Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

Kotik Y.I. 1
1

     Фёдор Михайлович Достоевский на страницах своего романа «Преступление и наказание» поднимает проблему “униженных и оскорбленных”. Литература - очень гибкое искусство. Она может рассказать историю не только на примере “прекрасного героя”, но и от лица “бедняка”.

     Автор в своём произведении показал разные стороны жизни общества, которое в одних случаях способно на самые неблаговидные поступки ради собственной выгоды, в других –  на проявления доброты и милосердия, истинной жертвенности во имя блага окружающих.

     Федор Михайлович Достоевский изображает однообразный быт персонажей, их переживания и страдания, существование в клетке, в полумраке, во власти зловещих потрескавшихся стен, которые продолжают давить на них нищетой и в родном доме, или среди равнодушных людских толп.

     Пребывая в ужасных условиях, тяжело не сломиться и не потеряться в серости и злобе, но я могу привести пример чистой душой девушки, которая выстояла под гнётом проблем и делилась добром с окружающим миром - Сони Мармеладовой.

      Героиня решилась на самопожертвование – пошла «по желтому билету» ради спасения детей своей мачехи от голодной смерти. Она не винит ее в несправедливо-жестоком отношение к себе (понимая, что за этим кроется материнское страдание), она не упрекает отца в бездействии  и пьянстве, хотя он мог найти в себе силы справиться с пагубной страстью и сохранить службу – тогда Соне не пришлось бы заниматься постыдным ремеслом... При этом девушка никому не жалуется, не требует благодарности за свою жертву и не злится на мир за обстоятельства, в которых живёт. Раскольников, к слову, сначала видел в этом эксплуатацию – "...Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!..". Впоследствии же он смог осознать высшее предназначение героини – беззаветное служение людям, полюбил ее.  Образ Сони в романе несёт ключевую смысловую нагрузку, олицетворяя феномен человечности и сострадания. Так, девушка понимает, что ради пристрастия к выпивке отец не гнушается деньгами, которые достаются ей постыдным ремеслом, но все равно жалеет его.

     Именно благодаря Соне стало возможно и исправление Родиона Раскольникова, решившегося на тяжелейшие преступления. Терзаемый совестью и чувством  вины за совершенное душегубство, он, очевидно, сможет искупить свой грех, возродиться духовно через покаяние и каторгу, но только благодаря тому, что героиня согласилась разделить его крест: она помогла Родиону поверить, что не все люди одинаково злые и эгоистичные, что в мире есть любовь.

     Федор Михайлович Достоевский помогает читателям задуматься о последствиях грехов, о том, как каждый проступок разрушает душу человека, а убогая, нищенская обстановка (в которой всегда виновато чье-то равнодушие) становится для него гробом при жизни. Душные и серые переулки, видавшие виды комнаты зданий, болезненного цвета стены –  всё в мире маленького человека выглядит крайне безнадежным. Над персонажами вечно висит и угроза физической смерти на улице или от голода. Поэтому их нравственный выбор в критические моменты является судьбоносным, определяющим...

     Автор утверждает, что невозможно решить жизненные проблемы, заглушив голос сердца. Так, Дуня Раскольникова ради брата готова выйти замуж за Петра Петровича Лужина – корыстного, низкого человека, готового на все, чтобы вечно тешить свое самолюбие. Родион так рассудил о решении сестры: "...Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст!..". Дуня  напрасно надеялась найти опору в жизни в лице будущего супруга, старалась не замечать унижений, с которыми ей с матерью пришлось столкнуться по приезде в Петербург, и только неготовность Родиона принять такую жертву спасла героиню от рокового шага.

      “Преступление и наказание” указывает «униженным и оскорбленным» один из путей к спасению: смирение и труд - это не только способ получения материальных благ, но и возможность познать силу созидания, радость помощи нуждающимся, что открывает человеческому сердцу любовь, укрепляет веру в добро и справедливость.