Проблема взаимоотношений людей в обществе может заключаться в неизбежности морального и физического насилия одних его членов над другими, в уничижении ценности человеческой жизни. Она относится к категории вечных: разделение людей в социуме неизбежно, поэтому и волнует многих классиков. Я считаю, что всегда стоит задумываться о значимости нравственных ценностей каждого человека, нельзя «жертвовать» другими людьми ради собственной выгоды или самоутверждения.
В качестве примера приведу произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». В романе обличение мира насилия и несправедливости раскрывается через описания жизни таких персонажей, как Катерина Ивановна и Соня Мармеладова (которой пришлось почувствовать на себе всю жестокость и мучительность взрослой жизни, неприемлемого отношения Лужина и Свидригайлова).
Автор произведения – величайший гуманист, и его позиция заключается в том, чтобы показать последствия ложных норм, сложившихся в обществе. Действительно, хотя и нельзя предотвратить всё насилие, важно помнить: человек, способный созидать, творить добро, ценить нравственный выбор каждого, может направить других на добрые деяния. И чем больше будет таких людей, тем меньше вероятность существования несправедливости в жизни общества.
Анализируя образы персонажей романа, в первую очередь стоит упомянуть о Сонечке Мармеладовой. Облик девушки – отражение ее душевных качеств и внутреннего мира, он схож с ангелом, что указывает на целомудренность, наивность. Это подтверждается следующими словами – “…белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое…” – и подчеркивается использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов. То, что читатель узнает о внешности девушки не сразу, не случайно: сначала она существует как бы в другом мире, где нет места душевному пороку, далее, с развитием событий и усилением раскаяния главного героя, ее образ постепенно приобретает четкие черты – Сонечка, как ангел, приходит спасти душу Родиона. Федор Михайлович Достоевский не зря подчеркивает, что Соня невинна, чиста, и это является полным противопоставлением ее роду деятельности. Она идет «по желтому билету» ради детей своей мачехи. Так проявляется жертвенность героини, ее неравнодушие, желание помочь людям. Катерина Ивановна при этом сама является жертвой обстоятельств, жестокости своих родных по линии отца и слабости супруга. Вот как описывается состояние отчаявшейся женщины: "…Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо, при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшем на лице ее…". Использование сравнения «как в лихорадке», антитезы «взгляд резок и неподвижен» усиливает художественное впечатление. Деталь «…при последнем освещении догоравшего огарка…» отнюдь не случайна: автор хочет донести, что, возможно, есть какая-то последняя надежда на спасение и духовный свет в душе героини.
Говоря о Петре Петровиче Лужине, стоит отметить, что он является примером нравственного оскудения общества. «…Женитьба на бедной девушке, уже испытавшей жизненное горе, по-моему, выгоднее в супружеском отношении, чем на испытавшей довольство, ибо полезнее для нравственности…» - эта цитата обличает героя как человека корыстного, низкого, не способного к созиданию. Его цель – завоевать место в высших кругах общества. Принадлежность к «пустым» людям раскрывается также через его теорию; являясь антиподом Сонечки, он отвергает жертвенность, считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о «всеобщем преуспеянии».
Образ Свидригайлова тоже носит отрицательный характер. «Народ пьянствует, молодежь... уродуется в теориях...». Я думаю, что здесь прием умолчания используется для того, чтобы мысль, выраженная Аркадием Ивановичем, оставалась незаконченной, позволяя читателю задуматься над этими словами. Свидригайлов уверен в том, что он может властвовать над всеми, совершая низкие поступки. Подтверждением этому служат слова: «…какая разница, был ли ты в этом мире праведником или же предавался всяческим удовольствиям…». Образ Свидригайлова в романе используется для того, чтобы подчеркнуть гибельность теории Раскольникова, так как Свидригайлов является его двойником («…одного поля ягоды..» - использование фразеологизма подчеркивает схожесть героев). Не случайно жизнь Свидригайлова заканчивается самоубийством – ему нет места в гуманистическом обществе.
Федор Михайлович Достоевский на протяжении всего романа подчеркивает недопустимость насилия над людьми. Оно не является путем реализации себя в обществе, а губит душу человека, указывает на безнравственность и отсутствие духовности, сулит пустоту в будущем. Я согласна с автором произведения. Действительно, важно понимать серьезность данной проблемы, делать всё возможное во избежание проявлений несправедливости в мире и всеми силами служить его благу и процветанию.