Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

Lebedeva A.A. 1
1

       Негативное стечение жизненных обстоятельств, бесспорно, оказывает влияние на личность человека, иногда ставя его перед определенным выбором. В такой ситуации не каждый может проявить силу характера, не преступить законы общества или нормы морали. Какова степень вины окружающих в судьбах «униженных и оскорбленных» - тех, чьи жизненные ситуации оказались трагичными, непредсказуемыми, значительно повлияв формирование их моральных устоев и отношение к людям? Эта проблема всегда волновала писателей и философов, потому была хорошо освещена во многих литературных произведениях, в том числе русских классиков. Желая затронуть, описать ее аспекты, побудить читателя осмыслить их, они создавали литературные образы своих героев, наделяя их сложной судьбой.

     Так, Фёдор Михайлович Достоевский в своём романе «Преступление и наказание» описал не одну историю волею судьбы обделённых и униженных людей. Раскрывая процесс их духовной деградации (что в той или иной форме приводит к преступлению против себя или окружающих), он раскрыл их душевные переживания и взгляды, обнажив глубокие социальные проблемы.

      В качестве примера рассмотрю образ Семена Захаровича Мармеладова, отставного чиновника, титулярного советника. Желая совершить благородный поступок, он женится на  вдове промотавшегося офицера Катерине Ивановне, дочери надворного советника, после смерти мужа обреченной на бедность, так как семья отца от нее отказалась:

        «…И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском, где и я тогда находился, и осталась в такой нищете безнадежной, что я хотя и много видал приключений различных, но даже и описать не в состоянии. Родные же все отказались…».

        Эпитеты «далёкий» и «зверский» выразительно характеризуют уезд, его жителей и условия жизни Катерины Ивановны. Ф.М. Достоевский использует лексический повтор с усилительной частицей - «и осталась», это фокусирует ситуацию на образе брошенной на произвол судьбы, одинокой героини. Но Мармеладов не смог облегчить ношу супруги: потерял службу, пристрастился к пьянству и лишь забирал деньги у семьи на выпивку. Из эпизода разговора в трактире с Раскольниковым видно, что и сам Семён Захарович жалел о своих действиях, презирая себя:

        «…я пусть свинья, а она дама! Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, — особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь. Пусть, пусть я подлец...такова уже черта моя, а я прирожденный скот!..».

       В качестве изобразительно-выразительного средства здесь различим синтаксический параллелизм, построенный на основе антитез. Сравнение человека с образами животного мира – частый пример отрицательной характеристики души персонажей. Автор интересно передает, характеризует внутреннее состояния героя, его отношение к нищете:

        «… бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя…».

        В предложении раскрывается важнейший аспект проблемы нищеты – отношение самого народа к ней, её жертвам, а также духовное состояние нищих, их принципы, моральные устои. Нищета духовно разрушает человека, и он преступает законы общества и морали, совершает преступления. Преступление Мармеладова – в его бездействии, следовании обстоятельствам. А, например, дочь Семена Захаровича, Соня, не может равнодушно смотреть, как от голода гибнут дети ее мачехи, и жертвует собой, пойдя «по желтому билету». Важно заметить, что добрая девушка, не гнушавшаяся никакой работы, не смогла найти другой способ помочь своей семье, и из-за равнодушия окружающих преступила законы общества.

         Таким образом, можно утверждать, что в социальных проблемах так или иначе могут заключаться причины преступлений отдельного человека, поэтому важно осознавать всю тягость судьбы людей, нуждающихся в защите общества, уметь ценить их внутренний мир, помогать им.