Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

КРЕАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Мартынова Г.А. 1
1 г. Подольск, МБОУ СОШ № 30
1. http://readme.club/books/141_supermyshlenie.pdf Бьюзен Тони и Барри. Супермышление.
2. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании // Инновационное образование и инженерное творчество. – М., 1995.
3. Дюжева О.А. Развитие речи. Инновационная технология обучения. 5-9 классы. – Волгоград: «Учитель», 2014.
4. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПБ, 1995.
5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
6. В.Н. Янушевский Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие – ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015.

Одной из проблем в образовании сегодня является низкая мотивация школьников к обучению. Эта проблема требует серьезного подхода к поискам путей её решения. Уже несколько лет я работаю над педагогическим проектом, цель которого – создавать благоприятную развивающую среду в процессе обучения через креативные задания и их реализацию. По моему мнению, творчество – это возможность каждого ребенка не только узнать что-то новое и создать своё, неповторимое, но и проявить себя с лучшей стороны. Я убеждена, что творческие задания повысят интерес к любому предмету.

Создание интеллект-карт (диаграмм связи) получил особое признание у подростков. Интеллект-карта – пример эффективного графического запоминания. Она может быть составлена индивидуально или коллективно. Для ее реализации необходимы лишь лист бумаги, фантазия и карандаши, фломастеры или цветные ручки. Принцип создания интеллект-карты следующий: в центре горизонтально расположенного листа размещаем основную идею, понятие; от ядра – центральной идеи – отводим максимум 5-7 веток, иначе карта будет сложной для восприятия. Если же тема требует большего масштаба, то элементы должны быть сгруппированы по какому-либо признаку. Для ассоциативного восприятия можно использовать символы и рисунки. Как правило, я применяю этот метод на уроках методологической направленности, где обучающиеся должны структурировать и систематизировать изученные понятия и алгоритмы. Например, в 6 классе на уроке по теме «Падеж. Склонение имён существительных» школьникам в игровой форме предлагаю отразить материал трёх параграфов в форме интеллект-карты и поучаствовать с ней в конкурсе. Класс разбивается на группы. Каждая группа должна представить свой продукт в соответствии с критериями (логика, структура, содержательность, цвет, иллюстрированность примерами, картинками, рисунками, схемами). Затем интеллект-карты оцениваются представителями других групп по указанным критериям, а самый главный критерий – рассказ материала по карте оппонента. Здесь и выявляются достоинства и недостатки работы групп, которые сами ребята озвучивают. Лучшие работы могут украсить образовательный уголок класса во время продолжения изучения раздела «Имя существительное». Преимущества этого метода в том, что во время творческой деятельности школьники с увлечением работают с информацией и поневоле запоминают материал, воспринимая его на сознательном уровне. К тому же, гордость за то, что результаты труда представлены на всеобщее обозрение, да еще помогают одноклассникам повторять материал, рождает стимул создавать что-то новое, а для этого нужны и хорошие новые знания.

Краткосрочный или среднесрочный проект – еще один метод, способствующий интенсивному включению школьников в процесс обучения и повышающий познавательную активность детей.

В 6 и 7 классах по учебнику Е.И. Никитиной «Русская речь» я планирую уроки на тему «Как создать киносценарий?» Творческому проекту «Лучший киносценарий к фильму» предшествует работа по ознакомлению детей в 6 классе с особенностями этого литературного жанра или повторению материала в 7 классе. После этого создается команда из 4-5 человек, которая составляет свой киносценарий по предложенному тексту, готовит иллюстрации к каждому кадру, озвучивает кадры с помощью Интернет-ресурсов. В соответствии с требованиями ребята выбирают в группах сценаристов, звукорежиссеров, художников-оформителей. Презентацию киносценариев школьники представляют на следующем уроке-кинофестивале. По итогам работы им присуждаются грамоты в номинациях «Лучший сценарист», «Лучший звукорежиссер», «Лучший художник-оформитель», «Лучшая команда».

В 7 классе при изучении темы «Интервью – жанр публицистики» увлекательным получается урок, где ученики представляют краткосрочный творческий проект «Интервью с одноклассником о его хобби». Подростки с огромным интересом готовят подобные задания. При этом они не только осваивают материал урока и совершенствуют свою речь, но и узнают друг о друге что-то новое, а также раскрывают себя для одноклассников в иной ипостаси. Создание и ведение диалога – актуальное задание сегодня в рамках введения итогового собеседования. Постановка и решение личностно значимых задач, на мой взгляд, – это самый действенный способ повышения мотивации к изучению предмета.

Для пятиклассников будут интересны индивидуальные среднесрочные прикладные проекты «Мой словарик орфографических трудностей», «Мой толковый словарик». Рассмотрим подробно алгоритм работы над каждым проектом:

Проект «Мой словарик орфографических трудностей»

Цель проекта: проводить анализ орфографических ошибок, допущенных на письме.

Конечный продукт: мини-словарик орфографических трудностей.

Срок выполнения: один-полтора месяца.

Алгоритм работы:

1. Запись слов, в которых были допущены орфографические ошибки (на занятиях по любым предметам). Минимальное количество слов – 15.

2. Обращение к правилу, повторение, обозначение орфограммы.

3. Составление с каждым из этих слов словосочетания, предложения или текста.

4. Иллюстрирование или подбор картинки, фото.

5. Оформление словарика в любом формате (ученическая тетрадь, альбом, файловая папка-скоросшиватель, электронный словарик).

6. Защита проекта: описать историю работы над несколькими словами (на какую орфограмму была допущена ошибка, в какой ситуации, каким должно быть правильное написание слова, почему, в каком словосочетании, предложении, тексте уместно использовать).

Проект «Мой толковый словарик»

Цель проекта: обогащать словарный запас.

Конечный продукт: толковый словарик.

Срок выполнения: один-полтора месяца.

Алгоритм работы:

1. Запись слов, которые оказались непонятными (на занятиях по любым предметам, а также в разговоре со сверстниками, учителями, родителями и другими взрослыми). Минимальное количество слов – 15.

2. Обращение к толковым словарям (С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова и другим), запись толкования слова.

3. Составление с каждым из этих слов словосочетания, предложения или текста.

4. Иллюстрирование или подбор картинки, фото.

5. Оформление словарика в любом формате (ученическая тетрадь, альбом, файловая папка-скоросшиватель, электронный словарик).

6. Защита проекта: описать историю работы над несколькими словами (в какой ситуации произошло первое знакомство со словом, что оно означает, в каком словосочетании, предложении, тексте уместно использовать).

В 6 классе при изучении темы «Число имен существительных» для закрепления материала в качестве домашнего задания ребята выполняли краткосрочный прикладной проект – словарик имен существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа. Школьники выбирали сами формат представления своей работы: альбомные листы, школьная тетрадь в линейку, электронная презентация и т.п. Кто-то выполнил это задание в рабочей тетради после обычных записей: «Двадцать седьмое сентября», «Домашняя работа»…

Новым привлекательным заданием для обучающихся является создание своего видеоурока по определенной теме, которую предстоит изучить. На занятии класс просматривает видеоурок одноклассника, выполняя задание (например, составляет вопросы по просмотренному фрагменту). Это задание и определяет, грамотно ли поработал с параграфом ученик и правильно ли сам понял материал. В социальной сети ВКонтакте ребята создали группу «Русский язык. Теория», где размещают эти видеоуроки. Просмотр роликов помогает ребятам освоить или закрепить материал на более понятном им языке.

Не менее эффективно мотивирует школьников включение их в проектную деятельность на уроках литературы. Как правило, это творческие групповые проекты. Например, в 5 классе это инсценирование отрывка пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», создание сборника сказок собственного сочинения. В 6 классе это подготовка урока-конкурса выразительного чтения стихотворений русских поэтов, где школьники пробуют себя не только в роли чтецов, но и в роли жюри, самостоятельно разрабатывая критерии оценивания, в роли литературных критиков, звуко-и видеооператоров. Творческим групповым проектом выступает и презентация басни И.А. Крылова (оформление брошюры и инсценирование), создание сборника стихотворений русских поэтов XX века, отражение в рисунке личностного восприятия стихотворения, а в 8 классе – сравнительный анализ стихотворений в виде рисунка-ассоциации. В старшем звене – электронные альбомы стихотворений о любви поэтов XIX века.

Актуальны для школьников и индивидуальные творческие проекты, например, создание странички Вконтакте поэтов, писателей, исторических деятелей, героев произведений, составление их досье, портфолио, резюме. Например, при изучении творчества Д.И. Фонвизина в 8 классе детям было предложено придумать резюме или портфолио драматурга для собеседования при устройстве на должность главного редактора в журнал «Сатирикон». На уроке выбирался издатель журнала, который с помощью импровизации беседовал с Д.И. Фонвизиным, изображаемым обучающимся.

При изучении любого предмета ребенка всегда привлекает что-то необычное, оригинальное. Тогда он готов трудиться даже просто из любопытства посмотреть на результаты своей работы. Но для этого, конечно, необходимо знать изучаемый материал. Креативное задание, таким образом, – отличный стимул для получения новых знаний и их повторения.

Много говорится сейчас о том, как важно обучать языку детей на связных текстах, взятых из оригинальных источников. К сожалению, реальность такова, что современные учебники не отвечают этому запросу и многие упражнения представляют собой предложения, взятые из разных текстов. Поэтому я решаю эту проблему через творчество самих обучающихся: предлагаю им составлять свои связные тексты и решать грамматические задачи.

Составление связного текста не только развивает логику, воображение, фантазию, но и помогает в закреплении теоретического материала. Например, семиклассникам при повторении темы «Деепричастие. Деепричастный оборот» можно предложить написать дома сжатое изложение рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» с использованием деепричастий и деепричастных оборотов.

Для того чтобы ребята лучше запоминали словарные слова, я часто прошу их составить связный текст со словами из учебника, выделенными жирным шрифтом, в определенном порядке.

Успешному усвоению материала способствует и такое задание, как нахождение какого-нибудь языкового явления в художественной литературе, а именно в произведениях, параллельно изучаемых на литературе или недавно изученных. Например, по теме «Предлог» в 7 классе даю задание: найти в рассказах Чехова 5 предложений с производными предлогами, записать их, указать значения предлогов; по теме «Союз» – найти там же предложения с составными подчинительными союзами, записать их, указать значения союзов. По теме «Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение» пятиклассникам надо было найти в рассказе «Муму» И.С. Тургенева 5-7 сложных предложений, выписать их, подчеркнуть грамматические основы и указать вид сложного предложения.

Умению строить письменное высказывание способствует прием «Письмо по кругу». Это очень занимательное и развивающее задание для обучающихся. Оно заключается в том, что класс делится на группы по 4-5 человек, и на заданную тему группы составляют текст: каждый член команды пишет первое предложение текста (начало) и передает свой листок для продолжения своего сочинения следующему участнику группы (по часовой стрелке); задача другого члена команды – составить по смыслу второе предложение и передать дальше, пока листок не вернется к его владельцу. В результате получаются 4-5 текстов по 4-5 (или 8-9, если письмо проходит два круга) предложений (по количеству учащихся в группе) После тексты зачитываются и коллективно рецензируются. Очень важно при этом обращать внимание на классификацию ошибок: речевых, грамматических, стилистических, фактических. Усложнить задание можно, привлекая грамматический материал. Так, в учебниках русского языка УМК под редакцией В.В. Бабайцевой, по которым мы занимаемся уже не один год, есть задания по развитию речи, обозначенные знаком «Перо». Например, в учебнике для 6 класса для подобной работы можно использовать упр. 254 на стр.95 (при изучении темы «Лицо и число глагола»). Задание звучит так: «Составьте небольшой текст по данному началу, употребляя глаголы в форме 2-го лица единственного числа в обобщённом значении: Я очень люблю лес осенью (зимой, в любое время года). Идешь, бывало, по узкой тропинке… Можно использовать глаголы любуешься, смотришь, видишь, встречаешь, остановишься, заметишь, вздрогнешь, станешь, запомнишь, удивишься, услышишь и др. (Лидман-Орлова Г.К., Пименова С.Н. Русский язык. Практика. Учебник. 6 класс. – М.: Дрофа, 2014)

Итак, можно сделать выводы, что повысить интерес обучающихся к изучению любого предмета учитель может с помощью своей фантазии и воображения. Креативное задание рождается только у творчески мыслящего учителя. В творчестве и реализует себя педагог. А значит, в этом нуждается и ученик. Следовательно, и мотивация к предмету будет повышаться.


Библиографическая ссылка

Мартынова Г.А. КРЕАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) // Литературное творчество школьников. – 2018. – № 1. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1051 (дата обращения: 23.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674