Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Рыбникова Э.В. 1
1 г. Красный Кут Саратовской области, учитель музыки лицея-интерната № 5 ОАО «РЖД»
1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.
2. Джонс Дж. Методы проектирования/ Дж.К. Джонс: пер. сангл.– 2-е изд. доп. М.: Мир, 1986.
3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие и мотивации// Народное образование. 2000 № 9.
4. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов/ Директор школы. 1998. № 4.

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л.Н. Толстой

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя

Элберт Хаббарт

Отличительной особенностью ФГОС нового поколения является системно-деятельностный подход, который предполагает вместо передачи суммы знаний – развитие личности обучающегося на основе способов деятельности.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

УУД направлены на достижение планируемых результатов и участие обучающихся в проектной деятельности позволяет выявить знания, умения и навыки, приобретённые ими в ходе образовательной деятельности.

Технология проектно-исследовательской деятельности впервые была предложена в 1998 году американским психологом, педагогом К.Патриком, который считал метод проектов одним из эффективных методов обучения. Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы работали по традиционной методике, не решились сразу перейти на новые образовательные технологии.

В настоящее время лицей-интернат № 5 ОАО «РЖД» является международной площадкой ежегодно проводимой учебно-практической конференции «Сделай шаг», в которой принимают участие до 5000 человек – преподавателей и обучающихся со всех регионов России от Астрахани до Котласа, от Санкт-Петербурга до Красноярска, а также стран Казахстан, Пакистан, Германия.

Проектные работы участников потенциально востребованы социальным окружением и находят дальнейшее применение в отраслевых, межрегиональных и международных конкурсах и проектах.

Из истории метода проектов

Гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика. Сегодня метод проектов позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Основным назначением внедрения метода проектов является формирование человека с мышлением нового типа – преимущественно продуктивного. В европейских языках слово « проект « заимствовано из латыни: причастие projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Действительно, этот метод заслуживает внимания, «бросается в глаза».

Метод проектов был разработан в начале XX века американским учёным Дж. Дьюи и американским психологом, педагогом К. Патриком с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность обучающихся с учётом их личных интересов. В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринимались попытки возродить этот метод в школьной практике. Однако в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи и его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

«Всё, что я познаю, знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В настоящее время метод проектов является наиболее адекватным среди разнообразных направлений современных педагогических методик и технологий.

Преимущество метода проектов

В чем преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.

В проектном обучении ценны не результаты, а сам процесс.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Проект – это творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение творческих работ – создание собственных произведений, идеальных или реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе использование мультимедийных технологий.

Позволяет учиться на собственном опыте и опыте других людей в конкретном деле.

Позволяет совместить акцент процесса пассивного накопления учеником сумм знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способных решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Проектный метод позволяет дифференцированно подходить к обучению ребят.

Происходит развитие навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных. (работа в группе – не подвести товарища, соперничество – кто лучше?)

Умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.

Метод проектов на уроках музыки

Работа учителя музыки в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей обучающихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества обучающихся стала в настоящее время – в период модернизации российского образования.

Основная задача учителя музыки – формирование положительной мотивации в процессе изучения предмета «Музыка» в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности обучающихся на продуктивно-творческий уровень.

Развивающие приемы обучения, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации.

Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Глубоко убеждена, что музыка как искусство и музыка как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия ученика и учителя.

В основу урока музыки должна быть положена учебно-познавательная деятельность обучающихся, направленная на стимулирование личностного восприятия музыкального произведения, когда каждый ученик, постигая объективное содержание произведений музыкального искусства, находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

Из опыта работы

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

1. Тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

3. Необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием.

Новизна подхода в том, что обучающимся дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

В своей практической деятельности использую метод проектов более 10 лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития обучающихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний.

В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Осуществляя эту работу, ученики могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.

Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет ученикам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

– во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;

– во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

– в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие – целый урок.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.

2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера» и т.д.

3. Сценарные проекты – сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.

5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.

6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.

Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером и.т.д.

Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

Активизировать познавательный интерес учеников помогает разработанный дидактический материал: раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями обучающихся.

Материалы готовятся вместе с учениками. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Опыт работы проектной методики позволяет провести предварительный анализ и дать ответ на вопрос: «Как данная технология влияет на обучение музыке».

Технология метода проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мной, но и воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на культуру и историю своей страны. Все это призвано способствовать максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого, формированию активной гражданской позиции обучающихся.

Метод проекта в процессе обучения позволяет включить обучающихся в реальную исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата.

Из вышесказанного следует вывод – использование на уроках музыки метода проектов позволяет по-новому получать и презентовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. позволяет проводить уроки музыки на современном уровне. Он очень удобен не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала учащихся, воспитания интереса к музыкальной культуре. Работа над разного вида проектами позволяет развивать разные стороны личности каждого школьника, способствует его социализации и самовыражению.

Главное, в чем позволило убедиться использование проектной технологии и интерактивных методик, – повышается мотивация изучения произведений классики, формируются ключевые образовательные компетенции: ответственность, способность реагировать в изменяющейся ситуации, работать в группе, вести диалог, проектировать реальный культурно-образовательный продукт.


Библиографическая ссылка

Рыбникова Э.В. МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ // Литературное творчество школьников. – 2018. – № 6-2. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1362 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674