Обличение мира несправедливости в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» играет достаточно важную роль в раскрытии авторских идей. Особенность этого вопроса состоит в том, что волнует автора более всего преступление именно законов нравственных. Так, проявление жестокости может быть слабостью внутреннего мира героя, неспособного противостоять силе зла.
Несправедливость имеет ещё более глубокие и непредсказуемые корни, чем это может показаться, ведь в действительности, чтобы пойти на преступление или на безжалостный поступок, человек должен преступить несколько барьеров: стыд, совесть, принципы, духовный порядок. В итоге происходит разрушение внутреннего мира под давлением страхов, опасений, искушений, свободно прорывающихся в опустошенную душу. Должно быть, одни, не выдержав внутреннего раздора, пытаются вернуться к прежней жизни, но другие не могут найти в себе сил, чтобы встать на путь возрождения, и потому терзаются вплоть до потери рассудка.
Люди и окружающая их действительность неизбежно изменяются, приобретают новые черты. Проявление несправедливости, по моему мнению, есть не что иное, как следствие возникшего недопонимания между членами общества. Недопонимание с лёгкостью может привести к ссоре, ссора – к ненависти, а ненависть – одна из главных причин любого насилия и несправедливости. Она, как и любой порок, искушает человека, заставляет его действовать в угоду собственным интересам, затмевает разум. А в итоге получается так, что он остается у разбитого корыта. И только правильный подход к ситуации даёт возможность не просто устранить конфликт, но и духовно совершенствоваться его участникам. Ведь благие деяния имеют большую силу, так как они оказывают значительное влияние на внутренний мир человека, природой расположенного к добру.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» хорошо раскрывает данную проблему. Позиция автора преисполнена гуманизма. По его мнению, даже самый противный и низкий по нравам человек заслуживает милосердного и сострадательного отношения. Это раскрывается через взаимодействие главного героя, Родиона Раскольникова, с окружающим миром: старухой-процентщицей, Мармеладовым Семёном Захаровичем, Сонечкой и другими персонажами.
Обличение несправедливости происходит, например, во второй части первой главы произведения. Родион спускается в распивочную, где встречает гостя, «который сидел поодаль и походил на отставного чиновника»: «… человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки…». Портретные характеристики Мармеладова подчеркивают отрицательные черты его характера и закрепощенность ума и взглядов, оскудение внутреннего мира. В глазах героя автор запечатлел нежелание открываться перед кем-либо. Его припухшие веки есть как бы защита от внешних контактов, а до зелёного пьяное лицо, скорее всего, подчеркивает стремление Мармеладова забыться от тревоживших его проблем. Но, даже если это и показывает нерешительность и губительную слабость персонажа, автор отмечает, что в нём всё же жива душа, и поэтому он пока способен сохранять человеческое достоинство. Стоит отметить и использование говорящей фамилии «Мармеладов», которая выражает сладость жизни, и это является лучшим способом подчеркнуть чувства героя в этом моменте. Он погряз как внутренне, так и внешне, и ничто не помешает ему совсем избавиться от сладости жизни, которая обратилась в горечь (спустился в распивочную и пил, чтобы забыть дурное, и корил себя за это). Когда между главным героем – Родионом Раскольниковым - и Мармеладовым происходит разговор, он «раскалывает» Мармеладова. И в результате можно услышать признание о супруге Мармеладова и о том, как он допустил рукоприкладство по отношению к ней со стороны господина Лебезятникова. В то же время Мармеладов обращает внимание на слова Лебезятникова: «…Но господин Лебезятников, следящий за новыми мыслями, объяснял намедни, что сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия…». Со стороны Мармеладова это выражает полное безразличие к происходящему, вызванное потерянностью и душевной слабостью, желанием оправдаться. Со стороны Лебезятникова, чья фамилия происходит от слова «лебезить» - угодничать, такое поведение, по моему мнению, обличает человека, который испытывает наслаждение от собственной слабости и безнаказанности. Подобные люди теряют всякое сострадание к чему-либо и считают это единственным источником самоудовлетворения, вследствие чего полностью теряют человеческий облик и лишаются всякого признания. Пьянство Мармеладова сказывается не только на нём самом, но и на остальных членах его семьи. Его родная дочь – Соня Мармеладова – вынуждена «жить по жёлтому билету» (заниматься проституцией), а его жена – Катерина Ивановна – едва способна обеспечить всех едой и одеждой благодаря жертве падчерицы…
Другие примеры несправедливости описаны в третьей части первой главы в письме матери Раскольникову. Пульхерия Раскольникова пишет о жизни своей дочери – Дуни Раскольниковой, рассказывая о Свидригайлове, к которому во всём произведении обращаются только по фамилии, что подчёркивает его бездуховность, и Лужине Петре Петровиче, чьи имя и фамилия усиливают его отрицательные черты. Свидригайлов олицетворяет следующие пороки: пьянство («под влиянием Бахуса»), прелюбодеяние («будучи женатым, возымел к Дуне страсть», «осмелился сделать Дуне явное и гнусное предложение»). Это также подчёркивает низость нрава Свидригайлова. Лужин Пётр Петрович, со слов Пульхерии Раскольниковой, «немного только угрюмый и как бы высокомерный», «…несколько как бы тщеславен, и очень любит, чтоб его слушали…», «…он человек очень расчётливый…», «…он прямодушный человек…». Лужин «положил взять девушку честную, но без приданого…, которая уже испытала бедственное положение; потому как… гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля…». Всем этим можно сказать, что Лужин – человек горделивый и деспотичный. Он не ставит целью создание семьи, вместо этого хочет жениться на бедной девушке, чтобы, унижая ее, возвышать себя. Как можно увидеть, несправедливость ситуации состоит в том, что в Дуне Раскольниковой, порядочной и добросердечной девушке, заинтересованы низкие люди, которые на деле не любят ее, а хотят получить, чтобы удовлетворить собственные пороки.
Ещё один факт несправедливости описывается в четвёртой части четвёртой главы. Родион Раскольников приходит в комнату Сони Мармеладовой, расположенной в доме на канаве. Канава при этом подчёркивает разорванность Сонечки с окружением, обществом. Героиня, как упоминалось ранее, совершила нравственное преступление, решив заняться проституцией. Но на заработанные деньги она кормила детей Катерины Ивановны, которые ещё не были способны обеспечить себя. И в этом заключена несправедливость – нравственное преступление Сони Мармеладовой является необходимостью, которую общество не способно правильно оценить. Люди видят лишь то, что бросается в глаза, но при этом даже не задумываются о том, зачем именно это совершается, что и приводит к ложным выводам.
В заключение хотелось бы отметить, что борьба с несправедливостью, стремление к милосердию, состраданию, человеколюбию позволяют любому обществу совершенствоваться.