Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

ЖИЗНЬ ДО И ПОСЛЕ

Александрова А.А. 1
1 Московская область, г.о. Подольск, МБОУ «Лицей Климовска», 10 класс
Арлова А.П. (Подольск, МБОУ «Лицей Климовска»)

«Я не люблю историю и не знаю никаких дат и имён, так как считаю, что эта информация бесполезна и не сможет мне ничем помочь в будущем». Такое послание учителю оставила ученица 8 класса на обратной стороне листа с незаполненным тестом по истории.

Для Маши Байковой этот учебный год выдался непростым. Дело в том, что не предметы были очень сложными, не учителя слишком строгими, просто голова её была занята другими мыслями: какое платье сегодня надеть, понравилась ли Диме её новая прическа, не выдаст ли Вера её секрет. Поэтому на учёбу совсем не хватало времени, особенно на объемные параграфы по истории. Накануне итогового теста Маша все-таки пыталась что-то выучить, но её мучения были напрасны. Незнание ответов на вопросы и привело к такому откровенному письму.

Когда Маша писала его, то даже не подозревала, что мама узнает о нём. Если честно, восьмиклассница не собиралась никому рассказывать об этой печальной истории. Домой она пришла как ни в чем не бывало. Но там девочку уже ждал серьёзный разговор.… Море Машиных слез пролилось в тот солнечный майский денёк. Но решение мамы отправить дочь на перевоспитание на все лето к бабушке в деревню было твердое, как скала. С того дня каникулы Машу больше не манили, ведь друзей в деревне у неё не было. А отсутствие компьютера в течение трёх месяцев предвещало беспросветную скуку. Поэтому, ещё не отправившись в поездку, девочка уже мечтала о возращении домой.

И вот Маша в деревне. Сначала ей действительно было грустно и одиноко. Она нехотя шла с бабушкой в магазин, кормила во дворе кур, полола сорняки и поливала грядки на огороде. И вот где- то через месяц при очень смешных обстоятельствах она познакомилась с Катей. Девочки- ровесницы сразу подружились, стали вместе ходить в лес за ягодами, в поле за васильками, на речку купаться.

Удивительно, но и другие деревенские ребята, с которыми познакомила её Катя, тоже оказались «нормальными» – весёлыми, смекалистыми. Каждый раз они придумывали всё новые и новые игры, а однажды пригласили Машу в школьный музей. Девочке показалось странным, что даже летом ребята продолжали посещать краеведческий кружок, которым руководил их учитель истории Валерий Иванович. Маша согласилась пойти, но только, как говорят, из простого женского любопытства.

…Ребята сразу занялись делом – стали готовить экспонаты для новой выставки, а Маша начала рассматривать витрины. И вдруг она как закричит: «Да это же моя бабушка!» Девочка увидела старую самодельную книжку «Из «Жития великого князя Владимира, в святом крещении Василия» в переводе монаха К.» , переданную в дар музею Байковой Валентиной Григорьевной в 1998 году (об этом она прочитала на этикетке).

Ребята, не понимая, что происходит, тут же подбежали к ней. Этот «документ» кружковцы тоже ещё не видели. Всем захотелось поскорее узнать, что там написано. И они стали просить Валерия Ивановича разрешить им посмотреть эту книгу. Тот предупредил, что экспонат очень ветхий, они должны быть очень аккуратными. Маша бережно открыла книгу, и все, как заворожённые, стали внимательно рассматривать первую страницу. Записи были нечёткими – время всё- таки действительно безжалостно.

Читать доверили Кате. Почти по слогам она начала разбирать первую запись:

«978 год. Владимир, собрав большую воинскую силу – частью у варягов, частью в иных пределах русской земли, пошел на киевского князя Ярополка, убил его и захватил княжение киевское».

– Подождите, не Владимир ли это Красное Солнышко? Какой год? 978? Да, точно он, мы по истории проходили,- заметил Серёжа.

– Так он своего родного брата убил, чтобы на престол сесть? А я и не знал, – удивился Ваня. – Я читала, что Владимир приказал это сделать двум варяжским воинам. А ведь Ярополк в то время шёл к нему мириться.… Это ужасно! – возмутилась Катя.

Данная информация вызвала у ребят бурю эмоций. Валерий Иванович в это время в соседней комнате писал доклад на краеведческую конференцию, он всё слышал, однако в разговор детей не вмешивался. Ему было приятно их живое восприятие истории – его любимого предмета. Они продолжили читать только спустя некоторое время.

«978 год. И сделался он единовластным правителем всей русской земли, и поставил он идолов на высоких местах, и поклонялся им, принося жертвы, и весь народ заставлял поклоняться идолам, а тех, кто не желал это делать, повелевал предавать смерти».

– Неужели людей можно приносить в жертву деревянным идолам!? – вдруг неожиданно в разговор вмешалась Маша, которая ничего конкретного не знала о князе Владимире, но сердце девочки не осталось равнодушным к чужому горю. – А что там ещё написано о князе Владимире? Катя, читай!- сказала Маша.

«Владимиру было свойственно и другое зло… Он очень любил женщин,… имел много жен и наложниц…»

– Ребята, а вы слышали что-нибудь о жене князя Владимира – Рогнеде?- вмешался Серёжа. – В прошлом году я гостил у своей тёти в Минске и один раз был с ней проездом в Изяславле. Этот город был построен по приказу именно князя Владимира и назван в честь его сына. А ведь сначала Рогнеда была невестой его брата Ярополка. Представляете, Владимир, чтобы добиться её согласия выйти за него замуж, пришёл в её родной город Полоцк с войском, убил её отца, мать и двух братьев. Однако несчастная она была: быстро охладел к ней Владимир. Из ревности к другим женщинам хотела Рогнеда даже убить Владимира. Он же, узнав об этом, решил сам её казнить, да маленький сын Изяслав помешал. И Владимир не осмелился при ребенке убить мать, – с видом настоящего знатока рассказывал Серёжа.

Наступила тишина. Ребята, казалось, были где- то далеко- далеко в своих мыслях. Никогда прежде их не волновали так дела князей, а здесь один вопрос за другим не давал покоя.

– И всё – таки было в нём что-то человеческое, – вдруг гордо сказал Ваня.- Однако всё равно в моей голове не укладывается, как Владимира могли причислить к лику святых, – недоумевал он.

– Как к лику святых, он же язычником был?! – неожиданно воскликнула Маша.

– Эх, Маша, Маша! Он же Русь в 988 году крестил. Как ты можешь этого не знать, – со вздохом произнесла Катя.

Маше сразу стало стыдно, её щеки налились румянцем.

– Да знаю я, просто перепутала его с другим Владимиром,- оправдывалась девочка.

– Ребята, давайте читать дальше: секрета прозвища « Владимир Красное Солнышко» мы ещё так и не знаем, – торопил Ваня. 

Но в этот момент вошёл Валерий Иванович. Он сказал, что им всем пора идти домой, а завтра они могут продолжить это увлекательное путешествие в прошлое. Дети договорились встретиться у школы в 10 часов.

Маша пришла домой взволнованная и с порога стала звать бабушку:

– Ба, ты где?

– Я на кухне. Случилось что- то?

– Представляешь, я сегодня видела книгу, которую ты передала в музей. Почему ты мне раньше ничего об этом не рассказывала?

Валентина Григорьевна была удивлена, что её внучка заинтересовалась этой исторической находкой. Но, увидев, Машины сияющие любопытством глаза, ласково сказала:

– Давай-ка, Машуня, попьём чайку с малиновым вареньем, и я расскажу тебе о своих детских приключениях. Ведь ты, наверное, думаешь, что, когда я была школьницей, мы жили скучно и однообразно.

Бабушка, немного призадумавшись, начала так:

– В детстве мы любили лазить по развалинам бывшей барской усадьбы. В небольшом господском доме долгие годы у нас была школа, а потом построили новую. Но мы продолжали навещать заброшенное здание – для нас оно стало необитаемым островом, полным тайн и загадок. И вот как-то раз мы забрались на чердак. Там было много паутины. Шкаф, стоявший возле окна, был весь покрыт пылью. На нём лежали какая- то деревянная коробка, счеты и пара чернильниц. Ребята сразу побежали их рассматривать. А я обратила внимание на что-то тёмное в самом дальнем углу. 

– Ребята, смотрите!– обратилась я к ним.

Это был сундук. Мы открыли его с трудом и на самом дне еле-еле заметили какой-то предмет. Это оказалась старая книжка-самоделка неизвестного монаха с записями, посвященными жизнеописанию князя Владимира Красное Солнышко. Вначале мы испугались, ведь в наше время говорить о Боге, о религии было запрещено. Многие храмы были разрушены и в нашем селе тоже. Никому не разрешали отмечать и православные праздники. Но простые люди всё равно верили в Бога.

– И что вы сделали? – спросила внучка.

– Наше детское любопытство оказалось сильнее страха, и мы начали читать эту книгу. Мы читали очень медленно, каждую запись обсуждали, бурно спорили. Помню, на чердаке уже совсем темно стало – ноябрьский день короткий, а мы и не думали расходиться. Мы послали Витю домой за фонариком (он жил ближе всех от бывшей школы). Когда мы стали читать дальше, то узнали, что постепенно князь Владимир стал недоволен языческой верой и твёрдо решил переменить её. Узнав об этом, к Владимиру стали приходить проповедники из разных народов и расхваливать ему свою веру, но он отнёсся к этому очень серьёзно. И только через несколько лет, уже на себе лично испытав чудодейственную силу христианской веры, принял он решение о крещении Руси.

– А что было дальше?- забыв про чай, который уже давно остыл, спросила Маша.

– А вы завтра пойдёте в музей? – поинтересовалась бабушка.

– Конечно.

– Вот вы сами всё и узнаете.

– Бабуль, а как тебе удалось сберечь эту книгу?

– Мы, когда прочитали всё, решили её спрятать, а так как нашла я, то мне и отдали её на сохранение. Дома я показала её маме с бабушкой, они сначала подробно расспросили меня обо всём, потом завернули книгу в новое полотенце и, как настоящую реликвию, положили в сундук. Там много лет она и лежала, видно, ждала своего часа. А когда в нашей стране произошли политические изменения, я решила отдать её в школьный музей, ведь храм-то в нашем селе тогда ещё не восстановили. Решила, что пришло время, чтобы и земляки узнали про эту находку.

Вы завтра читайте внимательно, тогда поймёте, что «Красное Солнышко» – это не просто красивые слова, это дань уважения нашего народа за дела его благие.

Вечером, когда Маша отправилась спать, душа её была в ожидании настоящего чуда. Проснулась она раньше обычного, очень волновалась, как бы не опоздать, словно боялась пропустить что- то важное не только в жизни великого князя Владимира, но и в своей.

И вот заветная книга снова в руках ребят. Но тут к ним подошёл Валерий Иванович и сказал:

– Ребята, сегодня вы узнаете тайну святости князя Владимира. Но, к сожалению, дальше будет написано очень неразборчиво. Хотите, я буду читать?

Школьники, конечно, согласились.

«988 год. Князь Владимир приказал всем киевлянам явиться на берег Днепра. Священники освятили реку и начали крещение народа. Князь поднял руки к небу и сказал: « Творец неба и земли, благослови сих новых детей твоих, дай им познать тебя, Бога истинного, и утверди веру их!»

Каждая новая запись говорила о благих делах святого князя Владимира – крестителя Руси.

Они узнали, что, став христианином, князь Владимир смог объединить разрозненные племена в один народ и таким образом надёжно противостоять врагам. Тем самым он сыскал любовь русичей и заслужил уважение союзников. Склонность к войне у него после принятия христианства ослабела. Больших походов на соседей он теперь не предпринимал. Но он усиленно занимался укреплением границ земли русской со стороны степей.

Много городов было построено по рекам в то время. Владимир высказывал большую охоту строить и церкви, украшать их. В Киеве воздвигли храм во имя Богоматери. Владимир отдал в эту церковь привезённые им из Корсуня иконы, сосуды, кресты и даже определил на её содержание десятую часть своих доходов.

Своим личным примером он показывал, как нужно жить. Жить только по Закону Божьему, по совести, творить добро для блага других, одним словом, всегда следовать нравственным ценностям.

Заботясь о простых людях, приказывал он всякому нищему, всякому убогому приходить на княжий двор и брать всё нужное из княжеских запасов: питьё, пищу и даже деньги. А для немощных и больных распорядился князь возить по городу на телегах хлеб, мясо, рыбу, разные овощи, бочки с мёдом и квасом. Любил Владимир и своих дружинников, всегда советовался с ними о военных делах и о мирных. Был щедр: ничего не жалел для них, тешил их часто веселыми пирами; не забывал при этом и меньшую братию. Владимир заботился о просвещении своих подданных, открывал для них училища, школы при храмах …Князь Владимир значительно усилил авторитет Руси на международной арене.

Дочитав до конца, Валерий Иванович немного подождал и обратился к ребятам:

– Ну что, мои юные краеведы, теперь поняли, почему князя Владимира народ считал лучшим правителем Руси и почему люди стали ласково называть его «Владимир Красное Солнышко»?

Но в музейной комнате стояла тишина. Ребята, словно застыли, боясь её нарушить. Они были очень впечатлены услышанным, а Маша просто потрясена.

– И почему я раньше не интересовалась прошлым своей Родины? Почему никогда не задумывалась о смысле своей жизни? Почему я так мало знаю о своих родителях и совсем ничего о предках? – эти вопросы один за другим, как острые стрелы, пронзали её разум.

Поняв состояние детей, учитель не стал больше ни о чём их спрашивать и сказал:

– Идите, ребята, домой. Каждый из вас сам должен решить, жить ли , как раньше, или по- другому.

С этого дня в жизни Маши начали происходить странные метаморфозы. Она стала замечать красоту в обычных окружающих её предметах. Ей доставляло большое удовольствие спать на сеновале, вдыхая ароматы трав, смотреть на звёздное ночное небо через маленькие дырочки в крыше сарая и даже просыпаться с криком петуха, который раньше её раздражал. Не понимая, почему, девочка с большой охотой помогала бабушке по хозяйству. Она радовалась каждому созревшему на огороде овощу, распустившемуся в палисаднике цветочку. Валентина Григорьевна, видя всё это, украдкой, чтобы внучка не слышала, шептала: « Слава тебе, Господи!».

И вот наступило 28 июля 2008 года. Это было воскресенье. Бабушка разбудила Машу, попросила быстрее умыться, надеть новое платье и повязать платочек. Их ждала утренняя служба в храме, ведь сегодня большой христианский праздник – День крещения Руси.

Выйдя из дома, они услышали переливы колокольного звона. Около сельской церкви и внутри было много народа. Маша впервые была на службе. Она посмотрела по сторонам и, увидев своих друзей, улыбнулась. Девочка разглядывала росписи на стенах храма и не могла оторваться от некоторых из них. Всё завораживало. Началось богослужение… Маша, конечно, не понимала слов молитв, но атмосфера торжества и единства завладела и ею. Время прошло незаметно. После службы батюшка, обратившись ко всем присутствующим, стал рассказывать о святом князе Владимире-крестителе Руси. Маша чувствовала себя счастливой, ведь она знала о тайне чудесного превращения князя Владимира из жестокосердного и «разгульного» в гуманного человека, мудрого просветителя и истинного патриота и всё благодаря преданности христианской вере.

По дороге домой девочка щебетала, как птичка. Внучка обещала бабушке, что завтра, когда снова пойдёт с ребятами в школьный музей, она обязательно попросит у Валерия Ивановича учебники по истории за 5-8 классы и перечитает их. И своё слово она сдержала.

А дни между тем, как листочки с веток осенью, всё летели и летели один за другим. Приближалось первое сентября, а значит, новый учебный год. И Маша уехала домой.

Деревенская историческая находка, дружба с замечательными ребятами, посещение храма пробудили у девочки большой интерес к истории. Она стала её любимым предметом. Однако к концу сентября Маша вновь заскучала, но не оттого, что история ей разонравилась, просто любознательной школьнице хотелось теперь знать больше, чем написано в параграфах. И девятиклассница приняла решение.

На перемене она подошла к учительнице и всё ей объяснила. Галина Петровна была очень рада таким метаморфозам с ученицей и предложила ей участвовать в городской научно-практической конференции. Мария Байкова, конечно, выбрала тему: « Русь во времена правления Владимира Красное Солнышко». И вдруг к ней подходит Дима и говорит:

– Маш, а можно мы вдвоём будем готовиться?

Маша молчала. От удивления, что это предложил ей тот самый отличник Димка, который раньше, как она ни старалась, не обращал на неё никакого внимания, старшеклассница никак не могла выговорить даже заветного короткого слова. Она только слегка кивнула головой и нежно улыбнулась…

Вот какие добрые плоды принесла школьнице поездка к бабушке в деревню на перевоспитание!


Библиографическая ссылка

Александрова А.А. ЖИЗНЬ ДО И ПОСЛЕ // Литературное творчество школьников. – 2018. – № 6-2. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1295 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674