Представляющий собой синтез различных
искусств: литературы, музыки, хореографии,
изобразительного искусства и других.
Википедия
У каждого человека под шляпой – свой
театр, где разворачиваются драмы часто более
сложные, чем те, что даются в театрах.
Томас Карлейль
2.07.18
«Ту-ту, ту-ту, ту-да, ту-да» – монотонно постукивают вагоны. Я ненадолго покидаю мой родной Арзамас. Скорый поезд увозит меня в Москву. Пока еще не закончились летние каникулы, я хочу побродить по Арбату и посетить один из столичных театров. Каждая такая поездка для меня – большой праздник. Это невероятное удовольствие, когда поднимается занавес и ты попадаешь в удивительный мир театрального искусства.
Я люблю эти чувства страстей и волнений,
Весь мой внутренний мир этим светом богат.
Улетают невзгоды, преграды, сомненья,
Оставляя души вдохновенье – театр!!!
Расположившись на верхней полке купе, закутавшись с головой в простыню и подперев ладошками щеки, я прильнула к окну. За стеклом медленно проплывают огни железнодорожного вокзала, фонари, выстроившись вдоль перрона, сдержанно кивают на прощанье. За пышными кронами зеленых аллей прячутся тихие улочки любимого города. Вот показался мост над обмелевшей Тешей, берега которой часто поросли камышом и высокой травой. На набережной в цветниках палисадников утопают домики с резными наличниками. Золотые кресты и купола храмов величаво возвышаются над городом...
Потихоньку спускаются сумерки. Ярко-розовое зарево заката растекается над горизонтом. Сизой туманной дымкой подернулись поля....
«Туда – сюда, куда – куда?»- неугомонно стучат вагоны, словно хотят завести разговор. Но мне разговаривать не хочется, хочется спать...
3.07.18. Утро.
Москва встречает дождем и прохладой. Серые, одутловатые тучи тяжело повисли в небе, закрыли солнце. Капли воды то просыпаются мелкими бисеринками, то прорываются мощными потоками, гулко стучат о землю и утопают в пузырящихся лужах...
Да... не самая лучшая погода для пеших прогулок. А на сегодня у нас запланирована необычная экскурсия. На северо-западе Москвы расположено Ваганьковское кладбище, которое давно уже стало одной из достопримечательностей нашей столицы. Здесь похоронены многие знаменитые артисты, художники, спортсмены. Одним из легендарных мест Ваганькова является могила Сергея Есенина. У меня будет возможность поклониться великому поэту, стихи которого очень люблю и смогу скоро услышать с театральной сцены, ведь в кармане моей сумочки лежит билет на спектакль под названием «Хулиган. Исповедь.»
3.07.18. Полдень.
Экскурсовод располагает к себе, говорит очень эмоционально, увлеченно рассказывает о воплощении творческого замысла скульпторов, об эмоциях, которые авторы хотели передать в своих работах. Он многое знает о непростых судьбах упокоенных здесь людей, но говорит о них как о живых, об их творчестве, неудачах и победах, проникновенно читает стихи...
Одна из центральных аллей ведет к мраморному памятнику, изображающему молодого светловолосого мужчину. Его пронзительный взгляд устремлен на нас, руки скрещены на груди. У могилы Сергея Есенина всегда живые цветы. Мы стоим в тишине, которую изредка нарушает монотонный шум моросящего дождя, а в голове моей звучат строки…
Жизнь – обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена...
... Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня,
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил – забыли про меня.
Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
4.07.18
Вечерний Арбат многолюден. Неспешно прогуливаются влюбленные парочки. Осматривают достопримечательности гости столицы. Веселыми неугомонными стайками снует молодежь. Грустная девушка играет на скрипке что-то печальное. Миловидная дама позирует художнику, улыбается, поправляет непослушные кудряшки. Группа ребят собралась у скамейки, о чем-то рассуждают, громко спорят. Рядом парень, активно жестикулируя, декламирует стихи...
Вот мы и в здании театра. Поднимаемся по ступенькам, занимаем места в зрительном зале. Три звонка отзвенели, гаснет свет.
В таинственной тишине едва уловимо легкое дуновение ветерка, звенит серебристым колокольчиком соловьиная трель, где-то далеко разливается песня, широкая, как русские просторы, глубокая, как загадочная русская душа. Два гибких тела в белоснежных рубашках в слабом луче света... Причудливый танец...
И вот уже в моем воображении рисуются картины бескрайнего поля с колосящейся рожью, белоствольные березки у реки, бездонное голубое небо, золотистое солнце с красноватой каймой, поднимающееся на горизонте и знаменующее начало нового дня.
О красоте русской земли, о любви к своей родине говорит мне сегодня голосом прекрасного актера Сергея Безрукова сам Сергей Есенин. Как живой...
Русь моя, деревянная Русь,
Я один твой певец и глашатай...
Простой парень из рязанской глубинки, с чуткой и ранимой душой, но лихой и порой бесшабашный:
Плюйся, ветер, охапками листьев,
Я такой же, как ты, хулиган...
«Быть поэтом – значит, петь о раздолье,» – говорит герой, ему вторит мелодичным напевом «Степь да степь кругом» заливистая гармонь.
«Соловей поет, ему не больно» – рассуждает поэт, а фортепиано перекликается с ним имитацией соловьиных трелей.
Печально вздыхает он, и скрипка жалобно стонет, передавая душевные муки.
«Миру нужно песенное слово!» – громко восклицает автор, и оркестр взрывается лихим и разудалым танцем, увлекая в пляску и его.
Но вот безудержное веселье сменяется лирической грустью, звучит романс, и нежные нотки любви прорываются в арпеджио гитары:
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить...
Как на исповеди, герой открывает перед нами свою душу, не тая, рассказывает о чувствах, переживаниях, о тайных думах и сердечных терзаниях:
Друг мой, друг мой, я очень и очень болен,
Сам не знаю, откуда взялась эта боль....
Черный человек водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной, как над усопшим монах,
Читает мне жизнь какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх...
Трагическая развязка в финале рассказывает языком динамичной музыки и хореографической пластики о страшной гибели поэта. Как ярко он жил, как тонко чувствовал, как внезапно оборвалась его судьба!
Такого многогранного и самобытного поэта открыл для меня Сергей Безруков! Открытием стало и то, что Есенина можно « не только читать, но еще и петь, и танцевать» (цитата Безрукова из предисловия к спектаклю). Блестящая игра талантливого артиста, живая музыка и вокал, хореография – такое разнообразие жанров искусства позволило воплотить на сцене великолепную мистерию. Словно целый хоровод муз вдохновил авторов на создание такого прекрасного спектакля...
14.10.18.
Незаметно подкралась осень, с каждым днем забирая тепло и солнце. Все больше хмурится небо, все чаще плачет дождь. Ветер налетает ледяными порывами и сурово срывает с деревьев последнюю листву.
Давно закончились каникулы, и день за днем потянулись учебные будни.
Урок литературы. В классе тишина. Задумчиво смотрят повзрослевшие ребята, девочки внимательно слушают педагога. Звучат стихи Есенина о любви.
Вы помните, вы все, конечно, помните...
Любимая, меня вы не любили!...
Я закрываю глаза, представляю театральную сцену, огни рампы, и слышу голос, произносящий эти строки с надрывной тоской... И снова плачет скрипка, и смычок безжалостно терзает струну... Пауза... Голос срывается на хрип, переходит в трагический шепот, и рука размашисто пишет в воздухе:
– Вас помнящий всегда... Знакомый Ваш.... Сергей Есенин...
Библиографическая ссылка
Соболькова А.А. ДУШИ ВДОХНОВЕНЬЕ– ТЕАТР (ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ) // Литературное творчество школьников. – 2018. – № 6-2. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1305 (дата обращения: 23.11.2024).