У кого характер упорядочен,
у тех и жизнь благоустроена.
Демокрит
Каждый человек хочет знать свою историю, и я не исключение, потому что без прошлого невозможно построить настоящее.
Обычно в прошлом ищут ответы на те или иные вопросы, которые волнуют человека в настоящем. Моя мама-педагог, она является для меня примером выдержки, целеустремленности, социальной активности, ее часто ставят мне в пример, и мне всегда было интересно, были ли в роду у нас еще такие же, как мама. А когда слышишь от взрослых: в кого ты пошла? наверное, в прабабушку, – то волей-неволей начнешь копаться в родословной. И приходит такой день, когда заветный разговор между старшим и младшим поколением должен состояться. Так случилось и у меня.
Моя прабабушка и ее семья
История нашей семьи, к сожалению, была только на устах, в воспоминаниях моей матери и бабушки, никогда ни у кого не возникало желания написать о ней. Я первой попробую это сделать, и поэтому, не имея такого опыта, буду стараться быть правдивой, откровенной и документально точной.
Интересное переплетение судеб началось с прабабушки и ее родителей, звали ее Кишкилева (Кобаре) Лидия Ивановна. Её отец, Кобаре Иван Онисимович, был финном по происхождению, работал агрономом. Её мать, Кобаре (Зуева) Евдокия Владимировна, была начальником цеха на Ленинградской кондитерской фабрике им. Микояна.
Моя прабабушка родилась в Ленинграде 13 декабря 1926 года. У нее был брат, Виктор Иванович, который был младше ее на 3 года. В детстве её воспитывала бабушка, Анна-Мария Кобаре (мать матери). Она и её семья проживали на острове Голодай, пока ее дети были маленькими, она не работала нигде.
Семилетней девочкой моя прабабушка пошла в обычную школу. Училась усердно. Когда началась блокада, ей было 15 лет, а брату- 12. Её отца из-за его происхождения выселили в Казань. Там он работал на военном заводе. Прабабушку и ее брата в начале блокады Ленинграда отправили в эвакуацию в Ленинградскую область (к сожалению, более подробной информацией мы не располагаем). Так как на хозяйственную работу брали только взрослых детей, то моя прабабушка подумала, что их с братом разлучат и они больше никогда не увидятся, поэтому прабабушка забрала брата и вернулась в город. Я сейчас не могу этого представить, как пятнадцатилетняя девочка, взяв за руку своего двенадцатилетнего брата, вернулась в родной город самостоятельно. Мне тяжело вообразить, как и откуда они шли. Возвратившись, моя прабабушка к ужасу своей матери вступила в комсомол, мать ей говорила: «Придут немцы, тебя первой расстреляют». Что же заставило пятнадцатилетнюю девочку не услышать слов матери? Что же подвигло ее на такой поступок? Я думаю, что она была человеком своего времени: любовь к Родине, романтический настрой, смешанный с понятием о героизме, патриотизме повлияли на такой выбор. Риторика того времени ложилась на юношескую восторженность.
Но война, оборона Ленинграда стали трагическим и тяжелым временем для молодой прабабушки, ведь были не только люди, которые вели себя достойно, порядочно, но были и те немногие, которые жили возможностью наживы, обогащения. Эти люди были лишены совести, чести, достоинства. Для них народная беда, беда отдельно взятого человека виделась как возможность получить то, чего не могли получить в другое время. В 1942 году моя прапрабабушка получила немного муки от соседки Берты в обмен на золотые серьги, поскольку та работала в торговле. Совершенно случайно выяснилось, что мука, которую она принесла домой, была отравлена крысиным ядом, ведь Берта рассчитывала, что таким образом легко и быстро заполучит их квартиру. Прабабушка и ее мать чудом остались живы. О подобных случаях многие ленинградцы, пережившие блокаду, вспоминают довольно неохотно и нечасто. К сожалению, неудивительно, что в такие трудные годы люди ведут себя по-разному: от случая высокого благородства, самоотдачи, жертвенности до предательства, откровенной жадности и преступности.
Во время блокады Ленинграда моя прабабушка много работала, как и многие другие в ее возрасте: тушила зажигалки, сбрасывала бомбы с крыш, работала на фабрике мамы, – а брат ее оставался дома или ходил в школу. Прабабушка через много лет вспоминала это страшное время: «Шли по улицам, а вокруг падали люди и оставались лежать на снегу». Пережив блокаду, прабабушка никогда ни о чём не рассказывала, не смотрела фильмы о блокаде, и сейчас мы можем только догадываться, каких страшных воспоминаний она избегала.
Когда брату Виктору исполнилось 14 лет, он пошел работать модельщиком на завод Карла Маркса. Этот завод занимался производством металлических изделий. Он проработал на этом заводе всю свою жизнь и умер у своего станка в 1997 году. Его провожал весь завод, ведь он посвятил всю свою жизнь работе.
В 1944 году фабрика, на которой работала моя прапрабабушка, предоставила ей и ее семье квартиру номер 126 в доме номер 39 на Лесном проспекте. Дом был построен в 1934 году. К этому дому всегда был прикован интерес, в нём жили многие известные ученые и военные.
В возрасте 18 лет моя прабабушка познакомилась с Павлом Тихоновым, он был летчиком, командиром эскадрильи, погиб после прорыва блокады Ленинграда. Его самолет сел на минное поле.
По окончании войны прабабушка и ее мать были награждены медалями за оборону Ленинграда. Затем моя прабабушка поступила в физико-механический техникум. После техникума она стала работать конструктором. Замуж вышла в 20 лет. Её мужем стал слушатель Академии связи Кишкилев Иван Иорданович. Он родился в Оренбурге в многодетной семье. По национальности он был болгарином, но всегда считал себя русским. Его отец, Кишкилев Иордан Николаевич, был георгиевским кавалером, был награжден за участие в русско-японской войне. По окончании школы мой прадедушка пошел учиться в Военное училище пограничных войск. Во время войны он служил на границе с Маньчжурией. После окончания войны его отправили учиться в Ленинградскую военную академию связи им. Буденного. В 22 года у моей прабабушки родилась дочь, Людмила, она росла болезненной, и Лидия Ивановна оставила свою работу и воспитывала дочь. Через 6 лет у прабабушки родился сын, Володя.
В 1955 году прадедушку Ивана Иордановича отправили служить начальником связи на Ядерный полигон. Он был в составе экспедиции, которая высадилась на архипелаг Новая Земля. Сейчас этот архипелаг известен как один из первых полигонов для испытания ядерного оружия. Прадедушка видел ядовитый гриб от атомного взрыва, впоследствии его деятельность послужила причиной дальнейшей болезни, лимфогранулематоза. У них не было должного необходимого оборудования, защиты, в результате многие люди заболели. Мой прадедушка редко приезжал в отпуск, это было поводом бесконечных волнений и тревог его семьи. Иван Иорданович обязан был хранить 25-летнее молчание о своей службе и опасности, которой он подвергался. Прослужив 6 лет на полигоне, в 1961 году он вернулся в Ленинград и продолжил службу в армии в звании подполковника. В 1973 году он ушел в запас и стал преподавать военное дело в школе. Однако сказались последствия службы на ядерном полигоне, умер он в 1986 году от заболевания крови. Через 14 лет умерла и его жена, моя прабабушка. Она страдала от многочисленных болезней. Причин этих заболеваний можно назвать много: пережитая блокада, поездки к мужу на ядерный полигон, переживания и страх за близких.
Сестра прапрабабушки
(тетя прабабушки)
Сестра моей прапрабабушки, Иванова (Зуева) Мария Владимировна, родилась в деревне Холоповицы в семье старообрядцев в 1895 году. Сестру ее звали Евдокия, а брата – Георгий. Как и все дети в деревне, она училась в церковно-приходской школе.
В 18 лет сестра прапрабабушки начала работать в колхозе. В 20 лет она вышла замуж за обеспеченного человека Ивана, который был лесопромышленником. Она и её муж имели самый красивый дом на станции Кикерино и квартиру в Ленинграде. В возрасте 24 лет она родила сына Николая, а через несколько лет- Михаила.
В 1917 году во время революции её муж пропал без вести. В то же время представители власти отобрали у неё дом и выселили её на хутор, в котором впоследствии она жила одна с двумя детьми и вела хозяйство. Затем у сестры прапрабабушки отобрали и хутор. Однако у неё были сбережения, на которые она смогла купить дом в соседней деревне Арбонье, основанной в 1500 году шведами. В марте 1931 года Михаил неудачно спрыгнул с печки, получил травму и погиб. Мария Владимировна очень тяжело переживала эту трагедию.
Когда началась война, её старшего сына, восемнадцатилетнего охотника, забрали в армию. Арбонье оккупировали немцы. В области стояли испанцы по приказу немцев. В начале 1944 года Николай пропал, как позже выяснилось, Николай попал на Валаам, так как был ранен и лишился рук и ног. Мария Владимировна думала, что она осталась одна, известие о смерти старшего сына (она не знала, что он жив) стало для неё трагедией, до конца войны она так и не получит от него ни одной весточки и будет жить одна.
После прорыва блокады она получала пенсию за своего мужа и старшего сына. Иногда её посещали родственники, включая мою бабушку.
Как рассказывала моя бабушка, Мария Владимировна всегда была честной, порядочной. Кроме того, она помогала всем своим соседям, всегда могла дать совет, поддержать. К ней можно было обратиться по любому поводу. Доброе слово у неё находилось для каждого. В деревне её называли тетя Маня русская, так как почти всю деревню составляли финны.
Умерла она в возрасте 78 лет.
Моя бабушка (мать матери)
Моя бабушка, Воинова (Кишкилёва) Людмила Ивановна родилась 30 мая 1948 года в Педиатрическом институте Ленинграда. Её матерью была моя прабабушка, Кишкилева Лидия Ивановна, а отцом был мой прадедушка, Кишкилев Иван Иорданович. Все свое детство бабушка провела в квартире номер 126 в доме номер 39 на Лесном проспекте. У неё есть брат, Володя, который младше её на 6 лет.
С 6 лет бабушка ходила в музыкальную школу. В 7 лет бабушка пошла учиться в школу номер 115, находившуюся около её дома. В старших классах бабушка училась в физико-математической школе номер 317. Также она ходила в математический кружок. Бабушка окончила школу с золотой медалью, одна из всех учащихся двух классов этого выпуска.
По окончании школы она поступила в Политехнический институт на факультет радиоэлектроники, потом в ЛГУ. Как и в школе, в вузах она училась лучше всех, и поэтому оценки за экзамены ей ставили автоматом. Более того, бабушкины исследовательские работы и статьи были размещены в журналах механической физики. В результате бабушка получила три высших образования: физик-математик, инженер, бухгалтер.
Получив высшее образование, бабушка вышла замуж за моего дедушку, Воинова Юрия Николаевича, заместителя директора научно-производственного объединения «Авангард». Мои бабушка и дедушка познакомились в поселке Кикерино, когда родители моей бабушки покупали дом у родителей моего дедушки. Через несколько лет после их свадьбы у них родилась дочь Ирина, моя мама. К сожалению, мой дедушка недолго прожил. Он умер от сердечного приступа. Моя бабушка воспитывала мою маму одна, однако ей очень часто помогали родители.
За всю жизнь бабушка сменила несколько мест работы. После окончания вуза она работала физиком-инженером, а с 1990 года – бухгалтером. Моя семидесятилетняя бабушка работает и сейчас, но уже не на двух работах, как раньше, а только на одной.
Она живет с нами: моей мамой Еперевой Ириной Юрьевной, моим папой Еперевым Ильей, со мной и моей сестрой Лидой. Мы стараемся уважительно относиться к ее советам, рекомендациям в жизненных ситуациях, потому что она часто ссылается на опыт своей матери, ее сестры.
На долю женщин моего рода выпало много разных трудностей, но в одном точно можно убедиться, для них важной составляющей была семья. Даже в трудные периоды развития нашей страны они не думали о личной выгоде, и пусть их женский подвиг незаметен, для меня они примеры женской стойкости.
Я благодарна организаторам конкурса за номинации и темы для размышления, и еще, готовясь к конкурсу, я поняла, что нужно быть более внимательной к прошлому своего рода, в нем, как в учебнике, найдешь много познавательного, удивительного и полезного для себя.
Библиографическая ссылка
Еперева Д.И. ПРИМЕРЫ ЖЕНСКОЙ СТОЙКОСТИ // Литературное творчество школьников. – 2018. – № 6-2. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1298 (дата обращения: 21.11.2024).