Всем, положившим жизнь святую
За Русь, за веру, за Христа,
Господь воздаст. Мы ж песнь простую
Им воспоём у их креста.
Мы царских мучеников имя
Достойно в должный час почтим;
А ныне честь, Христа во имя,
Елизавете воздадим... (Т. Солозобова)
Ежегодно 18 июля православная Церковь чтит память святой преподобномученницы Елизаветы. В этот день великая княгиня Елизавета Федоровна Романова приняла мученическую смерть от рук безбожников, захвативших власть в России. Жизненный путь и смерть великой княгини Елизаветы Федоровны были истинным воплощением духовного подвига.
Будущая великая княгиня Елизавета Федоровна родилась в семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Домашние звали ее Элла. Ее душевный мир слагался в кругу согретой взаимной любовью семьи. Мать Эллы заронила в юное сердце зерна чистой веры, глубокого сострадания к плачущим, страдающим, обремененным. На всю жизнь в памяти Эллы остались воспоминания посещения больниц, приютов, куда она привозила огромные букеты цветов со словами: «Теперь вы обязательно поправитесь!» [2].
Утро Эллы начиналось с молитвы: она спрашивала у Бога, как ей лучше прожить этот день, как быть терпеливой. Она благодарила Бога за прожитый день и обещала завтра стать лучше и совершеннее, чем сегодня…
Промысел Божий привел будущую княгиню в Россию, которую она приняла всем сердцем и полюбила настолько, что разделила веру и судьбу своей новой Родины. 3 июня 1884 года принцесса Гессенская Елизавета обвенчалась с великим князем Сергеем Александровичем и стала великой княгиней Елизаветой Федоровной. Для великой княгини все было новым: и язык, и быт, и особенности православной веры. В православном храме она сразу же ощутила живое присутствие Христа. Она видела, какими люди входили в храм, и с какими лицами выходили после причастия. Как хотелось Елизавете Федоровне стать причастной этой тайне! И с каждой минутой в ней зрело желание перейти в православную веру.
В 1880-х годах Сергей Александрович и Елизавета Федоровна побывали в Иерусалиме. Гефсиманский сад, Голгофа, гроб Господень – сам воздух освящен здесь Божиим присутствием. «Как бы я хотела быть похороненной здесь,» – скажет она [2]. Этим словам суждено было сбыться…
25 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елизаветой Федоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. Несмотря на то, что Елизавета Федоровна была супругой генерала-губернатора Москвы, ее душа стремилась к делам милосердия. Она помнила завет матери: самый близкий путь к Богу – самоотречение и служение ближним. Бедные, испуганные, забитые дети трущоб не вызывали в ней брезгливости. Каждый день она привозила им еду, деньги, одежду. Самых маленьких брала на руки, целовала им пальчики и называла «мой ангел»[1, с. 48].
Когда началась русско-японская война, Елизавета Федоровна отправляла на фронт Евангелия, иконки, молитвенники. Она знала силу молитв и на себе ощутила помощь святых.
8 февраля 1905 года случилось страшное: в карету, где находился великий князь, бросили бомбу. Мужество, с которым Елизавета Федоровна встретила смерть мужа, поразило многих. На третий день после смерти мужа она отправилась в тюрьму, где содержался убийца-террорист Иван Каляев. Она приехала с единственной целью: от имени своего мужа передать ему прощение и помочь раскаяться в содеянном. Однако Каляев от покаяния отказался. После гибели мужа в глубине души княгиня Елизавета Федоровна уже решила посвятить всю оставшуюся жизнь Богу.
Великая княгиня приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом на Большой Ордынке в Москве. Здесь она основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, посвященную святым женам-мироносицам Марфе и Марии.
В одном из домов была устроена столовая для сестер, в другом—церковь и больница, рядом – амбулатория для приходящих больных.
Настоятельница Марфо-Мариинской обители все силы своей сострадательной души устремила на помощь больным и немощным людям, но считала, что главное все же не больница, а помощь бедным и нуждающимся.
Одним из главных мест бедности, которому великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок. Это была громадная площадь, опоясанная старыми двух и трехэтажными зданиями, в которых проживало несколько тысяч человек. Население Хитровки состояло из нищих, бродяг, воров, беглых преступников. Весь этот поселок тонул в грязи. Дети здесь рождались для того, чтобы потом всю недолгую жизнь провести в нищете, грязи и преступлениях.
Великая княгиня сознавала, что она не в состоянии сама преобразить Хитров рынок, поэтому старалась спасать главным образом несчастных детей Хитровки. Ее ноги, ходившие раньше по мягким коврам дворцов и изящно танцевавшие мазурку и полонез, теперь в грубых ботинках месили грязь переулков Хитровки! Ужасные запахи нечистот, грязные лохмотья, жаргонный язык – не пугали ее. Она в каждом несчастном жителе этого района видела образ Божий. Она говорила: «Подобие Божие может быть затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено» [3, с. 120].
Елизавета Федоровна уговаривала родителей передать ей детей для воспитания. Некоторые внимали душевным словам матушки и отдавали детей. Детей устраивали в общежития, где следили за их здоровьем, развитием и воспитанием. Все население Хитрова рынка знало и уважало великую княгиню и ласково называло ее «матушкой» [3, с. 120].
С начала первой мировой войны матушка Елизавета организовала помощь фронту: формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елизаветы Федоровны. Она видела, в какую пропасть летела Россия и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.
В апреле 1918 года Елизавету Федоровну арестовали. Последние месяцы своего земного пути Великая княгиня провела под арестом в помещении школы на окраине уральского города Алапаевска. Она понимала, что конец близок и поэтому все время посвящала молитве: в ней она находила терпение и силу перенести грядущие страдания.
Ночью 18 июля, великую княгиню с другими узниками – членами Императорского дома – сбросили в глубокую шахту старого рудника. Забросав шахту ручными гранатами, чекисты уехали. Один из свидетелей зверского убийства слышал из глубины шахты пение Херувимской песни – ее пели новомученики российские перед вратами вечности.
В 1921 году сложнейшим путем, через Китай и Египет, гроб Елизаветы Федоровны перевезли в Иерусалим. Как и хотела Елизавета Федоровна, она покоится в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
В Москве, на Большой Ордынке, снова возродилась Марфо-Мариинская обитель. Возле храма Марфы и Марии стоит белая статуя прекрасной молодой женщины в монашеском облачении. Рядом с ней всегда цветут фиалки...
В 1992 году Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых Великую княгиню Елизавету Федоровну. В молитвах, обращенных к святой Елизавете, православные называют ее «Красотой Церкви Российской».
Великая княгиня Елизавета Федоровна говорила: «Разве трудно оказать участие человеку в скорби: сказать доброе слово – тому, кому больно; улыбнуться огорченному, заступиться за обиженного, умиротворить находящихся в ссоре; подать милостыню нуждающемуся… И все такие легкие дела – если делать их с молитвой и любовью, сближают нас с Небом и Самим Богом» [1, с. 76].
Действительно, разве трудно?..
Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета, моли Бога о нас!..
Библиографическая ссылка
Богданова А.В. КРАСОТА ЦЕРКВИ РОССИЙСКОЙ: О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИ3АВЕТЫ ФЕДОРОВНЫ // Литературное творчество школьников. – 2018. – № 4. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1120 (дата обращения: 23.11.2024).