Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

Pekar S.A. 1
1

Озера  Урала необычайно красивы и живописны. В обрамлении гор и лесов они превращаются в зеркала, отражающие небо. Неслучайно незабываемые впечатления остаются у путешественников, побывавших на Урале, а поэты посвящают свои стихотворения уральской природе. Возможно, происходит это и потому, что уральская земля хранит тайны, которые всегда хочется разгадать. В народе складываются легенды и предания, посвящённые происхождению гор и озёр. Уральские фольклористы и писатели их записывают, изучают, включают в свои произведения. Так, в 2009г. была издана книга «Легенды Южного Урала». В книгу вошли произведения Павла Бажова, Серафимы Власовой, записи Александра Лазарева, миасской собирательницы фольклора Валентины Усольцевой и многих других.

Наше внимание привлекли два произведения, заглавия которых похожи: «Тайна озера Зюраткуль», «Тайна озера Инышко».  Возникли вопросы, ответы на которые мы бы хотели получить. Кто является автором этих текстов? Что скрывают эти озера? Почему в названии произведений появилось слово «тайна»?

Ответ на первый вопрос оказался более простым: произведения написаны на основе фольклорных текстов. Автором «Тайны озера Зюраткуль»  является Серафима Власова,  собирательница и автор сказов о Южном Урале. Н.А.Капитонова отмечает, что Власову  «называют продолжательницей дела П. П. Бажова»,  появление её произведений «было событием в литературной жизни»: …на основе народных преданий и легенд она создавала интересные поэтические рассказы»[2].

Текст «Тайна озера Инышко» записан  миасской собирательницей фольклора Валентиной Усольцевой, которая еще будучи студенткой увлеклась историей и культурой уральских городов, а затем стала  организатором фольклорно-этнографических экспедиций для школьников [4].  

Другие вопросы, которые нас заинтересовали, стали началом исследовательских изысканий.

Заметим, что поэтика (от греч. поэтике - поэтическое искусство) – это «совокупность компонентов художественной формы произведений (сюжет, композиция, явления языкового стиля, ритм, метрика и рифма)» [6]. В нашем исследовании мы сосредоточим внимание на системе образов, сюжете, мотивах, композиции, позволяющих понять, как создается атмосфера тайны.   

Инышко – это озеро, дно которого привлекает многих любознательных и отважных путешественников, поскольку бытует легенда о кладе, спрятанном на дне озера, о двойном дне и т.д. Моя мама, Виктория Валерьевна Пекарь, рассказала мне, что легенду об озере  Инышко она услышала ещё в 1983 году и вместе с друзьями ныряла за бочкой с золотом, но ничего не нашла...

Название озера имеет несколько толкований, особенно популярно  –связанное с именем некоего Иныша,  являющегося сподвижником Емельяна Пугачева, орудовавшего в здешних местах. История о них  записана многими фольклористами, в том числе С. Власовой,  В. Усольцевой.

Обратимся к текстам.

У С. Власовой в сказе «Пугачевский клад» описываются события, произошедшие на озере.  Иныш – друг и соратник атамана Грязнова, который указал место, то есть озеро,  где можно было спрятать сокровища, отобранные Емельяном Пугачевым у богатеев, чтобы они не достались тогдашней царице, Екатерине Великой. Пугачева казнили, про башкира Иныша больше никто не слышал, а друг его, Бокай, перед смертью поведал своему внуку о спрятанном кладе на дне озера, да болтлив и жаден оказался внук. За эти века много было желающих добраться до бочки с золотом, но до сих пор эта тайна не разгадана, сокровища лежат на дне озера Инышко.

Итак, сказ Власовой предлагает разгадку названия озера: оно носит имя храброго башкира, выступившего против самой великой царицы. Кроме того, подчеркивается, что клад так и остался на дне озера, потому что он не может быть найден корыстными, жадными людьми.

Сказ, записанный В. Усольцевой, имеет сходство с произведением Власовой. Как и в первом сказе, в «Тайне озера Инышко» все события происходили  во времена восстания Емельяна Пугачева, в период царствования Екатерины Второй. В обоих произведениях фигурируют Е. Пугачев и его дружинники, а также те, кто хотел бы овладеть кладом Е. Пугачева. Наиболее отчетливо родство произведений проявляется при сопоставлении мотивов, которые использованы в них. Заметим, что мотив -  «это  мельчайший элемент сюжета,(например, мотив поиска пропавшей невесты, мотив узнавания и др.)»[6], то есть «мотив и сюжет соотносимы как часть и целое».

Общими в сказах «Пугачевский клад» и «Тайна озера Инышко» являются следующие мотивы: 1) противостояние Пугачева и заводчиков; 2) овладение богатством; 3) отказ от него. 

Однако сказ, записанный Усольцевой, связан не с названием озера, (об Иныше не упоминается), а с необычным уровнем воды в этом водоеме. В тексте так говорится об этом факте: «странное дело, уровень воды в Инышке выше, чем в остальных. Хоть бы лежало оно на горе, а то плещется рядом со своими соседями, и вода в нем выше, чем в других озерах».

Итак, загадка, которую изучают ученые, не могла не заинтересовать народ. Так, вероятно, и появились удивительные истории о кладе, который был столь велик, что вытеснил часть воды.  Более подробно проанализируем этот сказ.

Симпатии народа в произведении на стороне  Е. Пугачева. Его войско  состояло из разных людей: русских и  башкир, крестьян и  работников, то есть тех, кто изголодался по счастью и  воле. Коменданты крепостей заставляли пушкарей палить  в войско из пушек. Но Пугачев брал эти крепости, и население встречало его хлебом-солью. Пугачев «нарисован» как справедливый человек, который заботится о судьбе народа.

Анализ текста позволяет утверждать, что одним из мотивов в этом произведении является мотив «испытания богатством». Уральские заводчики решили  откупиться от Пугачева. Собрали золота две бочки и послали к нему со своим человеком. Но Пугачев не взял золото, приказал сбросить его в озеро, т.к. нажито богатство непосильным трудом бедного люда и счастья оно не принесет. «Испытание богатством» Емельян Пугачев прошел.

Обратим внимание на то, что весь сказ превратился в ответ на вопрос о том, почему в озере уровень воды выше, чем в остальных: растворился клад  в воде, «потому что золото то из слез народных собрано было. Вот почему всех выше поднялось озеро Инышко».

Атмосфера тайны создается и с помощью мотива «превращения», который чаще всего используется в сказках: так подчеркивается необычность этого уральского озера.

Итак, сказы об озере Инышко связаны, во-первых, с  тайной заглавия, во-вторых, с загадкой природы. Произведение содержат поэтическую разгадку этих тайн. Построение текста таково, что читатель сначала знакомится с тайной, а потом – с её разгадкой. Волшебство – мотив, который переходит в сказ из сказки и делает произведение занимательным. 

А.И.Лазарев отмечал, что «главное в преданиях – прошлое, но не вообще прошлое, а очень далёкое прошлое, то, что стало таинственным и вызывает воображение». Конечно, необычные заглавия, смысл которых с течением времени забывался, стали основой народных текстов. 

Название озера  – Зюраткуль – получило немало истолкований, как научных, так и поэтических. Известно, что первоначально озеро называлось Юрак-куль. «Куль» - это озеро. А Юрак (й?р?к) – это по-башкирски сердце. По легенде Озеро получило название от горы, носившей тогда название «Юрак-тау"» (в настоящий момент это название носит другая гора – один из шиханов около Стерлитамака), то есть гора-сердце. Как писал П. Паллас, «В углу меж ими находится посредственная гора Сатка-Тау, которая кажется есть отделенная часть большой и пространной вверх по Большой Сатке к югу лежащей горы Юрак-Тау… Юрак-Тау значит сердце-гора, и, кажется, она получила своё название по причине возвысившейся тупой верхушки, которая совсем гола и камениста. На сей горе лежит достопамятное озеро Юрак-Куль, в которое многие впадают ручьи и из которого проистекает Большая Сатка».

В народе считается, что Зюраткуль – озеро потерянного сердца. Это значение поясняется в произведении С. Власовой «Тайна озера Зюраткуль». Сказ переносит читателя в давние времена: «Давным-давно это было. Когда именно, никто не помнит». Зачин похож на сказочный («Жили-Были; в некотором царстве, в некотором государстве), и события, о которых повествуется, удивительные и поучительные.  

Обратим внимание на сюжет произведения: история двух молодых людей стала его основой. Как и в других фольклорных произведениях, положительные герои противостоят отрицательным.

Открывается сказ историей красавицы Амины. Девочка росла в племени охотников и рыбаков, выросла красавицей, но об этом не догадывалась, не сознавала своей необычной красоты  и всем сердцем полюбила юношу Акбулата.  Но однажды, увидев себя в отражении озера, вдруг поняла, что красивей ее нет в стране повелителя Гор. Амина изменилась, стала забывать о своей любви, ее обуяла гордыня, захотела она стать женой правителя гор, Таганая, стоять у него на плечах и доставать руками луну. Не нужен ей стал красивый, но бедный охотник. Каждую ночь она стала приходить к озеру и любоваться собой. В своих мечтах она уже была женой правителя горной страны. Но сердце девушки все же любило только Акбулата, не смогло оно отказаться от юноши.

Далее в тексте очень интересно обыгрывается мотив бессердечия. Создатели сказа как будто задают вопрос:  Зачем сердцу слава и почет? Сердцу нужна любовь.  Сердце выскользнуло из груди девушки и упало в озеро. Амина окаменела от горя, не смогла жить без сердца, а значит без любви.

Итак, не выдержала девушка  «испытание своей красотой», охладела она к красивому юноше.

Согласно народным представлениям, не может торжествовать тот, кто нанёс обиду другому человеку, а потому и Амина наказана. «Сердце девушки, возмущенное изменой, вдруг сильно забилось, больно затрепетало, выскользнуло из груди и растворилось в озере. Амина застыла в немом изваянии, а потом превратилась в каменного истукана. Только вода в нем с тех пор стала всегда холодной и кристально чистой, как вечный укор лучезарной Амине за то, что она охладела к юному Акбулату. И стали это горное озеро называть Юрак-куль, т. е. озеро потерянного сердца или просто сердце-озеро.

Наблюдения показывают, что и этот сказ – попытка разгадать 2 тайны. Первая  тайна связана с заглавием, вторая – с особенностью  озера – кристально чистой и холодной водой.  Фантастика и вымысел и  в этом произведении помогают поддержать таинственность. Превращения происходят с людьми – из молодых и красивых они превращаются в камни.

Превращения происходят с озером. И здесь мы видим мотив, уже знакомый по сказу об озере Инышко – «растворение» чего-либо в озере и изменения, происходящие при этом: холодное сердце Амины растворилось сделало и озеро таким.

Таинственные, необъяснимые явления всегда привлекали человека. Когда-то для того, чтобы получить разгадку, он обращался к науке, а когда-то – к воображению. Фантазия, приходившая  на помощь людям, позволила создать необычные произведения. Некоторые из этих произведений в заглавии сохранили слово «тайна». Именно такими стали два сказа – «Тайна озера Инышко» и «Тайна озера Зюраткуль». 

Изучение «таинственных» произведений, конечно, может быть продолжено, так как Урал богат на загадки и на талантливых людей, рассказывающих об этих загадках.