Цель урока: знакомство с биографией и творчеством Даниила Хармса;
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе исследовательского характера, слушать собеседника;
Личностные результаты обучения:
- формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
- формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
-формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей;
-ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
- формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели
урока;
- планировать пути решения поставленной проблемы;
- формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД:
-формирование критического мышления;
-формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-овладение диалогической и монологической речью;
-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Предметные результаты:
развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития (чтение вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста), использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Основные понятия: псевдоним, панели, скамейка, помчались, пароход.
Ресурсы: презентация, выставка детских журналов, портрет Д. Хармса, книги; карточки; аудиозапись стихотворения Д. Хармса «Игра».
Ход урока
1. Организационный момент
Рано солнышко встаёт,
И спешит скорей в обход.
– Как, ребятушки, живете? (Вот так)
– Как здоровье, как животик? (Вот так)
– Одолела вас дремота? (Нет)
– Шевельнуться неохота? (Нет)
– Всем командую: “Подъём!”
– И урок проведём.
Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей.
2.Мотивация к учебной деятельности
-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. Подарим друг другу хорошее настроение. Пусть этот день принесет и взрослым и детям радость общения, наполнит сердца благодарными чувствами.
Мой сигнал – это структура КОПИ КЛЭП (хлопок) [1].
Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”!
-С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Покажите (учащиеся поднимают смайлы). Пусть ваше настроение останется таким солнечным на протяжении всего урока.
-А что вам понадобится сегодня на уроке? Давайте проверим готовность к уроку.
3. Артикуляционная гимнастика.
-Для работы на уроке чтения нам будет нужен помощник - наш язычок. Давайте его потренируем, играя.
Кошка мяукает (мяу-мяу)
Лошадка ржет (иго-го)
Лягушка квакает (ква-ква)
Козленок зовет (ме-е-е)
Мычит теленок(му-у-у)
Ягненок зовет маму(бе-е-е)
Петух на заборе(ку-ка-ре-ку)
Волк воет( у-у-у)
На этом закончим игру.
- Вот теперь наш язычок готов произносить слова правильно, читать выразительно.
4. Вступительная беседа
Мыслительный прием СИ-ФИНК-УАНДЭ [1].
-(слайд 3)Посмотрите внимательно на доску и подумайте, что вы видите? (Обложки детских журналов). Поделитесь с товарищем, что вы увидели?
Предположите, что в них печаталось? Поделитесь мыслями с нами. Хорошо.
-Когда ваши родители были детьми, они читали эти журналы (Веселые картинки, Мурзилка). Эти журналы выходят и сейчас с интересными ребусами, загадками, играми, стихами, рассказами.
- А какие детские журналы сейчас читаете вы? (Выставка журналов - 5 человек. Рассказ обучающихся о своем журнале в 3 предложениях.)
-А вот когда малышами были ваши прабабушки и прадедушки, журналы тоже издавались, но назывались они «Чиж» и «Еж». Сейчас вряд ли можно найти эти журналы. Но некоторые произведения, которые в них печатались, мы сможем прочесть.
5. Физминутка.
Использование структуры ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР [1].
Инсценировка стихотворения Д.Хармс «Вкусный пирог»
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе…(позвал)
Купил муку, купил творОг,
Испек рассыпчатый…(пирог)
Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости…(не идут)
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…(откусил)
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…(съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек…(не нашли)
6.Целеполагание
-Сейчас мы с вами были актёрами одного замечательного произведения «Вкусный пирог», а кто его написал? Ответить на этот вопрос вам поможет первый кусочек этого вкусного пирога. (У обучающихся на столе лежат кусочки пирога с номера).
Задание: Необходимо прочитать буквы, которые написаны зеленым цветом)
ПРХОИАТРБМЖДНЧВС
-Кто готов? Зажгите фонарик. Как фамилия автора, стихотворения «Вкусный пирог». ХАРМС.
-Знакомы ли вы с этим автором? (Нет)
-Хотели бы вы познакомиться? (Да)
-Вот сегодня на уроке мы отправимся путешествовать в литературную страну Хармса.
- Предположите, чему мы будем учиться на уроке? (ответы обучающихся).
-А что нам понадобиться, чтобы достичь поставленных целей?
Ответы обучающихся:
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!)
7. Открытие новых знаний
Знакомство с творчеством Д.Хармса
-Рассказ учителя о биографии.(на доске висят картинки о биографии писателя)
Хармс – это псевдоним. Псевдоним – это вымышленное, ненастоящее имя, которое использует человек, чтобы не выдавать настоящие данные, зафиксированные в документах
- Даниил Иванович Ювачев родился в 1905 году, в Петербурге, в семье дворянина. Маленький Даниил самостоятельно научился читать в 5 лет, в 6-писать. Мать учила его немецкому языку, отец - английскому. Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски. Он получил образование в таком учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках. Чармс - впервые подписался он под шуточным стихотворением в 1922 году. И в английском, и в немецком языках это слово означает «обаяние», «прелесть», по-французски это звучит как «шарм» что значит «околдовать, очаровать». Тогда, в юности, поэта привлекало именно это человеческое качество. Хармс и его друзья объединились в группу поэтов, которая сочиняла небылицы, считалки, стихи. Они сделали журналы «Чиж» и «Еж» самыми популярными в те годы.
-А почему Хармс,а не Ювачев?Ответ на этот вопрос вы найдет на втором кусочке пирога. Использование структуры СИ-ФИНК-УАНД-мыслительный прием.
На карточках:
а) Ювачев – русская фамилия, а псевдоним звучит по - английски. Скажешь «Хармс» - словно громкий удар в барабан или в бубен.
Б) Даниил любил читать книги об английском сыщике Шерлоке Холмсе. Холмс-Хармс.
В) Псевдоним взял, чтобы не быть похожим на отца, так как и его отец был писателем.
- Итак, почему же Хармс? (Ответы обучающихся)
Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Игра» Д.Хармса.
- Ребята, а вот с каким произведением Хармса мы сегодня познакомимся, вы узнаете, если откроете страницу учебника, в которой 1сот. 6 дес. 0 ед. Какую страницу вы откроете? Молодцы! Прочитайте заголовок произведения. Пофантазируйте о чем оно? Использование структуры СИ-ФИНК-УАНД-мыслительный прием [1].
-А теперь я приглашаю вас прослушать стихотворение, но при прослушивании будьте внимательны, постарайтесь его запомнить.
Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
-Ребята, понравилось ли вам произведение Хармса «Игра»? – Назовите жанр этого произведения? Поможет вам в этом четвертый кусочек пирога, возьмите его и выберите ответ.(ответы обучающихся)
–Почему вы так решили?
-Кто герои стихотворения?
-Во что они играли?
-Какие игры любите вы? Назовите.
Физминутка. Использование структуры ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР [1].
-Сейчас я вам предлагаю поиграть.
И поехали, помчались
по дороге,
по панели,
только прыгали, скакали
и кричали:
"Жу-жу-жу!"
Только прыгали, скакали
по дороге,
по панели,
только пятками сверкали
и кричали:
"Ду-ду-ду!"
-Молодцы. Понравилась игра? Чем?
Работа над чтением стихотворения.
-Давайте еще раз прочитаем это стихотворения, чтобы лучше его запомнить, обратим внимание на новые слова, которые написаны на третьем кусочке пирога. Они встретятся вам при чтении. (Чтение стихотворения по абзацам).
-Какое это стихотворение?
-О чем оно?
-Во что играли дети? (Петька играл в автомобиль, Васька в пароход, Мишка в самолет)
-Это стихотворение – игра. Автор использует звукоподражательные слова. Назовите их. Что имел в виду автор, когда использовал их? (Дети представляют себя, кто автомобилем, кто пароходом, кто самолетом)
-Автор много раз повторяет слова и строки. Зачем? (Дети играют)
8. Заключительный этап.
Игра со словами.
-Вы уже, наверное, поняли, что Хармс и его друзья любили играть в игры. Д.Хармс писал стихи – загадки с неоконченными строками. Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливее и умные дети. А вы же такие? Вот поэтому сейчас мне понадобится ваше умение подбирать рифмы.
Пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»
А ты ответишь: («низко»).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь: («близко»).
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь: («пол»).
Скажу я слово «потерял»,
А скажешь ты: («нашел»).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты: («храбрец»).
Теперь «начала» я скажу.
Ну, отвечай: («конец»).
Итог урока
Использование структуры СИМАЛТИНУС РАУНД ТЭЙБЛ [1].
(ребята обмениваются полученной информацией на уроке, отвечают друг другу на вопросы) ЛИБО ФРОНТАЛЬНО ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ
-С каким писателем мы познакомились на уроке?
-Как называется его произведение?
- Достигли ли мы поставленных целей и задач на уроке?
-Вы сегодня все молодцы, но я бы хотела отметить…
Домашнее задание по выбору:
1. Подготовить выразительное чтение стихотворения.
2. Найти в детских журналах другие стихи Д.Хармс, подготовиться их прочитать в классе.
3. Выучить наизусть любой абзац и проиллюстрировать стихотворение «Игра».
Рефлексия
-Наверное, сегодня на уроке вам что- то особенно понравилось, что- то очень хорошо получилось, что помогло вам достичь поставленных целей.
-Скажите, с каким настроением вы сейчас заканчиваете урок? Покажите смайлы.
- А сейчас попрошу вас оценить свою деятельность на уроке, ответив на любой вопрос, который написан на пятом кусочке пирога:
* сегодня я узнал…
* было интересно…
* было трудно…
* я выполнял задания…
* я понял, что…
* теперь я могу…
* я почувствовал, что…
* я приобрел…
* я научился…
* у меня получилось …
* я смог…
* я попробую…
* меня удивило…
* урок дал мне для жизни…
* мне захотелось…
- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами!
Прозвенел опять звонок
и закончился урок!
Вы, ребятки, отдохните,
силы новой наберите.
Это нужно детворе
для здоровья, при игре.
Спасибо вам за урок!.