Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Савостина О.А. 1
1 с. Конёво, МБОУ «Конёвская школа» Плесецкого района Архангельской области, учитель

Тема урока: «У текста будет голос мой!» (раздел «Текстоведение», программа по русскому языку для общеобразовательной школы под редакцией С.И. Львовой, ориентированная на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами).

Цель урока: дать возможность учащимся проявить творческую инициативу;

– способствовать повышению духовности учащихся;

– работать над речевым развитием детей.

Структура урока: организационный момент,

– определение темы и целей урока, мотивационная установка,

– работа с текстами – практикум,

– подведение итогов работы,

– сообщение домашнего задания.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

– фронтальная,

– индивидуальная.

Метод обучения: практикум.

Система контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Конспект урока

Оборудование урока:

для учащихся: тетради, тексты для д.з.

на доске: тема, лента с условными обозначениями правки текста, портрет Шаляпина, буква Т, мел.

1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку, приветствие.

2. Определение темы и целей урока, мотивационная установка.

– Завершаем с вами изучать тему «Текстоведение». Мы с вами работали с такими понятиями, как тема, идея, заголовок, типы речи, план текста, основные нормы построения текста, редактирование текста, учились быть писателями. Сегодня вы продемонстрируете умение подбирать названия текстам, понимать авторский замысел, устанавливать смысловую связь между предложениями и абзацами, писать продолжение текстов, редактировать работы друг друга. Дома вы уже начали подготовку к уроку в творческих группах, поэтому отметили, что тексты вам достались необычные, заставляющие думать, требующие продолжения. Интересно, как у автора, а что получилось у вас?

3. Практикум:

1 группа

Валентин Костылёв

Она стояла на широком лугу, одна на краю речного обрыва. Летом мы играли в густой высокой траве, а когда становилось жарко, прятались в прохладной тени берёзы. Осенью на лугу пусто, голо. Мы усаживались у берёзки, с ней было веселее. Зимой прокладывали от нашей деревни лыжню и определяли, кто скорее добежит до берёзы и обратно.

Но однажды весной прибежали на луг – нет берёзы! Река подмыла берег, а вместе с ним и нашу берёзу. Она лежала внизу, уцепившись корнями за береговой песок, ветви её полоскала вода. Мы …

– Текст В. Костылёва, прочитайте начало… (подготовленный ученик)

– Своё продолжение повествования? (вариант 1 группы)

– Название? («Наша берёзка»)

– Ваши предложения? (вопрос к классу)

– Продолжение автора (читает учитель: …побежали к рыбаку дяде Прокопию. «Помню, помню берёзку, – сказал рыбак.- От дождя укрывала. Пошли к бригадиру!»

Бригадир разрешил взять лошадь и повозку. Вместе со взрослыми мы вытянули наше дерево из воды, положили осторожно на телегу, отвезли подальше от берега, выкопали яму и посадили. Листья берёзы пожелтели. Мы испугались, но всё равно поливали её водой всё лето.

Прошла снежная зима. А весной берёза зазеленела пуще прежнего.)

– Ваши наблюдения? (Добро должно быть деятельным)

(на доску: Спасти берёзку)

2 группа

Василий Сухомлинский

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

– Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, – сказала первая.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, – проговорила вторая.

– Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, – поделилась третья дочь.

– Мне было без тебя, как пчеле без цветка, – призналась четвёртая.

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – промолвила пятая.

– Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, – добавила шестая.

А седьмая дочка…

– Автор текста – Василий Сухомлинский, известный педагог. Читаем его тест… (подготовленный ученик)

– Ваша концовка диалога? (вариант 2 группы)

– Название? («Седьмая дочь»)

– Предложения? (вопрос к классу)

– Продолжение автора (читает учитель: … ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.)

– Ваши впечатления? (Своё отношение к человеку можно выразить словами и делами. Красивые слова, конечно, приятны. Тем более что дочери в своих признаниях использовали… (сравнения). Обратите внимание, какие синонимы подобраны у Сухомлинского к слову сказала… А можно ничего не говорить и лишь омыть натруженные ноги, накрыть на стол…)

(на доску: Проявить заботу о маме)

3 группа

Эдуард Шим

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках. Моя бабушка поглядела и посмеивается:

– Что ж ты, Саня… Маленькая Варя больше тебя набрала!

– Ещё бы!- отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

– Что же ты, Саня…– говорит бабушка.– Маленькая-то больше набрала!

– Ещё бы!– отвечает Санька.– Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними. И вдруг вижу, как Санька …

– Текст Э. Шима, слушаем… (подготовленный ученик)

– Продолжение текста зачитает… (вариант 3 группы)

– Название? («Брат и младшая сестра»)

– Ваши замечания и предложения? (Обязательны диалог, разговорная речь)

-Послушайте авторский вариант… (читает учитель: … незаметно от Вари подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет…

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки – меньше. Встречается бабушка.

– Что ж ты, – говорит, – Саня? Малина-то высоко растёт!

– Высоко, – соглашается Санька.

– Дак тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

– Ещё бы! – отвечает Санька. – Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!)

– Впечатления по поводу услышанного? Зачем брат так поступал? (Мудрый брат, хороший воспитатель. Бабушка подыграла.)

(на доску: Помочь сестрёнке)

4 группа

Александр Митта'

Коля заболел. Лежит в постели. На шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не приходит. Лежит Коля, скучает, смотрит в окно. А что с третьего этажа увидишь лёжа?

И вдруг видит Коля, что к самому окну красный шарик поднялся. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дёргаться. Вверх-вниз, вверх-вниз. Что такое?

Ничего не понимает Коля. Потом пригляделся …

– Автор следующего текста – А. Митта. Послушайте начало… (подготовленный ученик)

– Продолжение зачитает…. (вариант 4 группы)

– Название? («Шар в окне»)

– Слушаю ваши предложения, замечания (вопрос к классу).

– У автора так… (читает учитель: … На шарике рожица нарисована. Коля догадался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо.

Кажется, пустяк. Простой шарик в окошке, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за верёвочку подёргивает, а рядом все ребята стоят и советы дают.

Хорошо, когда о тебе друзья помнят.)

– В каком предложении выражена главная мысль? (Хорошо, когда друзья о тебе помнят)

(на доску: Поддержать друга)

– У вас так было? Хотелось бы?

5 группа

Афганская народная сказка

Сидел скряга у себя дома и ел хлеб с мёдом. Зашёл к нему знакомый. Скряга засуетился, спрятал хлеб, а мёд спрятать не успел.

– Ну, ничего! – думает.– Один-то мёд есть не станет!

Подумал так скряга, подвинул гостю мёд и предложил:

– Хочешь медку?

– Вот спасибо! – обрадовался гость и принялся уплетать мёд. Долго терпел скряга, наконец, не выдержал и говорит …

– Обратимся к афганской сказке. Начните её читать… (подготовленный ученик)

– Продолжение диалога? (вариант 5 группы)

– Название? ( «Скряга» – очень скупой человек)

– Бывали в гостях у таких людей?

– Народная мудрость такова … (читает учитель: … Ты бы не ел так много мёда! А то сердце будет болеть!

Гость улыбнулся и спросил:

– Чьё? Твоё?)

– Чей вариант лучше? (В сказке с юмором говорится о жадном, негостеприимном человеке)

(на доску: Не быть жадным)

6 группа

Александр Лесс

У Шаляпина был объёмистый кожаный портфель, оклеенный множеством пёстрых ярлыков туристических фирм, отелей, стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял и почти никогда не выпускал из рук.

В портфеле вместе с самыми необходимыми вещами лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, даже родные не имели ни малейшего представления о его содержимом. Они лишь недоумевали, наблюдая, как Шаляпин, приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, прежде всего бережно вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать.

Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике. Когда однажды не в меру услужливый администратор попытался перенести ящик в угол комнаты, Шаляпин рассвирепел и, не говоря ни слова, тут же водворил его на прежнее место. Это было таинственно и непостижимо.

После смерти артиста …

– Автор Лесс, слушаем следующий текст… (подготовленный ученик)

– Название? («Сокровище»)

– Ваше предположение…(вариант 6 группы)

– Мнение класса?

– Последний абзац … (читает учитель: … вдова – Мария Валентиновна Шаляпина – вскрыла ящик. И тайное стало явным… В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу с могилы своей матери,– горсть русской земли.)

– Понимаем, что Фёдор Шаляпин был не только великим певцом, но и … (патриотом, любящим сыном).

(на доску: портрет Шаляпина + Любить свою Родину)

Индивидуальное задание: В. Сухомлинский

Мальчику задали в школе написать сочинение: «Что ты увидел самое красивое и самое уродливое». Долго думал мальчик и не мог сообразить, что в мире самое красивое и что самое уродливое. Ему казалось, что самое красивое – цветок сирени. А самой уродливой казалась лягушка.

Пошёл он к дедушке, спросил, так ли это. Дедушка сказал:

– Самое красивое – это человеческий труд. А уродливое – то, что пускает труд человеческий на ветер. Иди, походи несколько дней по земле – и ты увидишь и то и другое …

– Снова В. Сухомлинский, послушайте… (читает ученик, выполнявший индивидуальное задание)

– Название? («Самое красивое и самое уродливое»)

– Собственные примеры? (вопрос к классу)

– У Сухомлинского своё мнение (читает учитель: … Пошёл мальчик. Идёт полем. Видит: пшеничное поле, желтеет нива, колосок к колоску. «Вот это и есть самое красивое, – думает мальчик.– Ведь это человеческий труд».

Идёт дальше. Подходит к школе. Бегают дети, резвятся. Одна девочка ест хлеб с маслом. Не доела, бросила кусок хлеба на землю, побежала к подружкам. «Это самое уродливое,– решил мальчик. – Ведь она пускает на ветер человеческий труд».

Он вернулся домой и всё рассказал дедушке.

– Правильно заметил, – сказал дедушка.

Мальчик написал сочинение.)

– Докажите, что автор использовал разные тиры речи.

(на доску: Самому трудиться и уважать чужой труд)

4. Подведение итогов работы.

– Ребята, ещё раз посмотрите на доску. В чём особенность текстов, с которыми мы сегодня работали? (Вокруг буквы Т выводы – поучительные тексты)

– Оценки за урок…

5. Сообщение домашнего задания:

Текст Вл. Обухова, писателя из Северодвинска, называется «Малыш». Отгадайте, о ком или о чём идёт речь (выпущен только последний абзац), объясните смысл названия.

Владимир Обухов. «Малыш»

Я привёз его к себе, когда он был совсем маленьким. Он пугливо трепетал при малейшем ветре и смешно кланялся почти каждому прохожему. Чтобы малыш не упал, я сам смастерил ему нечто вроде ходулек. Надо было вовремя его напоить, накормить, укрыть в непогоду.

Немало хлопот и волнений принесла мне какая-то неизвестная его болезнь, очевидно, желтуха. Как-то внезапно он пожелтел и стал чахнуть. К счастью, его удалось вылечить.

Порой его обижали мальчишки. Однажды в него угодили шайбой, да так сильно, что рану пришлось перевязать. В другой раз он чуть не попал под машину.

Шли годы. Малыш подрастал. Каждое утро на его приветливый зов слетались птицы и, воркуя что-то, встречали солнце. В непогоду они затихали и хмурились.

Всё было хорошо. Но вдруг поведение малыша изменилось. Сначала робко и осторожно он постучал в окно. Видя, что я не обращаю внимания, стал стучать сильнее. Напрасно я пытался заставить его бросить скверную привычку, пробовал связывать – малыш не унимался. Наконец этот дурацкий стук вывел меня из терпения.

Его остригли – почти наголо! На время стук прекратился. Тогда упрямец принялся свистеть. Особенно зимой, когда неистовая вьюга завывала в дымоходной трубе. Малыш начал ей подражать: словно соловей-разбойник, он свистел и снова стучал в окно. И это не всё. В довершение всего малыш стал загораживать от меня солнечный свет, его с каждым днём становилось всё меньше, и скоро я совсем лишился покоя. Я понял, что ему очень скучно со мной, и, хотя мне было жаль своего питомца, решил с ним расстаться.

Я отвёз его в детский сад. Изредка его навещаю. Кажется, у него появились там друзья…


Библиографическая ссылка

Савостина О.А. ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА // Литературное творчество школьников. – 2018. – № 6-1. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1291 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674