Настя рвала и метала. На неё свалилась неприятность: её планы были под угрозой. Каникулы, Новый Год, Рождество… Неужели не понятно, что всё это предназначено для радости и отдыха?! А тут проект – как снег на голову.
– Ну почему, почему именно я? – в который раз спрашивала она скорее у себя, чем у бабушки.
– Наверно потому, что ты можешь справиться с этой работой лучше, чем другие, – спокойно ответила Ольга Петровна. – Ведь это конкурс, и результат должен быть достойным. К тому же, это может быть интересным.
– Что же тут интересного? – воскликнула Настя.
– А как звучит тема?
– В том-то и дело, что тему нужно сформулировать самостоятельно.
– Ну, тем более хорошо – свобода выбора.
– Что за шум, а драки нет? – весело спросил входящий в комнату Герман – брат Насти, студент 3 курса исторического факультета.
– Твоя сестра страдает, – сказала бабушка. – Будь хорошим братом, помоги ребёнку.
– А что надо?
– Сделать проект, посвящённый Далю, – уныло ответила Настя.
– А в чём проблема?
– Проблема в том, что это скучно и грустно и заберёт у меня кучу времени, которое я планировала провести совсем иначе, ведь скоро Рождество.
– Значит, нужно найти изюминку, чтобы это заинтересовало тебя саму и не казалось наказанием и пустой тратой времени.
– Как ты думаешь, Герман, что может заинтересовать современного старшеклассника в русской словесности позапрошлого века?
– Быть может, судьба самого человека, столь неординарного и разностороннего? Владимир Иванович Даль… А кто он по национальности? – с усмешкой спросил брат.
Чувствуя подвох, Настя не спешила с ответом.
– А кто он был по профессии? – продолжил Герман.
– Ну и?.. – ждала ответа Настя.
– Не знаешь, узнай. Тогда и интерес появится.
– Так ты мне не поможешь?
– Уже.
– Что уже?
– Помог.
– Ну Герман! – разочарованно воскликнула девочка.
– Да, «у всякого Федорки свои отговорки», – промолвила бабушка.
– Вот именно. Иди ищи первоисточник. Освоишь, приходи. Помогу искать «изюм», – сказал Герман и ушёл в свою комнату.
– Вот так всегда! Озадачил и ушёл, – возмутилась Настя и села за компьютер знакомиться с этим «неординарным и разносторонним человеком».
Биография Даля действительно впечатляла. Здесь было столько удивительных моментов!
Владимир Иванович Даль был многосторонней личностью. Он разбирался в земледелии, в торговле, в инженерном деле, в медицине, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, автором учебников по зоологии и ботанике, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. И как это всё можно было совмещать?! Настя задумалась. От переизбытка информации голова гудела, но главная идея проекта пока не вырисовывалась.
Настя решила сделать передышку и стала рассматривать ёлочку, украшенную разноцветными игрушками. За окном смеркалось, Настя включила гирлянду и залюбовалась игрой разноцветных огоньков…
* * *
– Тише ты! Тут человек! – раздался обеспокоенный шепот.
– Да она всё равно спит, – ответил другой голос.
– Хватит тебе шуршать! Вдруг ты её разбудишь?
За ёлкой слышалась какая-то возня. Было понятно, что их двое. Но кто они?
– А почему она спит?
– Устала. У неё «перезагрузка».
– А от чего она устала?
– От переизбытка информации. Кузя, ты как будто не видел, сколько всего она перечитала про этого Даля.
– Это тот, который создал толковый словарь русского языка?
– Да. А ещё он писал сказки, собирал пословицы и поговорки русского народа. А самое удивительное то, что сам он был по происхождению нерусским.
– Как это, нерусским? Он же написал «Русские сказки и предания»!
– Да, но его отец был датчанином, а мать – обрусевшей немкой. Но они оба «дружили» с языками. Его мама, Мария Христофоровна, знала пять языков, а его папа, Йохан Христиан – по-русски Иван Матвеевич – был лингвистом и даже был приглашён Екатериной II на должность придворного библиотекаря.
Сам же Владимир Иванович знал более двенадцати языков. О себе он рассказывал: «Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». Всю жизнь он с любовью изучал Россию, быт, религиозный, житейский опыт и язык народов, ее населяющих, открыл нам богатства родного нашего языка. – Какая ты умная, Мотя!
– Да ладно тебе, Кузя. Ты вгоняешь меня в краску. А самое интересное знаешь что?
– Что?
– Что всем этим он занимался всю жизнь как бы между делом.
– Как это, между делом? Каким делом, Мотя?
– Он закончил медицинский факультет и служил хирургом, в том числе и на войне.
– Поразительно! Так, он был врачом?
– И не только. Сначала он был моряком, потом хирургом, служил при Министерстве внутренних дел, был высокопоставленным чиновником. И куда бы его ни забросила судьба, везде находил он удивительные слова, из которых потом возник главный труд его жизни – Толковый словарь живого великорусского языка.
– А я знаю, что Даль был знаком с Гоголем, Дельвигом, Крыловым и многими другими. Но особая страница его жизни – трогательная дружба с Александром Сергеевичем Пушкиным. Как только Даль узнал о дуэли поэта с Дантесом, он примчался в дом своего друга и неотлучно дежурил у его постели до самой смерти Пушкина.
– Кузя, ты молодец! Только говори потише, а то Настю разбудишь.
– Сама ты тише! Она и так уже просыпается!
* * *
Настя открыла глаза. Ёлочка по-прежнему играла разноцветными огоньками. Подозрительные шорохи привлекли к себе её внимание. Она подошла к ёлке и стала рассматривать игрушки. У них в семье была традиция украшать ёлку не только шариками и сосульками, но и маленькими игрушками. Взгляд девочки скользил по веткам, останавливаясь на знакомых с детства героях.
И тут она заметила две игрушки, которые были ей незнакомы.
– Проснулась уже, детка? – спросила бабушка, войдя в комнату. – Совсем ты измучилась с этим проектом, милая моя.
– Бабуля, а это что за чучундрики? – спросила Настя, указывая на незнакомые игрушки.
– Никакие это не чучундрики. Не обижай моих друзей, Настюша. Это – Кузя и Мотя – игрушки моего детства.
– Ничего себе! А где ты их взяла? Почему я раньше их не видела?
– В этом году продали наш дачный домик. А на чердаке в старом чемодане хранились самодельные игрушки. Они неплохо сохранились. Эти – мои любимые, их привезла тётя Валя.
– А почему они твои любимые?
– В детстве, когда я оставалась одна, я любила с ними поговорить. Они мне казались умными и понимающими. Во всяком случае, слушали они меня очень внимательно,– улыбнулась Ольга Петровна.
– А они тебя только слушали? Не разговаривали? Тебе, случайно, ничего не рассказывали?
Тут в комнату вошел Герман.
– Ну что, Настюха, нашла изюминку? Или всё ещё печалишься?
– Как говорит первоисточник, «ни радости вечной, ни печали бесконечной», – с усмешкой ответила девочка.
– Ну что ж, вижу, ты постигла глубину народной мудрости в трактовке Владимира Ивановича. А проект как назовёшь?
– «Энциклопедист-универсал нового времени».
– А изюминка в чём?
– А изюминка в том, что её нет.
– Не понял. Не смогла выбрать?
– Что такое изюминка? Своеобразная прелесть, придающая особый вкус.
– Ну, спасибо, «просветила», – засмеялся Герман.– А всё же?
– Ну как тебе сказать? Изюминка – это какая-то важная мелочь, а здесь не было мелочей, здесь всё было существенно. Мне очень понравились слова Владимира Ивановича Даля «Надо зацеплять всякое знание, какое встретится на пути; никак нельзя сказать вперед, что в жизни пригодится…»
Я решила сделать их эпиграфом к своей работе.
– Респект,– сказал Герман и удалился.
Ольга Петровна хлопотала на кухне над Рождественским пирогом, а Настя ещё долго задумчиво смотрела на ёлочку, рассматривала Кузю и Мотю и размышляла о рождественских чудесах. Под елочкой лежала праздничная открытка с пожеланиями: «Новогодней сказки и чудес под Рождество».
«Бывает же такое!» – подумала вслух Настя и пошла на волшебный запах рождественского пирога.
Библиографическая ссылка
Зябирова Ю.З. ИСТОРИЧЕСКАЯ СКАЗКА (ПРО В.И. ДАЛЯ) РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК // Литературное творчество школьников. – 2019. – № 1-1. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1397 (дата обращения: 04.12.2024).