Новизна: учитывая опыт народных мастеров Палеха и Сергиева Посада, синтезировать и преобразовать образ матрешки в стилизованный образ русского богатыря; решить проблему сотрудничества как совместной развивающей деятельности преподавателя и воспитанника, а также применить теоретические знания в практической деятельности нахимовцев через формирование практических умений (элементы росписи, прямые линии и штрихи, мазок-капелька, узорные строчки, травный орнамент на щите воина).
Цель: эффективное использование активных методов обучения на уроках изобразительного искусства для создания атмосферы погружения в историю возникновения промысла. Развитие творческого потенциала нахимовцев, создание фантазийного образа богатыря по мотивам народной игрушки – матрешки (роспись плоского камушка в форме овала).
Объект исследования: игрушка – матрешка.
Предмет исследования: активный метод обучения, помогающий сопоставить образы и найти различия в росписи традиционных и современных матрешек, развить компетенции воспитанников, формируемые в результате освоения мастер – класса «Стилизованный образ русского богатыря (роспись по мотивам русской народной игрушки)».
Практическая значимость:
– развитие умений использовать традиционные народные рисунки в практике переработки и создания нового художественного образа;
– овладение принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка приемами работы в макетировании и моделировании;
– овладение приемами работы с цветом и цветовыми сочетаниями.
В ходе мастер – класса нахимовцами решается следующая задача:
– формирование через систему теоретических и практических знаний представлений о культурном наследии нашей страны, о связи современного человека с традиционным народным промыслом.
В результате освоения мастер – класса воспитанники должны:
Знать:
– понятия «промысел» и «цвет»;
– историю возникновения матрешки на Руси;
– основные цвета, которые использовали для росписи игрушек народные умельцы.
Уметь: использовать традиционную палитру цветов в творческой практике.
Владеть: использовать на практике законы соотношения цвета и формы для составления гармоничных декоративных образов. Овладеть приемами «примакивание» и «тычкование» при росписи деталей орнамента на щит воина – богатыря [1].
Матрешка – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные куклы, но меньшего размера. Число вложенных кукол три и более. Кукла выполнена в образе молодой женщины в традиционном костюме и платке на голове. Созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц. Русская матрешка символизирует образ матери и семьи, состоит из разного количества фигурок, олицетворяющих детей разного возраста.
Первая матрешка появилась в России в конце XIX века. Это была восьмиместная деревянная кукла, девушка в цветастом сарафане, белом фартуке, цветном платке на голове и с черным петухом в руках. Выточил игрушку московский токарь В.П. Звездочкин, расписал матрешку художник С.В. Малютин. Прообразом игрушки послужила фигурка японского святого Фукурумы, которая попала в семью А.И. Мамонтова. Родиной русской матрешки стал подмосковный Сергиев Посад – крупнейший центр по производству игрушек.
Цвет – одно из основных художественных средств в живописи. К основным составляющим качествам цвета относятся: цветовой тон, светосила, насыщенность.
Промысел (от глагола промышлять, заниматься ремеслом, мелкое ремесленное производство), – хранит память о наследии народных мастеров [3].
Оборудование и материалы:
Мультимедийное оборудование, кисти, простые карандаши, краски, емкость под воду, образцы росписи, схемы этапов работы, плоские камушки.
Этапы работы:
1. Грунтуем камушек белой гуашью.
2. После высыхания грунта, наносим рисунок [4].
3. Желтой краской расписываем шлем и щит.
4. Коричневой краской покрываем одежду.
5. Красной и зеленой краской рисуем детали щита.
6. Прорисовываем детали одежды, штриховку кольчуги.
7. Прорабатываем лицо богатыря (усы, глаза, рот).
Вывод
В ходе мастер – класса нахимовцы познакомились со стилизованным образом богатыря (роспись по мотивам русской народной игрушки), изучили историю возникновения матрешки на Руси. При создании авторской стилизованной игрушки обучающиеся познакомились с соотношениями формы и цвета, разработали декоративные орнаментальные украшения щита, отработали графические навыки при нанесении штрихов на кольчуге и технический прием – «примакивание» и «тычкование». Развитие подобных компетенций помогает воспитанникам самореализовываться в творчестве на уроках изобразительного искусства, а также погружает нахимовцев в историческое и культурное наследие нашей страны. Содержание учебной программы за 5 класс, предусматривает изучение четырех обширных разделов, одним из них является «Связь времен в народном искусстве». На протяжение всего курса нахимовцы знакомятся с выдающимися произведениями народного декоративного искусства, рассматривают формы бытования народных традиций в современной жизни. Систематическое освоение художественного наследия помогает найти главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов и помогает глубже узнать художественную культуру своего народа.
Библиографическая ссылка
Нестерова Е.Н., Королёв С.А. МАСТЕР– КЛАСС: СТИЛИЗОВАННЫЙ ОБРАЗ РУССКОГО БОГАТЫРЯ (РОСПИСЬ ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ) // Литературное творчество школьников. – 2018. – № 6-2. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1360 (дата обращения: 21.11.2024).