТА НА ГОРЕ).
8. По словам Благодетеля, непременный признак истинной алгебраической любви к человечеству… (ЖЕСТОКОСТЬ).
9. Что сближало нумер Д-503 и диких людей, живущих за Зеленой Стеной? («…МОИ РУКИ: ВСЕ В ВОЛОСАХ, ЛОХМАТЫЕ – КАКОЙ-ТО НЕЛЕПЫЙ АКТИВИЗМ».
10. Что в лице И-330 вызывало сначала раздражение, а потом тревогу у Д-503? (БРОВИ ИКСОМ, НАПОМИНАЮЩИЕ КРЕСТ).
Работа по теме урока
УЧИТЕЛЬ: Как вы видите, обращение к мифическому подтексту не случайно. Миф буквально рвется сквозь цифры со страниц замятинского романа. Но давайте выясним, что такое миф? О чем повествуют мифы? Какие моменты человеческой жизни отражают?
(Учащийся или группа ребят готовят презентацию о мифах. Главное, необходимо подвести учащихся к правильному пониманию мифа. Это не сказка, не легенда. Это способ человеческого бытия, особая форма сознания, мировосприятия, которое, во-первых, одухотворяет окружающий мир, во-вторых, не делает различия между материальным и идеальным, человеком и Вселенной, в-третьих, напрямую связывает образ и его значение.
Для мифологической культуры традиционным являются конфликты между добром и злом, Богом и дьяволом, противопоставление священного и мирского.
В литературе часто обыгрываются такие мифологические и религиозные сюжеты, как мифы об Икаре, Прометее; искушение Адама и Евы в Райском саду, распятие и воскрешение Христа, падение ангела и другие.)
УЧИТЕЛЬ: Итак, попробуем рассмотреть роман «Мы» как один священный миф. Это возможно, так как в романе представлена история рождения человеческой души, история перерождения нумера в личность. А ведь поиск самого себя – один из классических сюжетов мировой литературы.
Исследовательская работа по теме
1. Звучит музыкальный отрывок в стиле техно.
УЧИТЕЛЬ: Обратимся к цитатам из романа «Мы»:
- Кто произносит эти слова? Один человек или разные?.
(Кажется, что эти слова произнесены разными людьми. В принципе так оно и есть: первая фраза принадлежит нумеру, вторая – личности, человеку. Но, согласитесь, само по себе такое перерождение не могло произойти случайно. Требуется толчок, что ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ, что нарушило бы равновесие, состояние «психологической энтропии» Д-503. И явно этот толчок должен быть не из мира нумеров, а из другого, задавленного, древнего.
2. Звучит отрывок из симфонии №3, до минор, соч. 43, «Божественной поэмы» А.Скрябина (3 часть «Божественная игра».
УЧИТЕЛЬ: - Как вы думаете. Почему звучит музыка Скрябина (Автор музыки указан в тексте романа «Мы» (запись 4).
- Чем обусловлен был выбор симфонического отрывка?
(Выбор симфонического отрывка обусловлен мыслью самого композитора. Скрябин считал, что его «Божественная поэма» - это своеобразная «Биография духа», в 3-ей же части передан высший расцвет свободной творческой души. И Замятин не мог этого не знать).
- С какого момента вторгается в жизнь Д-503 неизвестное? Как в романе обыгрывается мотив искушения? Покажите развитие этого мотива на звуковом, цветовом. образном уровнях.
УЧАЩИЕСЯ: Искушение начинается с музыки. Это сильнейший способ пробуждения души:
а) зачитываются отрывки из записи 4 от слов «Она была в фантастическом костюме древней эпохи», до слов «Сидевший рядом со мной покосился влево…»). И-330 выступает в роли змея-искусителя, с ней и ее игрой пробуждается нечто «дикое, несущееся» в Д-503.
б) зачитываются отрывки из записей 6 от слов «Я вышел, сел» до слов «Послушайте, вы, ясно, хотите оригинальничать…»; запись 10 от слов «Я обернулся…» до слоа «Мембрана все еще дрожала…» и от «Какой наглый, издевающийся тон…» до «Дальнейшее я могу описать только приблизительно…».
Искушение в Древнем Доме, И-330 в желтом платье (цвет соблазна) предлагает герою ядовито-зеленый ликер. Целует в губы как змея. Параллель с искушением Змием в Райском саду Евы и Адама яблоком.
УЧИТЕЛЬ: «Я отстегнулся от земли и самостоятельной планетой, неистово вращаясь. Понесся вниз – по какой-то не вычисленной орбите…» (запись 10). Искушение И-330 выбивает почву из-под ног Д-503, нарушает его полное равновесие, состояние «психологической энтропии».
Попробуем зафиксировать эту «не вычисленную орбиту» в блок – схемах. Несется ли герой вниз или взлетает?
(На доске учитель, ребята в тетрадях делают первые записи блок – схемы).
УЧИТЕЛЬ: Так рождение души, ЧЕЛОВЕКА – это только взлет?
УЧАЩИЕСЯ: Как видно из блок-схемы, нет. Орбита Д-503 – это постоянные взлеты и падения.
УЧИТЕЛЬ: Так, ребята, и в вашей жизни будут взлеты и падения, радости и огорчения, спуски и подъемы. По- другому в жизни не бывает. Только нужно быть готовым к преодолению трудностей и с достоинством выходить из различных ситуаций.
Итак, Д-503 вступил в совершенно новый для него мир. Но чтобы быть принятым им, герой должен пройти ряд испытаний. Это классическая схема любого мифа.
- Какие потрясения, испытания можно проследить в жизни Д-503?
УЧАЩИЕСЯ: а) ложное спасение женского нумера (запись 22);
б) спасение И-330 на дне Единогласия (запись 25);
в) встреча с «братьями» за Зеленой Стеной;
г) полет в Интеграле…
УЧИТЕЛЬ: Как на мифологическом уровне можно рассматривать запись 27 (о МЕФИ)? Расшифруйте ее. Какие ассоциации возникают при ее прочтении?
УЧАЩИЕСЯ: «В руках у ней – чаша, по-видимому, из дерева. Она отпивает красными губами – и подает мне, и я жадно, закрывши глаза, пью, чтоб залить огонь – пью сладкие, колючие, холодные искры». Это своего рода причащение, очищение от грехов, приобщение к «новому» древнему миру.
УЧИТЕЛЬ: Д-503 был одним из «мы», стал одним из «братьев». Есть ли разница между такими единствами?
(Снова обращаемся к цитатам из романа, записанным на доске: «Мы – масса нумеров…», «…» братья – единство личностей (мысль о соборности).
Одна из важнейших сцен – встреча Д-503 с Благодетелем. Сцена отрезвления. Отступившее было Единое Государство снова вторгается в личную жизнь Д-503.
Подготовленный ученик зачитывает сцену встречи Д-503 с Благодетелем. (Запись 36). Можно разыграть сценку.
- Какие проблемы приходится решать герою?
УЧАЩИЕСЯ: До встречи Д-503 с Благодетелем героя постоянно сопровождала И-330, ее любовь. Теперь Д-503 один, ему самому предстоит сделать выбор: с кем он? Как только герой оказывается в ситуации выбора, он тысячью невидимых нитей связывается с теми, кто до него решал те же проблемы.
УЧИТЕЛЬ: Как можно рассматривать концовку романа? На сюжетном уровне получается, что Д-503 вернулся в состояние нумера. К чему тогда история рождения души? Имела ли она смысл?
УЧАЩИЕСЯ: а) исходя из движения души героя Д-503, а также всего Единого Государства вполне логичным является концовка романа – Апокалипсис. Это и наказание за грехи, и последнее испытание для героя;
б) операция по удалению фантазии возвращает Д-503 в состояние нумера. Однако это не ставит точку в истории души героя. На сюжетном уровне история Д-503 завершена. На мифологическом (философском) она размыкается. Последний вопрос героя: а что дальше? Операция была проведена насильно. Сам же герой не возвратился к мышлению нумера. Состояние энтропии преодолено. Даже то, что энергия души будет воспринята и задействована для дальнейшего движения (так как ничто не исчезает бесследно, энергия не исчезает), делает историю Д-503 не бессмысленной.
Подведение итогов урока
УЧИТЕЛЬ: - Какое отношение имеют репродукции картин Малевича к сегодняшнему уроку? (Учащиеся высказывают разные точки зрения).
- Возможно ли было многообразие мнений в Едином Государстве? (Нет).
Жизнь была упрощена, одноцветна, одномерна. Была бездушна. Вы сейчас высказали разные точки зрения, и со всеми можно согласиться. Это один из принципов мифологического сознания – неоднозначность оценок. В этом многообразии и заключается жизнь. Только в единстве разностей может родиться энергия, способная противостоять энтропии. Энтропии души, мысли, поступка. Да, конечно, Замятин предупреждает о том, к чему может привести увлечение технизацией, но главное – он говорит о необходимости взращивать душу, бороться с застоем и покоем, постоянно задавать вопрос: а что дальше?
Презентация «Душа»
Домашнее задание: подготовиться к сочинению на тему: «Я и роман Замятина «Мы». Составить план, тезисы к каждому пункту плана.