Печорин и Грушницкий. На эту тему написано много. Печорин и Грушницкий – характеры-антиподы. Постараемся остановиться на небольших деталях. Их взаимная неприязнь возникла еще раньше, до встречи в Пятигорске. Печорин замечает в журнале: «Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях <…>. Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать» [1; с.504]. Печорин морально уже готов к столкновению, к агрессии. И поэтому оценивает реальные шансы на победу, оценивает потенциального противника: «Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле; он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!» [1; с.505]. В любом случае для Печорина столкновение с Грушницким – это риск, азарт, драйв, адреналин.
Причина столкновения – Печорин увидел себя в Грушницком, как в кривом зеркале. Грушницкий следует моде на «скуку» и разочарованность, пытается играть роль романтического героя. Возможно, Печорин не слишком бы обратил на него внимания, если бы тот не начал манипулировать мнимой ущербностью (например, сцена у колодца Грушницкий – княжна Мери).
Возможно, и Печорин по-другому бы начал знакомство и с княжной Мери, если бы, во-первых, Грушницкий не проявлял бы к ней интереса, и, во-вторых, если бы княжна сама не дала повода, проявив высокомерие. Ответ не заставил себя ждать…
Далее Печорин встречается с Верой: «Она вверилась мне с прежней беспечностью, – и я ее не обману: она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть» [1; с. 518]. И все то, что было просто безобидной игрой, элементом общения, приобретает значение иной игры – то ли фарса,
то ли декорации. – «Довольна ль ты моим послушанием, Вера? – сказал я, проходя мимо ее. Она мне кинула взгляд, исполненный любви и благодарности», (запись в журнале от 23 мая).[1; с.525].
Ради тайных встреч с Верой он готов на многое: готов рисковать и вести двойную игру, готов на самопожертвование и не останавливается перед необходимостью приносить жертвы. В этом жертвами становятся все, кто каким – либо поступком или помышлением, вольно или невольно, могли стать препятствием на пути к цели… Печорин интригует, сталкивает интересы окружающих его людей, «плетет сеть»…
Но дело в том, что все манипулируют ради достижения собственных целей: общество (пестрая толпа) мстит Печорину за его превосходство во всем и планирует против него целый заговор… «Я вернулся домой, волнуемый различными чувствами. Первое было грусть. «За что они все меня ненавидят? – – думал я. – за что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет…<…> И я чувствовал, как ядовитая злость мало- помалу наполняла мою душу…» (запись от 12 июня) [1; с. 543].
Печорин проявляет благородство, предоставив Грушницкому свободу выбора, однако и сам выбор – есть манипуляция… Печорин стал свидетелем выбора Грушницкого, как тот примкнул к заговору.
Возможно, после ночных раздумий он приходит к выводу, что агрессивность со стороны общества (тех, кого не пускают в столичные аристократические гостиные) могла быть спровоцирована им самим, а именно тем, что Печорин их не замечает. Печорин может предполагать, что подобное поведение могли вызвать его психологические опыты, поэтому решает их прекратить в отношении княжны Мери, желая быть с ней честным. Поэтому он признается: «… Не буду оправдываться, ни объяснять своих поступков: я вас не люблю». Однако правда в том, что он сам с точностью не знает, любит – не любит. Во всяком случае, это было совсем другое чувство, чем к Вере. Княжна – олицетворение чистого, непорочного... Лицемерие, притворство, равнодушие оказались лишь масками. (Выбор в любви Печорина может означать отказ от желания меняться самому и выбор направления движения – к замкнутости).
Печорин хотел бы видеть в окружающих людях положительные свойства характера, но разочаровывается. «Если б Грушницкий не согласился (участвовать в представлении с дуэлью), я б бросился ему на шею», – отмечает Печорин в журнале от 12 июня. Однако этого не произошло. Грушницкому Печорин позволяет изменить решение, «борьба совести с самолюбием была непродолжительна» [1; с. 543].
Интересно другое: утром 16 июня, находясь в обществе молодых людей, Грушницкий правдиво рассказывает о происшествии ночью, о поимке некоего господина, который пробрался в дом к княжне Мери. Грушницкий нисколько не заботится о репутации девушки, ослепленный унижением собственного самолюбия, и называет имя – Печорин. Далее последовал вызов на дуэль, причем, Печорин берет инициативу в свои руки, и действие развивается уже по его сценарию. «А! так это вас ударил (вчера ночью) я так неловко по голове!» – замечает он драгунскому капитану. Реакция капитана: «тот пожелтел, посинел, скрытая злоба изобразилась на лице его» [1; c. 548].
В словах Печорина насмешка, ирония – он насмехается над человеком, чтобы вывести его из равновесия, и это ему удается, причем, защищая Веру, он рискует репутацией княжны. Смысл предлагаемого капитану и Грушницкому действия – «просить прощенья у человека, действительно нарушившего мораль». Так это должно выглядеть в восприятии капитана, и поэтому возможность компромисса или мирного решения уменьшается во много раз…
Дуэль. Грушницкий находится под влиянием драгунского капитана, который не рискует ничем. Драгунский капитан торопится (когда манипулятор ссылается на нехватку времени, он заставляет человека быстро принять решение, часто не взвешивая все «за» и «против»). Печорин пресекает: «Следующие слова я произнес нарочито с расстановкой, громко и внятно…» [1; c.556]. Момент истины, формальная возможность избежать дуэли – и оскорбленное самолюбие… «finite la comedia»… [1; c.557].
Печорин жестокий и волевой человек, но справедливость поступка, а именно, выбор стрелять в противника, а не в воздух, – автором ставится под сомнение, моральная оценка поступка содержится в записке доктора Вернера: «…Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете…Прощайте…» [1; с. 558]
А действительно, был ли выбор у Печорина? Вопрос риторический…Cherchez la femme...
Библиографическая ссылка
Казакевич М.П., Латнер Г.О. ПЕЧОРИН И ГРУШНИЦКИЙ (ПО РОМАНУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ») // Литературное творчество школьников. – 2019. – № 1-1. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1403 (дата обращения: 04.12.2024).