Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

Petrenko A.D. 1
1

     Федор Михайлович Достоевский – проповедник гуманистических идеалов в отечественной литературе. В своих произведениях он размышляет о судьбах «униженных и оскорбленных» - людей, оказавшихся за гранью «цивилизованного» мира, доведенных до отчаяния жестокостью, несправедливостью и равнодушием «благополучных» членов общества.  Такое отношение к ближним является величайшим преступлением против человечества, подрывает его духовную основу, поэтому не заслуживает прощения.   

     Затрагиваемая проблема относится к категории вечных. К сожалению, на протяжении истории своего развития общество сталкивалось с эгоизмом, равнодушием к тем, кто нуждается в помощи. И современными людьми часто движет стремление к материальной выгоде, неспособность проявлять милосердие и сострадание к окружающим.

    В качестве литературного аргумента приведу роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". На страницах произведения автор ярко описывает социальную несправедливость и жестокость, приводя в пример общество современного ему Петербурга. Обращусь к  описанию помещения, в котором живёт главный герой романа Родион Раскольников: обедневшего студента хозяйка дома Зарницына Прасковья Павловна оставляет в коморке  под кровлей здания, которая "походила более на шкаф, чем на квартиру":

     "Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко...".

     Здесь автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы в таких словах, как "крошечная", "клетушка" и "жёлтенькими", чтобы ещё более подчеркнуть крохотные размеры коморки, которую арендует Родион. Возможно, если бы квартирная хозяйка проявила больше милосердия и участия к бедному студенту, он не оказался бы «задавлен бедностью»,  не создал бы ложную теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих», не решился бы на смертный грех – душегубство.

     Олицетворением бездушного общества является и толпа, собравшаяся посмотреть на издевательство над лошадкой  во сне Родиона Раскольникова:

     "Кругом в толпе тоже смеются, да и впрямь, как не смеяться: этака лядащая кобыленка да таку тягость вскачь везти будет!..". Значение сна в понимании мотивов, толкнувших главного героя на преступление, огромно.  Он разуверился в людях, укрепился в своей гордыне, решив, что вправе вершить чужие судьбы…

     Ещё одним примером безразличия к людской беде в романе является поведение знакомых семьи Мармеладовых. Отец семейства Семён Захарович живёт с женой и четырьмя детьми в страшной нищете:

    "...а что тут пьешь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят!..";

    "…Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней…";

    "…Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике…".

    Литота в сравнении девочки со спичкой усиливает ощущение бедности и голода детей в семье Мармеладовых. Жестокость и несправедливость человеческого общества Фёдор Михайлович Достоевский обличает  на примере соседей, лишь посмеивающихся над побоями жены Мармеладова и обманом статского советника Клопштока Ивана Ивановича, не заплатившего Соне за шитьё рубашек:

    "Протягивались наглые смеющиеся головы с папиросками и трубками...Особенно потешно смеялись они, когда Мармеладов, таскаемый за волосы, кричал, что это ему в наслаждение…";

    "Да и то статский советник Клопшток, Иван Иванович...не только денег за шитье полдюжины голландских рубах до сих пор не отдал, но даже с обидой погнал ее...под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком…".

     Ф.М. Достоевский описывает смотрящих на это соседей как "головы". Прием  метонимии  указывает на то, что автор даже не готов назвать их людьми. Из-за их преступного равнодушия  и жестокости таких, как Клопшток, Сонечка «пошла по желтому билету», чтобы спасти от голодной смерти детей своей мачехи. Она преступила законы человеческого общества, но сохранила душевную чистоту, стремление жертвовать собой ради  других.

     Федор Михайлович Достоевский утверждает, что нельзя простить преступления, обусловленные пороками человеческой души: равнодушием, жестокостью, алчностью, завистью…В то же время, даже за самое тяжкое преступление можно получить прощение, если искренне раскаяться и встать на путь искупления.  Примером  является раскаяние Родиона Раскольникова в совершенном убийстве.

    В заключение хочу отметить, что каждому человеку с раннего детства важно учиться проявлять внимание к людям и заботу о них, не поддаваясь жестокости и равнодушию окружающих. Тогда преступлений в мире будет намного меньше.