Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ МОГУТ БЫТЬ СПОКОЙНЫ ЗА СВОИХ ДЕТЕЙ

Челпаченко В.В. 1
1 Саратовская область, г. Красный Кут, лицей-интернат № 5 ОАО «РЖД», 8 Б класс
Харенко Л.В. (Красный Кут, лицей-интернат № 5 ОАО «РЖД»)

Среди множества наград моего дедушки за его более чем полувековой стаж есть одна, которая долгое время, пока я был маленький, вызывала моё недоумение: мой дедушка – «Почетный железнодорожник». В детстве я не мог понять: он не водит поезда, не является дежурным по станции – как он связан с железной дорогой? Да, более двадцати лет он руководит лицеем, который относится к РЖД, но уж больно значимым мне представлялось это звание, чтобы оно было присвоено человеку, напрямую не связанным с поездами! Так думал я долго, пока не понял простую истину: для того, чтобы люди, отдающие свою жизнь железной дороге, были спокойны за судьбу своих детей, были уверены в их будущем, не волновались за учебу и времяпрепровождение сыновей и дочек, должны быть те, кто берет на себя ответственность за детей железнодорожников, учит их, воспитывает, заботится днём и ночью не только об учебе сотен девчонок и мальчишек, но и о развитии их кругозора, интеллекта, организации быта, досуга ребят, прибывших за многие десятки, а то и сотни километров из городков и полустанков, станций и разъездов учиться в лицее и жить неделями в интернате на нашей железнодорожной станции. Помогли мне понять это мои одноклассники, с которыми я учусь вместе уже семь лет. У каждого из них вначале были свои причины оказаться в Краснокутском лицее-интернате № 5 ОАО «РЖД»: кто-то здесь живет вместе с родителями, у кого-то на разъезде нет школы, где можно было бы получить образование, одни целенаправленно выбрали наш лицей, чтобы потом продолжить учебу в железнодорожном вузе, других сюда определили родители, так как часто бывают в разъездах. Но это было «причиной» только в самом начале – в первом классе! Сейчас наш класс большая дружная семья, и как бы ни менялась ситуация в родной семье, никто и думает не хочет о том, что можно расстаться со своими одноклассниками, учителями, воспитателями!

Если перечислить специальности, по которым работают родители моих одноклассников, то, наверное, можно просто составить энциклопедию железнодорожных профессий!

Мне кажется, самая главная профессия на железной дороге – это. машинист! Среди множества профессий, о которых грезят с детства и которые окутаны ореолом романтики, машинист поезда занимает, думаю, ведущее место. Уверен: многим представляется эта работа именно как романтичная (бегут рельсы, постоянно получаются новые впечатления, частая смена мест, огромные расстояния, которые пробегает состав – человек постоянно находится в пути!) Многие мечтают об этом...Папа Владу Кащееву рассказывал (а Влад, разумеется, нам), что много лет назад он именно поэтому и избрал эту специальность. Десятки тысяч километров проехал Андрей Александрович —машинист локомотива Астраханской дистанции пути —на юг и север, запад и восток нашей Родины. Наверное, нельзя уже посчитать, сколько человек перевез он за свою профессиональную жизнь! Но машинист поезда – это не только романтика. Это прежде всего колоссальная ответственность за жизни людей и сохранность груза; это рабочие смены, которые длятся по двенадцать часов в замкнутом пространстве; это предельная концентрация внимания на знаки и сигналы на железнодорожном пути, это постоянное слежение за показаниями приборной панели, ответственность за безопасность маневров. А кроме того, машинист вынужден часто долгое время проводить вне своей семьи. Если человек не может быть спокоен, как там дома, всё ли в порядке у сына, сможет ли он сосредоточиться и не отвлекаться на мысли об этом? Разумеется, он будет волноваться, а это недопустимо для работы машиниста. Андрей Александрович может смело водить свой состав: Владик замечательно живет в нашем общежитии, учится с нами в классе и говорит, что даже не представляет, что должно произойти, чтобы он перевелся в другую школу! Семья Влада живет недалеко от железнодорожной станции Кайсацкая – четыре часа поездом! Далеко не все поезда делают там остановку. А было время, что ни один поезд не останавливался. Дедушке с его коллегами пришлось добиваться, чтобы хотя бы один поезд по расписанию останавливался в Кайсацкой; благодаря этому сейчас родителям ребят, которые у нас учатся, не приходится ездить на другую станцию встречать и провожать своих детей.

Машинистами работают и папа Даниила Билецкого в Палласовке, и папа Никиты Барсукова в Багаевке.

В одиночку выполнять все обязанности по управлению составом поезда физически невозможно. Да и не сразу человек, получивший профессию машиниста поезда, начинает работать именно по этой специальности: специалист начинает свой профессиональный путь с помощника машиниста, и только после приобретения опыта и прохождения сложного профессионального тестирования человеку доверяют подвижной состав. Крометого, помощник машиниста подстраховывает главного машиниста идает ему возможность отдохнуть. Среди родителей нашего класса есть представители и этой специальности: папы Насти Востроглазовой и Аделины Челобаевой работают помощниками машинистов, один – в Ершовском ТЧ, другой – в ПУМБ. На одном из классных часов они рассказывали нам, что в обязанность помощника машиниста входит техническое обслуживание и уход за составом, контроль за состоянием поезда, закрепление локомотива от произвольного движения. В инструкции написано, что помощник машиниста обязан «при отсутствии действий со стороны машиниста по предотвращению чрезвычайных ситуаций самостоятельно принять меры по остановке состава, не допуская проезда на красный сигнал семафора». Недаром говорят, что «помощник машиниста – дополнительные глаза, уши и руки машиниста».

Настя живет тоже в Ершове, а Аделинка – в Питерке. Поэтому девчонки приезжают к нам в понедельник и всю неделю живут в общежитии. У Аделины два родных брата окончили наш лицей, сейчас учатся, мечтая продолжить династию железнодорожников, старший – в СамГУПСе, младший – в железнодорожном саратовском техникуме. Обе девочки тоже собираются после школы связать свою жизнь с железной дорогой: Аделина хочет быть проводником, как мама. А мама Насти – врач, она работает в железнодорожной больнице, и Настя тоже хочет быть врачом непременно на железной дороге.

Какой же пассажирский состав может быть без проводника вагона? Насколько эта профессия тяжела и ответственна, хотя, конечно же, и она очень романтична, наша Аделинка знает по графику своей мамы. Елена Наильевна работает контролером – кассиром в пригородном поезде «Саратов-Александров Гай». От «пункта А до пункта Б» на этом участке пути по сравнению с протяженностью от Москвы до Владивостока, разумеется, не много километров, но это не снижает значимости ее работы: произвести посадку и высадку пассажиров, проверить документы, всегда быть доброжелательной и коммуникабельной, обеспечить всех чаем, газетами и журналами, подбодрить уставших, разбудить заснувших, помочь мамам с детьми – это еще далеко не всё, что успевает сделать за рейс мама Аделины. А еще ведь немаловажно и то, что поезд между станциями проходит в вечернее и ночное время! Естественно, встретить детей из школы, накормить, помочь с уроками, проследить за тем, чем дети заняты в свободное время, для родителей бывает проблемно, поэтому наш лицей с радостью помогает им в этом. Когда мама с папой Аделины были у нас на мероприятии, они сказали нам, что в свое время сами окончили нашу школу (тогда еще лицей был школой для детей железнодорожников!)

О том, что существует железнодорожная медицина, нам рассказывала мама Насти Лилия Николаевна: оказывается, первые лазареты на железной дороге были открыты еще в 1843 году! А сегодня отделенческие больницы на станциях работают в том же ритме, что и сама железная дорога: машинисты, путейцы, работники депо трудятся в сложных условиях, испытывая постоянно большие физические нагрузки. Поэтому врачи также несут серьезную ответственность за здоровье железнодорожников.

...Когда новенькая ученица нашего класса Лера Цоколова написала, что ее мама – оператор ЦОТУ, признаюсь, в неведении был не только я. Что такое ЦОТУ, в классе у нас не знал никто. «За словом «оператор» – оперативная работа», – пошутила Валерия и потом рассказала, что ее мама – работник Центра оперативно-технического учета работы тягового подвижного состава. В июле 2018 года статисты-железнодорожники будут отмечать свое 145-летие. В век информационных технологий трудно представить себе железную дорогу без анализа деятельности, электронных маршрутов машиниста и других документов. Лерины родители тоже работают по сменам на станции Ершов, расположенной в двухстах километрах от нашей, а Лера учится и живет у нас в Красном Куте. С документами на железной дороге работает и мама Лизы Тереховой, только в Саратове. У нее тоже сменная работа, так как железная дорога работает круглосуточно, и перевозочные документы, агентом по оформлению которых является Елена Вячеславовна, нужны постоянно. Ежесуточно только по нашей Приволжской железной дороге курсирует 960 грузовых, 150 пассажирских и 140 пригородных поездов!

А Лизин папа – монтер пути. Кстати, по этой специальности трудятся папы пяти моих одноклассников: Рустама (станция Мокроус), Сании(станция Красный Кут), Азамата (разъезд Усатовский, Анисовская дистанция пути), Коли (ПЧ Палласовской дистанции) и Лизы. Как сказал однажды Талгат РамазановичАбдулгалиев, отец Рустама, «в простонародье наша профессия зовется путеец», без путейцев не может обойтись железная дорога! Поддержание дорожного полотна в рабочем состоянии, смена шпал ирельсов, перешивка, обточка, разгонка рельсовых нитей, выправка и ремонт шпал – далеко не полный перечень того, чем занимаются путейцы. Нелегок их труд: пурга и зной, дождь и ветер, жара и мороз – какими бы ни были погодные условия, рабочие продолжают свой труд, несмотря на непогоду.

Евгений Викторович Фадеев – папа Олегаработает на железнодорожной станции в Волгоградской области водителем погрузчика. Сейчас невозможно представить себе железную дорогу без этой профессии. Как разгрузить железнодорожную платформу, произвести разгрузку и выгрузку, перемещение грузов? А снежные заносы, которыми нас вдруг «порадовала» сегодняшняя весна? Олег так описывал качества, которые необходимы специалисту: быстрая реакция, умение концентрировать внимание, безукоризненное знание своей машины, хороший глазомер и слух и, конечно же, ответственность.

Мама Вики Курниковой Елена Юрьевна – дежурный по станции. Это одна из самых ответственных железнодорожных профессий. Именно дежурный составляет расписание движения поездов, именно он буквально посекундно составляет время прибытия и отправления составов, контролируя вверенную ему станцию. А Викин папа Александр Петрович трудится на этой же станции (Ершовская) электромехаником в ТЧ. В списке железнодорожных специальностей РЖД – это не только одна из самых рисковых профессий, но еще и одна из самых ответственных, потому что этот специалист отвечает за работоспособность светофоров, стрелки, автостопы и работоспособность линий высокого напряжения. Так как родители тоже работают посменно и иногда смены у них совпадают, Вика со многими нашими одноклассниками тоже живет в общежитии.

А еще среди профессий наших родителей есть сотрудник ЦОРС приемщик поездов на станции Анисовская Добровольская Вера Евгеньевна -мама Вали; Анастасия Васильевна Барсукова – оператор автоматических линий на станции Саратов -1, мама Никиты; составитель поездов на станции Красный Кут Волох Игорь Павлович – папа Павлика.

На карте России, наверное, нет таких мест или почти нет, куда было бы нельзя добраться поездом. Но одно дело – путешествовать пассажиром, а другое – сделать так, чтобы это путешествие было комфортным, удобным и безопасным. Специалисты РЖД с этой задачей справляются на все 100! Их работа требует огромной ответственности, часто они бывают в разъездах, работают в ночную смену. 190 детей железнодорожников учатся в нашем Краснокутском лицее № 5 ОАО «РЖД». Мой дедушка, его директор Тихонов Валентин Иванович, постоянно говорит: «Родители должны быть спокойны за своих детей!». Слушая своих одноклассников, встречаясь с их родителями на мероприятиях, которых проводится очень много в нашей школе, я уверен: выбор каждым из них именно нашего лицея не случаен, потому что наш лицей – это наша семья, нас роднят стремление к учебе и знаниям и увлеченность общими делами, желание связать в будущем судьбу свою с железной дорогой и любовь к нашим учителям и воспитателям, возможность получать информацию о профессиях железной дороги, как говорится, «из первых уст» и наглядный пример великого служения делу нашими родителями. А родители, живя и работая на станциях Красный Кут, Урбах, Александров Гай, Питерка, Безымянная, Анисовка, Золотая Степь, Ершов, Мокроус, Малый Узень, Усатово, Лепехинка, Новоузенск, Кайсацкая, Палласовка и других, могут быть абсолютно спокойны за своих детей!


Библиографическая ссылка

Челпаченко В.В. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ МОГУТ БЫТЬ СПОКОЙНЫ ЗА СВОИХ ДЕТЕЙ // Литературное творчество школьников. – 2018. – № 6-2. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1349 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674