Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

ОЛЯ. ОЛЬГА. ОЛЬГА АНДРЕЕВНА

Лопатина Н.М. 1
1 г. Оленегорск, Мурманская область, МОУ ООШ № 21, 7 Б класс
Борисевич И.И. (г. Оленегорск, Мурманская область, МОУ ООШ № 21)
1. Интервью с Перепелицей О.А.
2. Личный архив Перепелицы О.А.
3. Мозолевская А.Е., Мечкина Е.И. «Саамское рукоделие» – Апатиты, 2008.
4. Перепелица О.А. Вот диво какое! (сборник стихотворений) – Мурманск, 2017.
5. Сайт муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» (страницы «Война в судьбах оленегорцев», «Оленегорск литературный») http://www.ol-cbs.ru
6. Электронная библиотека «Кольский север» http://kolanord.ru

1937 год…. Тундра. Осень. Горы и возвышенности, заросшие серебристым ягельником и низкорослыми кустарниками, пестреют многообразием красок, шумят водопады, ласковый осенний ветер обдувает лицо женщины, которая управляет в одиночку оленьей упряжкой. Впереди 40 километров по удивительно красивой осенней тундре и ожидание свершения таинства появления на свет нового человека – девятого ребёнка в семье оленевода.

Добравшись до местечка Калъяврь, Антонова Марина Артемьевна сделала остановку. В этом местечке, в деревянном амбаре прекрасным октябрьским днём и появилась на свет девочка Оля.

Оля растёт в окружении заботливых братьев и сестёр, трудолюбивых родителей. Для всех, даже самых маленьких членов семьи всегда находилась работа, которую каждый стремился выполнять хорошо. Случалось, родители уходили в тундру на несколько месяцев, и дети самостоятельно кормили овец, ухаживала за собаками, заботились друг о друге, готовили еду, ловили рыбу.Жизнь текла своим чередом, но в мае 1941 года привычный уклад был нарушен – старшего брата Оли, двадцатилетнего Ивана, забирают в армию. За месяц до начала войны родители Оли получили от Ивана всего три письма, а потом связь с ним оборвалась навсегда. Переживания матери о судьбе сына передавалась всем членам большой семьи. Вот тогда маленькая Оля не поняла, а почувствовала, что в их страну, в их семью пришла большая беда.

Мирная жизнь закончилась. Люди стали работать ещё больше, ведь сейчас они считали долгом не только прокормить свои семьи, но ещё и обеспечить всем, чем могут, фронт. Дети старались помогать взрослым. Четырёхлетняя Оля – маленькая хозяюшка – старательно выполняла поручения старших, не капризничала по пустякам, много времени проводила рядом с мамой за домашней работой: училась ремонтировать одежду и обувь, вязать, стирать. Находилось время и для отдыха.

Летом 1942 года, в праздничный день, молодёжь Териберки отправилась в горы. У подножья горы пели песни, танцевали. А маленькая Оля с отцом пошла на прогулку к берегу Кольского залива. Вдруг праздничный гул заглушил рёв вражеских самолётов. С неба, словно град, сыпались бомбы. На берегу был небольшой амбар на сваях, куда и поспешили укрыться от обстрела люди. Для маленькой Оли с отцом внутри амбара места не нашлось, и они спрятались под него. Перед глазами Оли открылось страшное зрелище: на рыболовные траулеры, стоящие на рейде, падают бомбы. Поднимается очень высокий столб воды, и промысловые суда медленно погружаются, погибая, на дно залива. Ужас застыл в глазах всех, кто был в тот момент в амбаре и под ним. И только тогда, когда вражеские самолёты покинули небо над Териберкой, Оля с отцом узнали, что погибли не только промысловые суда, но и люди, молодые люди, поющие и танцующие в горах… На поселковом кладбище появилась братская могила.

Териберка ещё неоднократно подвергалась налётам немецких бомбардировщиков, но Оля уже не знала об этом, потому что вместе с другими детьми была эвакуирована за 45 километров от родного посёлка в тундру.

В жизни маленькой Оли началась новая пора. Здесь семьи жили в чумах. Восемь или двенадцать жердей покрывали брезентом, посреди чума разводили очаг. Оля вместе с братьями и сёстрами собирала ягоды и грибы, смотрела рыболовные сети, чистила рыбу, мыла посуду, осваивала национальные ремёсла. Находилось время и для игр. Одна из любимых игр – игра в косточки «Олень». Детвора для этой игры использовала «бабки» – косточки от ног оленя, которые в зависимости от размера могли быть «оленем», «санями», «керёжей», «собачкой». Тонкие длинные косточки служили «хореем». В «упряжку» впрягали по нескольку «оленей» – райды, на которых перевозили чум, утварь и всякий груз. Косточки соединялись между собой нитками и могли быть переставлены так, как желали дети. А ёще Оля со своими братьями и сёстрами очень любила устраивать дымокур для оленей. Дети поджигали дёрн – это и был дымокур. Ставили его по ветру, олени обдавались дымом и вели себя спокойно, наслаждаясь тем, что их не одолевают комары и оводы.

Кроме этого детвора развлекала ещё себя прыжками на расстояние и в высоту, состязаниями в стрельбе из лука, разнообразными играми с верёвкой. И только став взрослой, маленькая Оля поймёт, что это были не просто игры. Это были игры, которые развивали смелость, ловкость, выносливость и смекалку, а так же воспитывали бережное отношение маленьких обитателей тундры к природе.

Через год семьи из тундры вернулись в посёлок. Продолжали неустанно трудиться, обеспечивая свои семьи и фронт сёмгой, олениной, ягодами. Детство Оли голодным не было. Им в посёлок привозили сухую морковь, лук. Рыбу можно было ловить сколько угодно. Хватало на всех. Неподалёку от посёлка было большое озеро, на берегу которого обильно росла морошка. Морошку ребятишки собирали в большую бочку, которую потом убирали в специальную яму и покрывали дёрном. Зимой из этого «холодильника» доставали свежую ягоду и лакомились ей.

Выполняя свою работу, каждый взрослый и ребёнок помнил о том, что в стране война. С замиранием сердца ждали вестей с фронта, всем посёлком читали редкие солдатские письма, плакали над серыми похоронками и отчаянно ждали окончания войны.

Восьмилетняя Оля в майский необыкновенно солнечный день услышала долгожданную весть. Война закончена! Люди бросили все свои дела, выбежали из домов на улицу, обнимали и целовали друг друга, смеялись и плакали. А уже через месяц все вместе встречали тех, кто возвращался с фронта из рядов оленно – транспортного батальона.

В первый послевоенный год Ольга идёт в школу. С увлечением учится читать и писать, начинает заниматься лыжным спортом. В годы войны маленькая Оля научилась преодолевать все трудности, терпеть невзгоды и упорно трудиться. Поэтому учиться ей несложно. Война закалила её характер. Серьёзная, ответственная девочка растёт упрямой в достижении своей цели, наблюдательной и очень доброй.

Вместе с отцом Ольга отправляется на рыбалку на весельных лодках. Мама нянчит дома новорождённого ребёнка, а Ольга заменяет её в рыболовной бригаде. Двенадцать километров предстоит преодолеть Ольге. Руки покрыты мозолями от вёсел, усталые ноги с трудом передвигаются. Ольга освобождает лодку от улова и довольная собой приступает к обработке рыбы. Сейчас она уже со всем может справляться сама и даже учить хозяйским премудростям младшего брата.

Зимой Ольга отправляется вместе со своим учителем в лыжный поход. Команде лыжников предстояло преодолеть 30 километров. Снега много, мороза разгорячённые движением ребята не чувствуют. Ольга испытывает настоящее блаженство, вдыхая воздух тундры, слушая шуршанье снега под своими лыжами. Ольга хорошо знает, что северная погода непредсказуема, поэтому не удивляется молниеносно начавшейся пурге. Команда сбилась с пути. Идти трудно. Ребята выбились из сил. Стемнело. Где-то вдалеке пурге подвывали волки. Но ни страх, не отчаяние не охватило Ольгу, ведь она шла в места, где родилась и жила, когда была война. Ольга сумела в сгущавшихся сумерках разглядеть озеро. Она узнала его! Рядом с этим озером летом трудилась Ольгина семья. Зашли в амбар, где были приготовлены дрова, еда. Отдохнули, обогрелись, наелись. А с рассветом возвращались обратно. Ольгина наблюдательность и любовь к родной тундре помогли всей группе вернуться в посёлок целыми и невредимыми.

В привычных домашних хлопотах, заботах всех членов семьи друг о друге, учёбе в школе прошли годы. Ольга заканчивает в 1956 году среднюю школу и задумывается о своей дальнейшей судьбе. Отца к этому времени уже не было в живых. Непросто Ольге далось решение оставить любимую тундру, маму, братьев и сестёр и уехать в Мурманск учиться в педагогическое училище. Мама поддержала Ольгу в её решении, чем очень облегчила сердце дочери.

Через два года Ольга Андреевна приезжает работать в детский сад воспитателем. Открывает своё сердце детям и … поэзии. Пишет стихи о природе тундры, о людях, о жизни, о душе. Часто память возвращает Ольгу Андреевну в её далёкое военное детство. С лёгкой грустью и бесконечной теплотой и нежностью она вспоминает те непростые годы:

Бывает, память не унять,

Она в душе затронет что-то:

Возникнут кувакса и мать,

Отец и тундры, и болота...

И понесёт меня река

В серебряных пречистых водах.

И в этот миг жизнь так легка,

Что тают, как туман, невзгоды.

Я вспомню, вспомню и не раз

Отца и мать, края родные:

Болота, тундры вековые

И взор озёрных чистых глаз.

И вспомню всё, и сердце вновь

В груди взметнётся так тревожно,

Назад вернуться невозможно,

А память всё волнует кровь.

Память о родителях, тундре, детстве и войне живёт в сердце Ольги Андреевны и отражается в её творчестве.

В память о маме Ольга Андреевна бережно хранит орден «Материнская слава» III степени. Этот орден учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года. Выдавался он тем матерям, которые воспитали семерых детей. Каждый из детей Марины Артемьевны – это её награда, её заслуга, её гордость. И это не громкие слова….

Отголоски войны напоминают Ольге Андреевне о её любимом старшем брате, который пропал во время войны без вести. Не даёт покоя мысль о том, что она обязана выяснить, что же произошло. В век интернета сделать это оказалось не совсем сложно. Антонов Иван Андреевич – молодой парнишка, новобранец, которого эшелон вёз в сторону Польши в мае 1941 года, в самом начале войны попал в плен и погиб. Похоронен в братской могиле на границе Германии и Саксонии. Очень хотелось бы Ольге Андреевне поехать к этой могиле, чтобы отдать дань памяти родному человеку, но жизненные обстоятельства не позволяют этого сделать. Те три письма, которые успел Иван прислать маме, долго хранились в семейном архиве. Мама Ольги Андреевны помнила каждую строчку, берегла жёлтые конверты, но всё же поддалась на уговоры дочери и отправила ей по почте дорогие сердцу листки. Ольга Андреевна планировала передать их в музей, как историческую память, как свидетеля тех страшных лет, но, к сожалению, письма не дошли до адресата.

Сегодня Ольга Андреевна – известный в городе человек. Она продолжает писать стихи, делиться с горожанами своим умением делать функциональные и прикладные вещи в саамском стиле, рассказывать на встречах с подрастающим поколением о своём военном детстве и культуре саамского народа.

В личном архиве Ольги Андреевны хранятся документы – награды и благодарственные письма – свидетельство того, что дитя войны стало активным, творческим, неравнодушным гражданином своего города, своей страны.

Ольга Андреевна – участница городского фестиваля национальных культур, ежегодного фестиваля саамской музыки и культуры, фестиваля детских и молодёжных театрализованных постановок на саамской языке, организатор и участница выставки декоративно-прикладного творчества «Саамские узоры». Вклад Ольги Андреевны в культурную жизнь города огромен. Председатель правления общественной организации саамов Мурманской области и глава города Оленегорска на протяжении многих лет вручают Ольге Андреевне письма со словами благодарности за её активную гражданскую позицию, патриотическое воспитание подрастающего поколения, пропаганду дружбы российских народов. В 2017 году Ольга Андреевна отметила восьмидесятилетний юбилей. Несмотря на солидный возраст, дочь Севера и Тундры продолжает ходить в походы, посещать все культурные события, происходящие в городе, заниматься творчеством и дарить блеск своих добрых глаз окружающим. Маленькая Оля, закалённая тундрой и военным детством, выросла настойчивой и пытливой, энергичной и талантливой, надёжной и мудрой, сильной духом и умеющей искренне любить Ольгой Андреевной.

Фотосвидетельства

lopat1.tif

Антонова Марина Артемьевна

lopat2.tif

Семья Антоновых

lopat3.tif

Дети и внуки Марины Антоновны на Перх-озере, в тундре

lopat4.tif

Марина Артемьевна с детьми в тундре

lopat5.tif

Марина Артемьевна с сыном Георгием в Териберке

lopat6.tif

Марина Артемьевна с дочерьми и внукам

lopat7.tif

В тундре

lopat8a.tif lopat8b.tif

Орден «Материнская слава» III степени

lopat9a.tif

lopat9b.tif

lopat9c.tif

Игра в косточки «Олень»

lopat10a.tif

lopat10b.tif

Ольга – лыжница

lopat11a.tif

lopat11b.tif

Дочь Севера и Тундры

lopat12a.tif

lopat12b.tif

Дочь Севера и Тундры

lopat13a.tif

lopat13b.tif

lopat14a.tif

lopat14b.tif

Изделия, созданные Ольгой Андреевной

 

Наши встречи с Ольгой Андреевной

lopat15a.tif lopat15b.tif

lopat15c.tif lopat15d.tif

lopat15e.tif


Библиографическая ссылка

Лопатина Н.М. ОЛЯ. ОЛЬГА. ОЛЬГА АНДРЕЕВНА // Литературное творчество школьников. – 2019. – № 1-1. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1370 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674