Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми,кто смотрит телевизор.
Здравствуйте, уважаемый незнакомый читатель! Позвольте Вам представиться, я Ваш современник, ученик 11 класса Николай Запорожан. А знаете ли Вы, уважаемый читатель, что в 2018 году исполняется 65 лет знаменитому роману американского писателя Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». 451 градус по Фаренгейту – это температура воспламенения бумаги. Основная идея произведения: сжечь книги, сжечь духовное наследие человечества. А как же душа? Как ей быть в этом мире, бездуховного существования?
Роман со сложной «судьбой», его запрещала цензура, его редактировали, исправляли, урезали, но вот 65 лет, он находит своих читателей. Эта книга оставила в моей душе и в моём сердце глубокий след. Роман о людях. Каждый в книге находит частичку себя, получает с помощью книги ответы на волнующие душу вопросы, или же прочитанное дает повод начать задавать эти самые вопросы.
Брэдбери рассказывает нам о гипотетическом тоталитарном обществе, опирающемся исключительно на потребительское мышление и массовую культуру. Все книги, потенциально способные заставить людей задуматься о жизни, надлежит сжечь. Даже хранение литературы становится настоящим преступлением, а способные критически мыслить люди – преступниками. Так называемые «пожарные» сжигают все обнаруженные книги вместе с домами их провинившихся владельцев. Это фантастика?! Читатель, очнись! Книги существуют, чтобы напомнить нам, какие мы дураки и упрямые ослы – как в точку! Это про нас писал Брэдбери, не позволяйте этому произойти.
Как жаль, что я не могу встретиться с мастером, поговорить, задать вопросы, высказать свои мысли, а их так много! В 2012 году Брэдбери не стало, всего шесть лет назад. Я был в 5 классе, еще не прочитал роман. А сейчас, я считаю, что Брэдбери -пророк! Основной жанр, в котором он творил – фэнтези. Так я тоже могу пофантазировать и взять интервью у великого мастера антиутопии 21 века!
Интервью с Рэем Брэдбери, с писателем и человеком.
Николай Запорожан: Здравствуйте, господин Брэдбери, я, Николай Запорожан, могу обращаться к вам – Дуглас? Это второе ваше имя, которое Вы получили в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса.
Рэй Дуглас Брэдбери: Да, мой юный друг, я с интересом готов ответить на все твои вопросы!
Николай Запорожан: В 1933 году Гитлер, выступая перед солдатами вермахта, сказал: «Я освобождаю вас от химеры, под названием совесть! И целые легионы «освобожденных» ринулись уничтожать человечество, жечь книги, противоречащие идеологии фашизма. Гори Гейне! Гори Гегель, Гете! Не эти ли исторические факты стали идей романа «451 градус по Фаренгейту»?
Рэй Дуглас Брэдбери: Отчасти. Я хорошо помню время фашизма, страшное время, коричневая чума уничтожала не только человека, но и человеческое в нем! В дни моей юности, я был плодотворным писателем, были написаны многие рассказы, статьи. Но в какой-то момент, я понял, что в моих работах нет той жизненной силы, которая дает человеку надежду на лучшее. Я сжёг все свои труды. В то время написал: «Я сжёг два миллиона слов!». Это был акт очищения, он позволил мне подняться на другой, более качественный уровень творчества. Тогда и появился мой роман «451 градус по Фаренгейту».
Николай Запорожан: Справедливости ради стоит отметить, что до революции в нашей стране было нечто подобное некоторым эпизодам Вашего романа. Так, знаменитый русский писатель Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» (1926) описывал, как в обязанности пожарных (!!!) одной из московских частей (район Сущёво) было вменено сжигать книги, запрещённые цензурой. Не правда ли, поразительное совпадение, наводящее на мысль – а не читали ли Вы, Дуглас, Гиляровского?
Рэй Дуглас Брэдбери: (Смеется) Нет, мой юный друг! Просто думающие люди, на многие вещи смотрят одинаково, анализируют, переживают. Преимущество писателя заключается в том, что он может своими мыслями и переживаниями поделиться с читателями, я думаю, так и произошло. И еще, Владимир Гиляровский, человек, возможно, близкий мне по духу, по мысли!
Николай Запорожан: Дуглас, почему жанр – антиутопия?
Рэй Дуглас Брэдбери: Антиутопия – это литературное произведение о воображаемом будущем с критическим к нему отношением, литературно-фантастический гротеск, общество нежелательное, пугающее, что, безусловно, отвечает логистике моего романа. Антиутопия, под которой следует понимать художественную литературу, где обязательно фигурирует разоблачение отрицательных тенденций некоторых сфер общества и государства.
Николай Запорожан: В 1950-1957 годах в США активно существовало в общественной жизни движение маккартизм. Я читал, что в вашем произведении нашли отражение идеи маккартизма?
Рэй Дуглас Брэдбери: Маккартизм – это общественное движение, которое удостоилось звания целой эпохи в американской истории, но отнюдь не лучшей. Политика была направлена против советских шпионов в Америке, левых деятелей и организаций, всех тех, кто хоть как-то был связан с коммунизмом. В чем состояла сущность маккартизма? Это политические репрессии против граждан, настроенных антиамерикански, и обострение антикоммунистических настроений. Течение получило свое название по имени Джозефа Реймонда Маккарти – сенатора от штата Висконсин, который придерживался крайне правых взглядов. Идеи маккартизма нашли отражение в романе в протестном движении книжников, хранивших тексты книг в сознании. Там никто их не найдет!
Николай Запорожан: Меня немного смутило ваше упоминание в романе Вавилонской башни. Как вы можете объяснить такую связь, между библейским преданием и отношением современного общества к книгам?
Рэй Дуглас Брэдбери: Тут всё достаточно просто, мой юный друг. Согласно преданию, Вавилонскую башню создал единый народ, говоривший на одном языке, живший в гармонии. Строительство башни прервал Бог, сотворив новые языки для разных людей. Человечество утратило гармонию, люди не понимали друг друга, были сбиты с толку. В бессилии продолжать строительство башни, народ расселился по всей земле. В нашем современном мире это предание полностью идентифицирует отношение общества к книгам, ведь люди разучились мыслить, перестали иметь собственное мнение. Правительство полностью взяло под контроль человеческое существо, его разум. Книги, для современного общества, противоречат друг другу и сбивают с толку.
Николай Запорожан: Сюжет романа несет идею -сжигать книги! А не проще просто их не читать? Так поступает большинство моих знакомых! Книга умирает не тогда, когда в огне сгорают ее страницы, а когда ее забывает читатель! 21 век изобрел более изощренные способы одурманить человечество: подправить школьную программу, изменить систему оценки знаний, сместить акценты в учебниках, умолчать.… Неужели наступят времена, когда человеку дадут линованную бумагу, а он не сможет написать не только поперек, но и вкривь и вкось, потому как ему будет не о чем писать!
Рэй Дуглас Брэдбери: Мы всего лишь обложки книг, предохраняющие их от порчи и пыли, – ничего больше. Там, где они сжигаются, нет места бунтам и недовольствам. Общество, не способное мыслить, легко управляемо правительством, вот почему в условиях тоталитарного режима литература запрещена законом, от чего она подлежит немедленному уничтожению. Главная тема романа – роль книги в жизни человека. Проблема бездуховности так же рождается из-за отсутствия книг и изобилия «информационного фастфуда». Моральные ценности, в результате, заменяются потребительскими. Люди все чаще в выборе между книгой и развлекательным видео выбирают второе, уровень образованности населения падает, за счет чего происходит массовая деградация и развивается неспособность мыслить, влекущая за собой застой в каждой сфере деятельности человека. Вместо того чтобы самому узнать, а заодно и проверить, те сведения, которые так удобно и просто подаются на экранах, зритель довольствуется поверхностной картиной мира. Итак, зачем книги, если есть телевизор. И все-таки не сожжённые книги это другое, человечество может одуматься, на что я ,безусловно, надеюсь, и найдет книги в пыльных библиотеках, старых шкафах, и прочитает!
Николай Запорожан: Вы предсказали, что действия романа произойдут через 500 лет, но я думаю, Вы ошибаетесь, достаточно двух поколений! Меня удивляет, почему Вы фетишируете бумажный текст?
Рэй Дуглас Брэдбери: В настоящее время всё более активно используются электронные книги. Я к ним отношусь отрицательно, и даже какое-то время запрещал издавать роман «451 градус по Фаренгейту» в электронном виде. Как, мой юный друг, объяснить магию прикосновения к страницам любимых книг, запах типографской краски, навевающий образы сюжетных линий произведений, электронный носитель лишает читателя этой роскоши!
Николай Запорожан: Репортёр Хейли Цукаяма в статье «Фантазии Рэя Брэдбери: десять предсказаний, которые сбылись» привела множество примеров различных устройств настоящего времени, появление которых было «предсказано» в Вашем романе «451 градус по Фаренгейту». В частности, «Ракушки» напоминают современные гарнитуры для мобильных телефонов, телевизорная стена – плазменные телевизоры, а механические банковские роботы – простые банкоматы. Идея видеонаблюдения также присутствует в романе. Стены их домов – кинескопы, позволяющие сутки напролёт смотреть бессмысленные сериалы и телепередачи, а также общаться в аналоге «скайпа» с роднёй и друзьями (буквально так – надевая наушники! Книга, напоминаю, написана 65 лет назад!) Мне кажется удивительной и чисто техническая сторона романа:
– портативный радиоприёмник (типа «Ракушка», появившийся только 26 лет спустя);
– модели телевизоров: от переносных миниатюрных, до ТВ размером со стену (современные панели, появившиеся только лет 20 назад). При этом телевизоры были не только «в цвете, но и в объёме» (то есть 3D)?! Как?! Уважаемый мастер, Вы хотели предупредить читателей, что такими вещами нельзя злоупотреблять?
Рэй Дуглас Брэдбери: Теория социального развития тесно связана с ролью техники в человеческом обществе. Американские критики даже обвинили меня в предубеждении против технологии, в «технофобии». От некоторых моих произведений складывается впечатление, что я настроен к технике враждебно. Это не так, у меня множество рассказов о технике. Одни написаны с целью предостеречь, другие – чтобы заставить почувствовать прелесть жизни, облегчённой машинами. Итак, роман «451 ° по Фаренгейту» наглядно иллюстрирует конечный этап развития техносферы – этим словом называют совокупность всей технологии, существующей на земле, достигшей того уровня развития, когда она выделилась в самостоятельную сферу жизнедеятельности человека.
Мой юный друг, хочу поделиться информацией из серии курьезов.
Я писал свои произведения при полной увлеченности, каждое утро, заставляя себя работать. «Для того чтобы научиться писать, надо писать». Так, перечитывая роман спустя продолжительное время с его выхода в свет, я понял, что имя главного героя (Монтэг) идентично названию компании, производящей бумагу, тогда как Фабер, который по сюжету книги является его идейным сторонником, – это марка производителя карандашей.
Николай Запорожан: А что касается механического пса, которого вы, Дуглас, в своей книге обозначили усовершенствованным ружьем, самонаходящим себе цель и атакующим без промаха, ведь уже сегодня, наш мир не раз слышал об самонаводящихся ракетах, торпедах, бомбах. Вам многое удалось предвидеть в грядущих переменах. Однако, не все ваши предсказания свершились. Я читал, что вы мечтали о городах на Марсе, так почему же, по вашему мнению, человечество, со всеми своими возможностями, до сих пор не покорило красную планету?
Рэй Дуглас Брэдбери: Потому что люди – идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде Iphone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру... Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением – пить пиво и смотреть сериалы.
Николай Запорожан: То есть, вы считаете, что наше поколение безнадежно?
Рэй Дуглас Брэдбери: «451 градус по Фаренгейту» – это хроника «процесса перемен». Не всё ещё потеряно. Трудно искоренить человеческое естество, люди и теперь продолжают чего-то искать, к чему-то стремиться. Иные, слабые, погибают, а иные встают на новый путь – мучительных поисков смысла бытия.
Николай Запорожан: В этом году вашей книге исполняется 65 лет! Дуглас, вы знаете, что в честь этого события режиссер Рамин Бахрани снял новую экранизацию «451 градус по Фаренгейту» и выдвинул свой способ сохранения духовного наследия человечества. В современной версии, содержимое книг решили утаить от пожарных более надежным методом, нежели заучивание текстов наизусть. Заговорщики поместили информацию из книг в ДНК птиц, чтобы «сокровищница знаний» никогда не была придана огню. Что вы думаете по этому поводу?
Рэй Дуглас Брэдбери: Я рад, что спустя столько лет человечество продолжает развивать эту тему. Задумка с переносом книг в ДНК птиц поистине удивительна. Благодарю тебя за данную информацию, теперь я уверен, что пока мой роман читается, он будет находить новые воплощения идей, а значит, будет жить!
Николай Запорожан: Спасибо и Вам, Дуглас, за то, что ответили на интересующие меня вопросы! Я, читающий человек, я люблю книгу, печатное слово! Уважаемый Мастер, я обязательно расскажу своим друзьям о ваших книгах, фильмах, снятых по их мотивам. Я согласен, ваше творчество будет жить вечно, пока есть читающие люди!
Итак, вернувшись в реальность, хочу отметить, что «451 градус по Фаренгейту» – роман – пророчество! Читатель, над этим миром витает зловещий призрак грядущей катастрофы! Читатель, поглядите на свои книжные полки – там слова, мысли умных людей. Книги говорят их голосами и вся мудрость мира жива! Однажды, я увидел на свалке томик Достоевского и задумался, а не сделан ли уже нами первый шаг к висящему на стене огнемету! Читатель, помните, где выбросив книги за ненадобностью, там, на свалке окажутся и люди!
Библиографическая ссылка
Запорожан Н.М. ИНТЕРВЬЮ С РЭЕМ БРЭДБЕРИ, С ПИСАТЕЛЕМ И ЧЕЛОВЕКОМ (ПО СТРАНИЦАМ РОМАНА «451 ГРАДУС ПО ФАРЕНГЕЙТУ») // Литературное творчество школьников. – 2018. – № 5. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1214 (дата обращения: 23.11.2024).