Добрый день, уважаемая редакция газеты «Смоленск православный». Пишет вам ученица 8 класса Усвятской сельской школы Оторвина Виктория.
В школе я посещаю творческое объединение «Истоки», цель работы которого – изучение истории и традиций русского народа своего края, знакомство с народной культурой.
У каждого из нас есть свой милый уголок земли, где когда-то были сделаны первые шаги, услышаны колыбельные песни матери. У меня тоже есть такой уголок – деревня Усвятье Дорогобужского района. Мы, участники объединения «Истоки», совершая фольклорные экспедиции и походы, стараемся приобщиться к неисчерпаемому источнику народной фантазии и мудрости, обогатить знания о родных местах и сохранить жемчужины «живой воды».
В преддверии православного праздника Вербное воскресенье мне хочется с вами поделиться своими мыслями, чувствами, впечатлениями.
В доме праздник, и это прекрасно! Праздник – это состояние души, когда радость переполняет тебя и хочется любить всех, хочется дарить всем душевное тепло и бесконечное счастье.
Вербное воскресенье мы празднуем на шестой неделе Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день православная церковь отмечает двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим.
Иисус Христос двигался со своими учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, для празднования Пасхи. Народ с радостным чувством приветствовал Иисуса Христа. Люди устилали дорогу своими одеждами , пальмовыми ветвями и пели хвалебную песню: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Я выяснила, что древнее слово «осанна» употреблялось для выражения радости, подобно нынешнему: «Ура!», «Да здравствует!» Приветствие народа означало: «Да здравствует идущий от имени Господа, от Бога посланный!» Причиной такой радости народа при встрече Христа были совершенные Им чудеса: исцеления больных, воскрешение мертвых.
Двигался Иисус Христос на осле, показывая тем самым, что он появился в Иерусалиме с добрыми намерениями, ибо на Востоке въезжать на осле – знак мира.
В Древней Руси вместо пальмовой ветви использовалась верба, которая и дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Цветоносная, Пёстрая) неделя», «Вербница», «Вербич».
Верба, верба – наша пальма –
Ты на вид совсем проста!
Но тобою мы встречаем
К нам грядущего Христа.
Накануне праздника мы с бабушкой, Оторвиной Аллой Ивановной, старожилом деревни Усвятье, идём к Святому ручью, чтобы наломать белоснежные веточки вербы. По дороге бабушка рассказывает легенду об этом удивительном месте: «Давным-давно выше по склону стояла церковь. Подземные ключи подмыли её берега, и церковь провалилась, ушла под воду. На этом месте образовалось небольшое озеро. Если нырнуть в него, то невозможно достать дна, зато можно услышать печальный звон колоколов. Из этого озера и берёт начало Святой ручей. А ещё говорят, что у Святого ручья стали селиться люди и назвали своё поселение Усвяты (у святыни). Отсюда и название нашей деревни – Усвятье».
Мы и не заметили, как добрались до загадочного родника. А вот и дерево, обласканное первыми лучами солнца и напитанное вешними водами.
– Вот она верба – символ весны, Божье дерево! – по-детски радуется бабушка.
– А почему ты вербу Божьим деревом называешь? – с любопытством спрашиваю я.
– Христова печальница она, – оттого и почёт ей такой, что в Церкви Божией с ней стоят…это в народе так сказывают. Раньше всех она зацветает – своих ягняток на свет Божий выпускает. У нас в деревне сказывают, когда распяли Христа на кресте, стемнело небо, гром ударил, вся трава к земле приникла. Верба не вынесла скорби – к земле склонилась и увяла. Три дня и три ночи прошли – воскрес Господь-Батюшка наш Милосердный. Увидал Христос, что верба завяла, поднял Он её, и зацвела верба краше прежнего. Сказал Господь: «За великую скорбь будь вестницей моего воскресения. Зацветай раньше всех, ещё листвой не одеваючись».
Я осторожно ломаю веточки вербы, боясь навредить этому святому дереву.
Бабушка учит меня: «Внученька, выбирай дерево молодое и крепкое, смотри, чтобы на ветках не было болезни. Склонённые до воды ветви не трогай, а то обидишь водяных и русалок. Моя мама мне рассказывала, что русалки отдыхают на этих ветках по ночам».
Рано утром, в Вербное воскресенье, мы с бабушкой едем в город Дорогобуж, в церковь Петра и Павла. С утра на Богослужение сходятся все – и стар и млад. Бабушка говорит: «Грех не пойти в церковь, когда святят вербу».
Все прихожане стоят в храме с букетиками вербы – первыми вестниками весны. Вот батюшка после службы и молебна идет по храму и кропилом брызжет на людей, протянувших руки с вербой к священнику. Попав в полосу света, падающего в храм через узкие окна, капли святой воды вспыхивают и сверкают, как жемчуга.
Когда кончится служба и священник окропит ветки вербы святой водой, мы, дети, стараемся поскорее найти и проглотить по девять «котиков» ,чтобы горло не болело. Затем взрослые обязательно касаются ветвями детей и приговаривают:
Верба-хлёст, бей до слёз.
Не я бью – верба бьет!
Будь здоров, как вода,
Сильный, как ива,
Богатый, как земля.
Бабушка шепчет ласково: «Не бойся, деточка, я тебя хлестаю, чтобы очистить от сглаза да отвести хворь».
Радостные и воодушевлённые, возвращаемся мы в родную деревню. Чтобы защитить свой дом и семью от несчастья, освящённую вербу мы с бабушкой сажаем у крыльца. Бабушка приговаривает: «Чтобы росла Богу на славу, а нам, людям, на помощь». Несколько веточек вербы бабушка ставит у иконы, чтобы оберегала избу целый год. На память приходят строки:
Вербочки пушистые,
Серо-золотистые,
В Воскресенье Вербное мы приносим в храм,
Веточки узорные,
В храме освященные,
Дома, по обычаю, ставим к образам.
Бабушка говорит, что верба на Руси считалась лучшим лекарством от головной боли, в детстве она носила «барашки» под платком, и боль уходила.
Бабушка аккуратно поправляет веточки Божьего дерева и продолжает свой занимательный рассказ:
– С давних времен существует поверье в деревне Усвятье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки, считаются целебными, имеют волшебную силу. Поэтому существовал у нас в округе обычай – выгоняя впервые коров на пастбище, благословляли их освящённой вербой, чтобы животное держалось стада, чтобы всякая нечисть не цеплялась.
Бабушки наши запекали пушистые почки вербы в хлебцы и угощали ими всех, кто в гости приходил. А называли такие хлебцы «барашками». Ели, угощались, силы набирались. А у кого этот хлебец с вербной шишечкой окажется, тому в следующем году суждено счастье. У нас в деревне считалось, что верба, брошенная в огонь, усмиряет пламя. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град.
На Вербное воскресенье в нашем селе Усвятье устраивали вербные базары. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить всевозможные сладости и игрушки, свистульки и пищалки. На базаре проводились народные игры, которые называли «вербными». Весёлое хлестание друг друга ветками вербы проходило от всей души. Из игры выбывали те, у кого быстрее слетят с веточки пушистые вербные почки.
Расскажу тебе, внученька, про игру «Малечина- калечина». Слушай внимательно, а потом созывай подруг, вместе играть будем.
У каждого игрока в руках веточка вербы. Выбирался ведущий, и все произносили следующие слова: «Малечина-калечина, сколько часов осталось до вечера?»
Дети ставили веточки на свои ладони. Пальцами другой руки нельзя было поддерживать «калечину». Чтобы ветка не упала, необходимо было делать движения рукой и всем телом. Как только дети ставили веточки, ведущий начинал считать: «Раз, два, три…» Выигрывал тот, кто дольше продержал веточку.
Мы, взрослые, наравне с детьми выходили на улицу, шли на вербную ярмарку, веселились и радовались приходу весны. Такое оно – Вербное воскресенье!
Бабушка заканчивает свой рассказ и приглашает всю семью к праздничному столу. Мы поздравляем друг друга с праздником, с наслаждением пробуем бабушкин постный пирог с душистыми «барашками» вербы.
«Смотрите, родные, дождик на Вербное пошёл – быть богатому урожаю, – радостно произносит бабушка, оценивающе глядя в окно, – весна идёт».
И вот сейчас за праздничным столом, в кругу дорогих моему сердцу людей, чувствуется тепло Божьего присутствия, оно всюду. На душе становится легко. А пост идёт, и весна идёт. С каждым днём всё вокруг становится прекраснее. В сердце вселяется радость.
С уважением юный краевед Оторвина Виктория
Библиографическая ссылка
Оторвина В.М. ПИСЬМО В ГАЗЕТУ «ВСЯКАЯ ДУША ПРАЗДНИКУ РАДА. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОЛЬКЛОРА РОДНОГО КРАЯ) // Литературное творчество школьников. 2018. № 4. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1164 (дата обращения: 24.05.2025).