Каждый человек выбирает профессию, реализует свои способности, ставит цели. О пути и цели под девизом «Дорогу осилит идущий» – режиссер театральной студии «Параллели» Андрей Владимирович Меньшенин.
Корреспондент: Как начался Ваш путь режиссера? Это была одна из жизненных целей, это мастер в Вашей творческой карьере, его величество случай или что-то другое?
Меньшенин А.В.: Все развивалось постепенно, но сначала свою роль действительно сыграл случай. Режиссер Марина Крутякова предложила мне сыграть роль в спектакле, помочь-не хватало ребят для мужской роли. Сыграл я слабо, но впечатление на меня произвело, так двадцать лет назад я остался в народном театре-студии «У Марины», а позднее играл в народном театре оперетты Дворца культуры. Увлекался больше и больше. В какой–то момент возникли идеи по-своему выстроить мизансцены, сделать акценты в диалогах главных героев, придумать какие-то сцены. Появился новый интерес. Легко и с большим желанием я учился в институте культуры на заочном отделении. Вот такой не совсем быстрый путь к режиссерской профессии. И это так, наверное, и должно быть. Ведь, чтобы чего–то достичь, нужно немало познать и осилить. Два года назад я принял предложение – возглавить детскую театральную студию «Параллели». Поначалу было страшновато, как работать с детьми? Но опыт показал, что я зря боялся. Поражает отсутствие у детей стереотипов, они готовы творить, и порой они смелее, чем взрослые, просто мастерства не хватает. Вот тут режиссер нужен.
Корр.: Как Вам удается выполнять работу режиссера и в то же время организовывать детский коллектив, быть и учителем, и другом?
А.В.: Мы все живем в обществе, и чем легче пройдет социализация, тем успешнее ребенок осуществит задуманное. Объясняю ребятам, что важно быть внимательными, слышать понимать и поддерживать друг друга, быть дружной командой. С детьми нельзя быть предельно назидательным, нужно их чувствовать и быть убедительным, предельно честным. Большую роль играют эмоциональный настрой и интерес. Работая с детьми, можно поставить знак равенства между режиссер=учитель=друг, но при этом должна быть определенная грань.
Корр.: Спектакль «Следствие ведут колобки» - недавно состоявшаяся премьера. Вы являетесь не только режиссером, но и сценаристом спектакля. Что вдохновило Вас на создание этого спектакля?
А.В: Хотелось взять необычную историю, где будут раскрывать какие-то поразительные факты. Отправной точкой стал любимый мультфильм «Следствие ведут колобки». Изначально - это была целая серия маленьких рассказов Э.Успенского. Выбирая идею для спектакля, нашел много сценариев и постановок, и в полной мере меня это не устроило. Обратился к другу за помощью, так начался с Сергеем наш долгий, кропотливый процесс написания сценария, который длился в течение трех-четырех месяцев. Мы обсуждали, переписывали, меняли сюжетную линию и персонажей. Это была очень плотная работа.
Корр.: Вы довольны результатом?
А.В.: Результатом доволен. Ожила история колобков, как задумывали. Мы с ребятами обсуждали на первых репетициях, я детям говорил: «Ребята, помогите сыграть историю, она мне очень нравится, на вас я надеюсь». И ребята почувствовали идею и в итоге за четыре месяца репетиций, мы сделали то, к чему вместе стремились. Горжусь этой работой и ребятами, благодарен им, они молодцы!
Корр.: Режиссер театра – это Ваша не основная профессия. Актер, режиссер, педагог, инженер. Каково соотношение, где доминанта?
А.В.: Еще в школе были творческие стремления. Пробовал рассказы писать, стихи, гитару освоить, но не знал, куда мне направить интересы. К моменту выпуска, я понимал, что мне неплохо даются технические дисциплины. Понимал, что надо получать профессию, чтобы в дальнейшем быть в семье опорой, выбрал техническую специальность, но творчество было и есть всегда. Не могу сказать, чего во мне больше. На основной работе решаю сложные задачи, а в театре «парю над землей» - здесь раскрывается мое воображение и фантазия, это отдых и радость, источник силы.
Корр.: Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать режиссер? Вы обладаете ими?
А.В.(улыбаясь): Если мы откроем учебник, то режиссер - это педагог, организатор, творец. Ничего здесь нового не скажу - это классические вещи, проверенные годами. Каждый человек обладает многими качествами и способностями, и их постоянно надо развивать, чем мы с ребятами и занимаемся на специальных тренингах. Любому человеку надо всесторонне развиваться, и тем более представителю творческой профессии. Думаю, что обладаю этими качествами, учусь вместе с ними и продолжаю над собой работать.
Корр.: Как Вы понимаете фразу: «быть полезным обществу»?
А.В.: Быть полезным обществу - значит делать свое дело профессионально. Как режиссер я помогаю детям через театр обрести интерес к творчеству, найти друзей, открыть для себя литературу, которой нет в школьной программе, учу общению, как друг с другом, так и со взрослыми людьми. Польза зрителям - получение эстетического наслаждения, возможность думать и сопереживать. Как инженер, работаю в содружестве с коллегами и выполняю все поставленные задачи, я часть большого коллектива РФЯЦ-ВНИИТФ, института, роль которого в нашей стране очень важна.
Корр.: Что вы пожелаете своим воспитанникам?
А.В.: Понятно, что ребята, которые сейчас занимаются в театре «Параллели», может быть, и не станут артистами. Но здесь они получают опыт работы в коллективе, что поможет и в жизни, и в профессии. Желаю, чтобы они смело шли вперед, не боясь трудностей, и пусть будут даже самые амбициозные цели, а еще найти свое любимое дело и стать классными специалистами, людьми, полезными обществу, и не забывать слова песни о том, что «самая главная в жизни профессия – быть человеком».