Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Кононович Е.Д. 1
1 г. Слуцк, ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», 10 класс
Данильченко О.А. (Слуцк, ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»)
1. Научный журнал «Молодой ученый». Режим доступа: https://moluch.ru/th/7/archive/26/1172 (дата обращения: 15.05.2018).
2 Сказки. Режим доступа: http://narodstory.net/russkie-skazki.php?id=37 (дата обращения: 15.05.2018).
3. Сказки. Режим доступа: http://narodstory.net/russkie-skazki.php?id=8 (дата обращения: 15.05.2018).
4. Студенческая библиотека онлайн. Режим доступа: http://studbooks.net/667792/kulturologiya/takoe_skazka (дата обращения: 15.05.2018).

Деятельность человека оказывает все более ощутимое воздействие на окружающую среду, вмешательство в природу становится все более сложным и трудным, а выявление и применение основных экологических принципов – все более важным для сохранения жизни на планете, в том числе и жизни самих людей.

Человек рано понял, что пользоваться природными богатствами необходимо разумно, не нарушая природных механизмов и сохраняя тем самым основу своего существования.

Как научиться понимать природу и правильно взаимодействовать с ней? Как воспитать экологическое сознание и экологическую культуру? Как помочь справиться с глобальными экологическими проблемами?

Наши предки передавали свои экологические знания из уст в уста. И это нашло отражение в легендах, мифах и сказках.

Наскальные рисунки, сделанные первобытными людьми, свидетельствуют о том, что интерес человека к окружающему миру был далек от простого любопытства. Корни экологического знания уходят в глубокую древность.

Большое количество сказок сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. В каждую новую эпоху сказка дополнялась определенным материалом, который передавал отношение человека к миру.

Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отражается жизнь народа, его отношение к окружающему миру.

Сказки можно смело назвать одним из наиболее эффективных средств воспитания человека. Ни для кого не секрет, что дети обучаются в игре, а сказка – это та же игра, только игра в воображении. Ребенку гораздо проще объяснить с помощью сказок многие сложные для его возраста вещи. А то, что он усвоил в детстве останется с ним и во взрослой жизни.

Для своего исследования я выбрала две очень известные русские народные сказки «Журавль и цапля» и «Лиса и журавль». Их читают и рассказывают самым маленьким детям для воспитания чувства дружбы, доброты, честности и порядочности. Попутно эти сказки учат ребят экологической грамоте. Какой? Давайте рассуждать …

Сказка «Журавль и цапля» – сказка о двух внешне похожих птицах, со схожим образом жизни и способом питания, которые пытаются создать семью. Но у них ничего не получается. Почему?

kon1.tif

Цапля серая

kon2.tif

Журавль серый

Давайте вспомним, как в природе самцы цапли и журавля ухаживают за самками.

Серая цапля. Самец серой цапли первым приступает к постройке гнезда и, проделав небольшую работу, начинает призывать самку. В это время самец, стоя на гнезде, раскрывает крылья, запрокидывает голову, направляя клюв вверх, и издает особые каркающие крики. Прилетевшую самку он сначала бьет и отгоняет от гнезда и такой ритуал повторяется несколько раз. Чем позже прилетит самка, тем охотнее и быстрее самец подпускает её. Если она прилетает через примерно две недели после начала постройки самцом гнезда, то пара образуется сразу, без ритуала отпугивания самки. Готовность к спариванию выражается в том, что самец начинает щипать клювом прутья, из которых сложено гнездо; если самка начинает в ответ проделывать то же самое, птицы спариваются и достраивают гнездо вместе.

Серый журавль. Весною самец серого журавля весьма своеобразно ухаживает за самкой. В это время птица совершенно преображается. Обычно журавль очень степенен и даже важен. Он ходит медленно, широкими шагами, время от времени вытягивает шею, озираясь вокруг, спокойно наклоняется, склевывая что-нибудь на земле, и вообще не проявляет никакой суетливости. Ухаживая за самкой, он начинает «танцевать». Птица подскакивает на одном месте, пушит «хвост», закидывает голову на спину, приседает и, развесив крылья, ходит и прыгает вокруг самки. Эти резкие, порывистые и неуклюжие движения совсем не идут к важной птице, и на нее в это время нельзя смотреть без смеха. Такие же пляски журавли иногда устраивают и прямо с прилета, в стаях. В них иногда принимает участие много птиц сразу. Весьма забавен журавль, когда ласкается к журке.

Теперь понятно, что самцы цапли и журавля по-разному ухаживают за самками.

В сказке журавль сватается к цапле, цапля к журавлю, а согласия нет. «Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку проторили, а пива не сварили».

А всё потому, что «разговаривают они на разных языках».

Таким образом, в сказке «Журавль и цапля» отражены взаимоотношения разных видов птиц. В природе у серого журавля и серой цапли разное поведение при создании пары. Попросту они по-разному ухаживают за самкой и поэтому не могут, как и в сказке понять друг друга.

Сказка «Лиса и журавль» – это сказка о двух животных, лисе и журавле, которые пытались подружиться и даже ходили, друг к другу в гости. Но у них ничего не вышло. Почему?

Предлагаю порассуждать…

kon3.tif

Журавль серый

kon4.tif

Лисица обыкновенная

Во-первых, лиса хищный зверь и никогда не упустит случая поймать птицу, которая оказалась на земле, а также уничтожить кладку яиц или нелетающих птенцов. Следовательно, она является естественным врагом серого журавля. «Мирное» существования лисы и журавля в природе невозможно, как и в сказке.

«Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь»

Во-вторых, у лисицы и журавля различные приспособления для употребления пищи (разное устройство ротового аппарата).

Рацион питания серого журавля очень широк, но преобладает растительная пища – семена, побеги и корешки растений. Кроме того, он питается насекомыми, реже лягушками и мелкими грызунами. Птенцы – в основном насекомыми, так как те содержат большое количество необходимого им белка.

Лисица, хотя и типичный хищник, питается самой разнообразной пищей. Среди поедаемых ею кормов более 300 видов одних только животных, не считая нескольких десятков видов растений. Однако все-таки основу ее питания составляют мелкие грызуны. В летние месяцы почти повсеместно лисы охотно поедают массу жуков и других беспозвоночных. Растительные корма – плоды, фрукты, ягоды, реже вегетативные части растений – входят в состав пищи едва ли не всех лисиц. Таким образом, некоторые виды корма серого журавля и рыжей лисицы сходны.

Однако способ для употребления пищи у этих животных различный, что и отражено в сказке.

« – Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал – ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела….»

«… – Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел».

Таким образом, в сказке «Лиса и журавль» я выявила два экологических момента: межвидовые отношения и различные способы употребления пищи.

Заключение

Сказки – это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные художественные повествования. Они не повторяются больше ни в каком другом жанре фольклора. И теперь, в век, переступивший порог самых смелых мечтаний, древняя тысячелетняя сказка не потеряла своей власти над людьми. Они и сегодня учат детей и взрослых доброму отношении к людям и природе.

Проведя исследование двух русских народных сказок («Лиса и журавль» и «Журавль и цапля») можно сделать вывод: народные сказки учат не только нормам поведения людей, но и основаны на наблюдениях за природой и содержат глубокий экологический смысл.

Вдумчивое чтение народных сказок помогает детям и взрослым изучить в увлекательной форме окружающий их мир.


Библиографическая ссылка

Кононович Е.Д. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА НАРОДНЫЕ СКАЗКИ // Литературное творчество школьников. – 2018. – № 3. – С. 46-48;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1112 (дата обращения: 31.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074